Анализ жизненного цикла организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ жизненного цикла организации и разработка рекомендаций для дальнейшего развития. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты жизненного цикла организации;
провести анализ деятельности ОАО «Когалымский молочный завод»;
разработать рекомендации для дальнейшего развития предприятия;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.98 Кб (Скачать файл)

         Увеличение продаж существующим  потребителям. На рынке, находящемся  в стадии зрелости, рост за  счет переманивания клиентов  у конкурентов не столь привлекателен  по сравнению с повышением  продаж своим потребителям. Стратегии  по увеличению продаж собственным  клиентам могут включать в  себя подарки от фирмы, поиск  новых возможностей применения  товаров или предоставление дополнительных  услуг. Так, продуктовые магазины  увеличили средний объем продаж  одному покупателю путем организации  пунктов проката видеокассет,  использования автоматических банковских  счетчиков и т. д.

          Приобретение фирм-конкурентов по  низкой цене. Иногда складывается  ситуация, что можно дешево приобрести  потерпевшие крах компании-конкуренты. Приобретение по выгодным ценам  фирм может обеспечивать низкие  издержки, если оно также обеспечивает  возможности увеличения эффективности производства. Кроме того, к компании переходит клиентура приобретенного конкурента. Самыми выгодными приобретениями являются те, которые существенно усиливают конкурентные позиции фирмы-покупателя.

          Выход на международные рынки.  По мере того как национальный  рынок переходит в стадию зрелости, фирмы начинают искать пути  выхода на зарубежные рынки,  где еще наблюдается растущий  спрос на их товар и не  столь сильно давление конкурентов.  Некоторые производители из развитых  промышленных стран находят стратегию  интернационализации весьма привлекательной,  так как производственное оборудование, которое уже морально устарело  на внутреннем рынке, может  быть использовано на предприятиях  менее развитых иностранных государств (путь, который позволяет снизить  издержки при выходе на зарубежный  рынок).

          Такая возможность возникает,  когда: 

1) иностранные потребители  не слишком привередливы и  не слишком требовательны к  новизне и характеристикам товара;

2) иностранные конкуренты  слабее, не представляют большую  угрозу и не в состоянии  следовать в производстве последнему  слову техники. 

          Стратегия интернационализации  приобретает особый смысл, когда  имя и репутация фирмы, а  также ее товары уже известны  на зарубежном рынке. 

           Наверное, самой большой ошибкой,  которую фирма может совершить  при определении своей стратегии  в тот период, когда отрасль  находится в стадии зрелости, является выбор чего-то среднего  между низкими издержками, дифференциацией  и фокусированием. Такой стратегический  компромисс гарантирует, что,  в конце концов, у фирмы не  будет возможности завоевать  конкурентное преимущество, базирующееся  либо на низких издержках, либо  на дифференциации; создать у  покупателей благоприятное мнение о фирме; вырваться в группу лидеров отрасли. Другие стратегические ошибки заключаются в жертвовании прочными конкурентными позициями ради сиюминутной прибыли, в слишком медленном реагировании на изменение цен, в задействовании больших мощностей при замедлении темпов роста отрасли, в больших расходах на маркетинговые усилия по увеличению продаж, в невозможности достаточно быстро обеспечить снижение издержек14.

            ОАО «Когалымский молочный завод», как, впрочем, и в любой другой  организации, идеология отвечает  на главный вопрос: «Зачем мы  всем этим занимаемся?», придавая  организационной деятельности смысл.  Выделим четыре важные функции  идеологии фирмы:

-- она определяет цель, к которой всем необходимо  стремиться;

-- мобилизует персонал;

-- задает четкий критерий  принадлежности к данному коллективу (принцип разделения «мы - они», или, в более конкретной формулировке  из военного лексикона, «свой  - чужой»);

--формирует систему ценностей,  которая, в свою очередь, позволяет  выбрать допустимые методы для  достижения поставленной цели.

          Говоря об успешности применения  тех или иных стратегий, отметим  специфику российского рынка,  что у него свои парадоксы,  которые необходимо учитывать.

          И в современных условиях успеха  на стадии зарождения добились  лишь компании, которые и использовали  эту специфику. Невозможно представить  ни одну западную компанию, которая  бы одиннадцать лет ждала того  момента, когда её товар опять  станет конкурентоспособным. ОАО  «Когалымский молочный завод» смогли, и в итоге получилась преуспевающая компания.

          Как это ни странно прозвучит  для тех, кто привык считать,  что экономический рост связан  со стимулированием спроса, российские  успешные компании в своих  стратегиях, как правило, следуют  теории предложения. Суть ее  заключается в том, что производитель  нового товара или услуги не  ждет появлении рынка, а формирует  его сам, сначала предлагая  товар в небольших объемах  и на практике, доказывая его  полезность для потребителя, потом  проводя активную рекламную кампанию  и фиксируя принадлежность этого  товара к определенной торговой  марке, а потом, и это самый  опасный момент, за счет резкого  снижения цены товар предлагается  большому рынку. 

           Очевидно, что на этом этапе  компания нуждается в больших  кредитах и резком снижении  издержек производства. Но если  последнее ей удается, она оказывается  хозяином на уже большом и  стабильном рынке, стабильном  потому, что от полезной и ставшей  привычной вещи потребителю отказаться  очень сложно.

            Рискуют ли они при этом? Конечно,  рискуют, но другого пути, похоже, и нет, прежде всего, из-за  конкуренции, В том, что этот  процесс финансируется кредитом, нет абсолютно ничего страшного:  капитал только для того и  существует, чтобы создавать новую  стоимость, и только пока он  пользуется спросом со стороны  рискованных предпринимателей, может  быстро расти богатство страны.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В первой  главе отражены основные понятия жизненного цикла организации, модели, этапы, , приведены примеры видов жизненного цикла организации, преимущества и недостатки.    

       Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.

       Во второй главе был проведен анализ жизненного цикла организации действующего предприятия на примере ОАО «Когалымский молочный завод» .

      При зарождении ОАО «Когалымский завод», организация еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли.

        В  этот период происходили, в  основном, обсуждения по поводу  будущего организации, в ходе  которого основатели заложили  «теоретический» фундамент новой  компании. Зародилась идея о создании  молочного завода, так как во  всем субъекте подобной организации  не было. Молочные изделия привозили  из соседних областей. Идея получила  положительную оценку, были сформулированы  определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и обозначена готовность взять на себя риск основания нового дела. При создании организации были поставлены такие вопросы, как:

· Что мы реально собираемся делать?

· Как это будет сделано?

· Когда это может быть сделано?

· Кто собирается это делать и почему?

       В третьей главе были рассмотрены проблемы жизненного цикла организации, разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности организации.

           Наверное, самой большой ошибкой,  которую фирма может совершить  при определении своей стратегии  в тот период, когда отрасль  находится в стадии зрелости, является выбор чего-то среднего  между низкими издержками, дифференциацией  и фокусированием. Такой стратегический  компромисс гарантирует, что,  в конце концов, у фирмы не  будет возможности завоевать  конкурентное преимущество, базирующееся  либо на низких издержках, либо  на дифференциации; создать у  покупателей благоприятное мнение  о фирме; вырваться в группу  лидеров отрасли. Другие стратегические  ошибки заключаются в жертвовании  прочными конкурентными позициями  ради сиюминутной прибыли, в  слишком медленном реагировании  на изменение цен, в задействовании  больших мощностей при замедлении  темпов роста отрасли, в больших  расходах на маркетинговые усилия  по увеличению продаж, в невозможности  достаточно быстро обеспечить  снижение издержек.

.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Специальная литература

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации/Р.Акофф - М.: Прогресс, 2005. - 139 с.
  2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие/В.Б.Акулова, М.Н.Рудаков - М.: Наука, 2006. - 371 с.
  3. Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. Пособие/С.П.Болотов. -СПб.: Нева , 2005. - 129 с.
  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология/Е.П.Голубков. - М.: Финпресс, 2009. - 410 с.
  5. Дырин С.П. Теория организации: Учебник/С.П.Дырин. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2007. - 186 с.
  6. Пригожин А.И. Методы развития организаций/А.И.Пригожин.-М: МЦФЭР, 2008. - 379 с.
  7. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник./С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина - М.: Экзамен, 2008. - 234 с
  8. . Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации/Д.Е.Иванов. - М.: Парта, 2005. - 75 с.
  9. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации/И.В.Ивашковская, Г.Н.Константинов, С.Р.Филонович. - СПб.: Нева. - 348 с.
  10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник 
    Б.З. Мильнер . - М.: Инфра-М, 2006. - 180 с.
  11. Глушков В.М. Беседы об управлении/В.М.Глушков - М.: Наука, 2006. - 390 с.

 

 

2 Периодическая печать

  1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента./В.Б.Акулов // Проблемы теории и практики управления. 2006. - № 4. - 12-15 с.
  2. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система./О.В.Лавизина // Социс. - 2006. - № 12. - 37- 42 с.
  3. Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации./Е.В.Попов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1. - 59-63 с
  4. Ушаков К.М. Эволюция организации: развитие, расцвет, спад./К.М.Ушаков// Директор школы. 2007. N 2. С. 18-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 Таблица 1

Критерии определения  стадии развития организации

 

Фазы

 

Критерии

1. Рождение (выхаживание,  младенчество)

 

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе  управления - менеджер-собственник 

2. Развитие («давай-давай»)

 

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально  организованная структура, политика формализована 

3. Зрелость (стабилизация, аристократизм)

 

Уровень продаж растет, но прирост  составляет менее 15%, более бюрократическая  организация

4. Расцвет (юность, расцвет)

 

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные  системы контроля и планирования

5. Спад (бюрократизация,смерть)

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает


 

                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2006. - № 4, С.29.

2 Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2006. - № 4, С.47.

3 Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2006. - № 4, С.55.

4 Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. пособие. -СПб.: Нева , 2005, С.28.

5 Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации./Е.В.Попов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1. - 59-63 с

6 Глушков В.М. Беседы об управлении/В.М.Глушков - М.: Наука, 2006. - 390 с.

7  Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. Пособие/С.П.Болотов. -СПб.: Нева , 2005. - 129 с.

8 Дырин С.П. Теория организации: Учебник/С.П.Дырин. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2007. - 186 с.

9 Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации/Д.Е.Иванов. - М.: Парта, 2005. - 75 с

10 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник/Б.З. Мильнер . - М.: Инфра-М, 2006. - 180 с

11 Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации./Е.В.Попов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1. - 59-63 с

12 Пригожин А.И. Методы развития организаций/А.И.Пригожин.-М: МЦФЭР, 2008. - 379 с.

13 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология/Е.П.Голубков. - М.: Финпресс, 2009. - 410 с.

14 Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. Пособие/С.П.Болотов. -СПб.: Нева , 2005. - 129 с.


Информация о работе Анализ жизненного цикла организации