Антикризисное управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении методов управления персоналом в кризисной ситуации. Достижение данной цели, будет производиться путем изучения литературы, указанной в данной работе.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление персоналом.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Тверской государственный технический университет»

Кафедра «Экономики и управления производством»

 

 

 

Курсовая работа:

Тема: «Антикризисное управление персоналом»

 

 

Выполнил: студент 2 курса

гуманитарного факультета

группы ЭУП (ОН)-0714

Зарбазоя О.В

Проверила: Никольская В.А

 

 

 

 

 

 

Тверь

2009

 

Тема: «Антикризисное управление персоналом»

Оглавление

 

 

Введение

 

В кризисных условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей более высокие требования, чем плановая. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.

Невозможность выполнять обязанности перед бюджетом всех уровней и поставщиками, огромный масштаб неуплат потребителей продукции прицеливание и к ухудшению самого финансового положения таких компаний-монополистов, недавно процветающих, как акционерное общество открытого типа "Газпром" и РAО СЕУ России. Неплатежеспособность и дальнейшее банкротство предприятий становятся все более и более часто предметом (размышления в арбитражных судах.

 Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут  к необходимости разработки концепции  антикризисного управления, следовательно изучение данного вопроса является актуальным на сегодняшний день.

Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления

Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей. Методы достижения целей могут быть различны. Вообще говоря, координация деятельности людей не может быть эффективной, если они не желают сотрудничать, а такая кооперация не возникает автоматически, ее необходимо создать.

Управление людьми представляет собой наиболее трудную задачу для любого руководителя. В настоящее время потенциал человеческой личности стал рассматриваться в качестве важного условия повышения производительности труда и постепенно менеджеры стали понимать, что именно на них лежит ответственность за человека на производстве, за раскрытие его потенциальных возможностей на благо фирмы и для его собственного блага.

Цель данной работы заключается в изучении методов управления персоналом в кризисной ситуации. Достижение данной цели, будет производиться путем изучения литературы, указанной в данной работе.

 

I.Теоретические аспекты сущности антикризисного управления

1.1Основные теоретические  подходы к антикризисному управлению

Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.  Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов, всерьез пошли разговоры на тему вступления России в ВТО. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут  к необходимости разработки концепции  антикризисного управления. Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления. Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником. Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические. Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение. Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением. Таким образом, настоящая дипломная работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной. Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления. До последнего времени само понятие «управление персоналом» в отечественной управленческой литературе либо отсутствовало, либо о нем речь шла мимоходом, в контексте рассмотрения других проблем управления. Естественно, что и вопросы антикризисного управления персоналом как составной части концепции антикризисного управления разработаны весьма поверхностно.

В условиях современной действительности традиционные методы менеджмента, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие, на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и даже крупных предприятий не просто испытывают временные затруднения, но давно и постоянно находятся на самом краю пропасти, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому столь актуальной стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых, несмотря на общую неблагоприятную рыночную обстановку, позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, а в случае, если результаты оказались плачевны и речь уже идет о банкротстве - позволили бы подготовить и реализовать программу оздоровления предприятия.

В связи с этим, главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речи идти не должно, а упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллапсах и коллизиях.

Относительно недавно введенное в хозяйственный оборот понятие антикризисного управления весьма расплывчато и многообразно. В настоящее время существуют следующие трактовки термина антикризисное управление:

- управление фирмой в  условиях общего кризиса экономики;

- управление фирмой, попавшей  в кризисную ситуацию в результате  неудовлетворительного менеджмента;

- управление, осуществляемое  попавшей в тяжелое положение  фирмой на пороге банкротства;

- управление, осуществляемое  в период банкротства.

Итак, под антикризисным управлением понимается такое управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, обеспечение его стабильного и успешного хозяйствования.

В комплексе мер антикризисного управления большую роль играет кадровый менеджмент, именно данная проблема будет рассмотрена в данной курсовой работе.

антикризисное управление – этого важнейший рычаг предпринимательской активности, стимулирующий хозяйствующие субъекты к постоянному поиску, постоянному совершенствованию производственного и финансового состояния предприятия. Часть специалистов сводит антикризисное управление к чисто финансовому процессу, связанному с ликвидацией задолженностей предприятия. Другие фактически сводят антикризисное управление к деятельности менеджеров предприятия в условиях банкротства. Более правильно рассматривать антикризисное управление как комплексный, многоплановый процесс применения к предприятию совокупности экономических и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности. При этом согласно некоторым сложившимся подходам в Украине антикризисное управление – это функция или, точнее, обязательная составляющая банкротства. Необходимо учитывать, что именно банкротство наиболее полно описано в соответствующих нормативных и законодательных документах. Поэтому большое внимание необходимо уделять понятию и механизму банкротства.    

Проблематика банкротства связана с кризисом на предприятии и, в какой бы фазе кризисного состояния предприятия ни разворачивалась процедура банкротства, решающую роль должны играть антикризисные меры.    

Особенно актуальны теория и практика антикризисных мер или антикризисного управления в Украине, где в силу сложившегося устойчивого кризиса платежей абсолютное большинство предприятий легко подпадают под критерии признания их банкротами.     

Роль антикризисного менеджмента:     

1) выступает средством  выживания в трудный период;    

2) снижает риск банкротства;     

3) координирует деятельность предприятия в целом;    

4) способствует мобилизации, рациональному распределению и  использованию ресурсов;    

5) помогает преодолеть  неопределенность рыночной среды  и перескочить предприятию на  новый «виток» развития    

Цель антикризисного управления – минимизация риска банкротства и ликвидации предприятия.     

Объект антикризисного менеджмента – все элементы деятельности предприятия: средства производства, рабочая сила, организация производства и труда, управление, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда.     

Предмет антикризисного менеджмента – профилактические и оздоровительные меры    

Задачи антикризисного управления:     

1) разработка профилактических  мер по предотвращению банкротства;     

2) разработка комплекса  мер по преодолению банкротства;     

3)подготовка к кризису  и минимизация его последствий;     

4)минимизация потерь в  условиях кризиса;    

5) управление процессом  выхода из кризиса.    

 

 

 Антикризисное управление является комплексным, многоплановым процесс применения к предприятию совокупности экономических и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.    

 Роль антикризисного  менеджмента заключается в том, что оно выступает средством  выживания в трудный период, снижает риск банкротства; координирует деятельность предприятия в целом; способствует мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов; помогает преодолеть неопределенность рыночной среды и перескочить предприятию на новый «виток» развития, следовательно         

1.Банкротство – хотя  и болезненный, но закономерный  процесс, а значит, он подлежит  управлению. Основная задача управления  несостоятельностью предприятия  заключается не в том. чтобы  предотвратить конец какой-либо его деятельности, который неизбежен в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза направить все усилия в сторону качественных преобразований на базе «умирающей» деятельности.     

2. Состояние банкротства  предприятий протекает неравномерно, углубляясь и преодолевая три стадии, на каждой из которых проявляется в определенных признаках. Соответственно тому управление и регулирование несостоятельностью предприятий осуществляется специфическими методами с учетом глубины развития «заболевания». Чем глубже процесс, тем сложнее оздоровление. Для составления схемы «лечения» важно точно определить стадию развития банкротства по перечисленным признакам. Это осуществляется как на макроуровне хозяйственной деятельности – на основе мониторинга, так и на микроуровне – в результате диагностирования.

Все меры антикризисной несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.     

1.Профилактические меры, предупреждающие наступление кризисного  состояния у предприятий. К ним  относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.     

2.Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, - это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных  предприятий, законодательно разрешенные государством.    

Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, когда проводится без участия арбитражного суда и , соответственно, без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.

 

Наиболее популярные профилактические меры по антикризисному управлению:    

- консультирование предпринимателей  и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;    

- создание специализированных  компаний по антикризисному управлению;     

- обеспечение условий  для инновационной деятельности  предприятий: осуществление институциональных  преобразований, разработка и совершенствование  нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка достижений НТП, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях поступающих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов.    

Информация о работе Антикризисное управление персоналом