Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении методов управления персоналом в кризисной ситуации. Достижение данной цели, будет производиться путем изучения литературы, указанной в данной работе.
CoolReferat.com
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Тверской государственный технический университет»
Кафедра «Экономики и управления производством»
Курсовая работа:
Тема: «Антикризисное управление персоналом»
Выполнил: студент 2 курса
гуманитарного факультета
группы ЭУП (ОН)-0714
Зарбазоя О.В
Проверила: Никольская В.А
Тверь
2009
Тема: «Антикризисное управление персоналом»
Оглавление
Введение
В кризисных условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей более высокие требования, чем плановая. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.
Невозможность выполнять обязанности перед бюджетом всех уровней и поставщиками, огромный масштаб неуплат потребителей продукции прицеливание и к ухудшению самого финансового положения таких компаний-монополистов, недавно процветающих, как акционерное общество открытого типа "Газпром" и РAО СЕУ России. Неплатежеспособность и дальнейшее банкротство предприятий становятся все более и более часто предметом (размышления в арбитражных судах.
Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления, следовательно изучение данного вопроса является актуальным на сегодняшний день.
Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления
Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей. Методы достижения целей могут быть различны. Вообще говоря, координация деятельности людей не может быть эффективной, если они не желают сотрудничать, а такая кооперация не возникает автоматически, ее необходимо создать.
Управление людьми представляет собой наиболее трудную задачу для любого руководителя. В настоящее время потенциал человеческой личности стал рассматриваться в качестве важного условия повышения производительности труда и постепенно менеджеры стали понимать, что именно на них лежит ответственность за человека на производстве, за раскрытие его потенциальных возможностей на благо фирмы и для его собственного блага.
Цель данной работы заключается в изучении методов управления персоналом в кризисной ситуации. Достижение данной цели, будет производиться путем изучения литературы, указанной в данной работе.
I.Теоретические аспекты сущности антикризисного управления
1.1Основные теоретические
подходы к антикризисному
Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть. Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов, всерьез пошли разговоры на тему вступления России в ВТО. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления. Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником. Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические. Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение. Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением. Таким образом, настоящая дипломная работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной. Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления. До последнего времени само понятие «управление персоналом» в отечественной управленческой литературе либо отсутствовало, либо о нем речь шла мимоходом, в контексте рассмотрения других проблем управления. Естественно, что и вопросы антикризисного управления персоналом как составной части концепции антикризисного управления разработаны весьма поверхностно.
В условиях современной действительности традиционные методы менеджмента, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие, на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и даже крупных предприятий не просто испытывают временные затруднения, но давно и постоянно находятся на самом краю пропасти, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому столь актуальной стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых, несмотря на общую неблагоприятную рыночную обстановку, позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, а в случае, если результаты оказались плачевны и речь уже идет о банкротстве - позволили бы подготовить и реализовать программу оздоровления предприятия.
В связи с этим, главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речи идти не должно, а упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллапсах и коллизиях.
Относительно недавно введенное в хозяйственный оборот понятие антикризисного управления весьма расплывчато и многообразно. В настоящее время существуют следующие трактовки термина антикризисное управление:
- управление фирмой в
условиях общего кризиса эконом
- управление фирмой, попавшей
в кризисную ситуацию в
- управление, осуществляемое попавшей в тяжелое положение фирмой на пороге банкротства;
- управление, осуществляемое в период банкротства.
Итак, под антикризисным управлением понимается такое управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, обеспечение его стабильного и успешного хозяйствования.
В комплексе мер антикризисного управления большую роль играет кадровый менеджмент, именно данная проблема будет рассмотрена в данной курсовой работе.
антикризисное управление – этого важнейший рычаг предпринимательской активности, стимулирующий хозяйствующие субъекты к постоянному поиску, постоянному совершенствованию производственного и финансового состояния предприятия. Часть специалистов сводит антикризисное управление к чисто финансовому процессу, связанному с ликвидацией задолженностей предприятия. Другие фактически сводят антикризисное управление к деятельности менеджеров предприятия в условиях банкротства. Более правильно рассматривать антикризисное управление как комплексный, многоплановый процесс применения к предприятию совокупности экономических и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности. При этом согласно некоторым сложившимся подходам в Украине антикризисное управление – это функция или, точнее, обязательная составляющая банкротства. Необходимо учитывать, что именно банкротство наиболее полно описано в соответствующих нормативных и законодательных документах. Поэтому большое внимание необходимо уделять понятию и механизму банкротства.
Проблематика банкротства связана с кризисом на предприятии и, в какой бы фазе кризисного состояния предприятия ни разворачивалась процедура банкротства, решающую роль должны играть антикризисные меры.
Особенно актуальны теория и практика антикризисных мер или антикризисного управления в Украине, где в силу сложившегося устойчивого кризиса платежей абсолютное большинство предприятий легко подпадают под критерии признания их банкротами.
Роль антикризисного менеджмента:
1) выступает средством
выживания в трудный период;
2) снижает риск банкротства;
3) координирует деятельность предприятия в целом;
4) способствует мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов;
5) помогает преодолеть
неопределенность рыночной
Цель антикризисного управления – минимизация риска банкротства и ликвидации предприятия.
Объект антикризисного менеджмента – все элементы деятельности предприятия: средства производства, рабочая сила, организация производства и труда, управление, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда.
Предмет антикризисного менеджмента – профилактические и оздоровительные меры
Задачи антикризисного управления:
1) разработка профилактических
мер по предотвращению
2) разработка комплекса мер по преодолению банкротства;
3)подготовка к кризису и минимизация его последствий;
4)минимизация потерь в условиях кризиса;
5) управление процессом выхода из кризиса.
Антикризисное управление является комплексным, многоплановым процесс применения к предприятию совокупности экономических и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.
Роль антикризисного менеджмента заключается в том, что оно выступает средством выживания в трудный период, снижает риск банкротства; координирует деятельность предприятия в целом; способствует мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов; помогает преодолеть неопределенность рыночной среды и перескочить предприятию на новый «виток» развития, следовательно
1.Банкротство – хотя
и болезненный, но закономерный
процесс, а значит, он подлежит
управлению. Основная задача управления
несостоятельностью
2. Состояние банкротства предприятий протекает неравномерно, углубляясь и преодолевая три стадии, на каждой из которых проявляется в определенных признаках. Соответственно тому управление и регулирование несостоятельностью предприятий осуществляется специфическими методами с учетом глубины развития «заболевания». Чем глубже процесс, тем сложнее оздоровление. Для составления схемы «лечения» важно точно определить стадию развития банкротства по перечисленным признакам. Это осуществляется как на макроуровне хозяйственной деятельности – на основе мониторинга, так и на микроуровне – в результате диагностирования.
Все меры антикризисной несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.
1.Профилактические меры,
предупреждающие наступление
2.Меры, применяемые к предприятиям-
Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, когда проводится без участия арбитражного суда и , соответственно, без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.
Наиболее популярные профилактические меры по антикризисному управлению:
- консультирование
- создание специализированных
компаний по антикризисному
- обеспечение условий
для инновационной