Антикризисное управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении методов управления персоналом в кризисной ситуации. Достижение данной цели, будет производиться путем изучения литературы, указанной в данной работе.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление персоналом.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

 

На конкретном уровне управленческой пирамиды компании одна информация о ее деятельности, происходящих процессах, принимаемых решениях – конфиденциальна, другая – открыта. Причем доля конфиденциальной информации снижается с ростом ранга руководителя и повышения уровня его компетенции и ответственности за принимаемые решения. Это – естественно. Другое дело – нужно весьма точно определить персонально для каждого сотрудника, с учетом динамики событий, степень конфиденциальности информации. Имеет значение, как повлияет ее распространение на собственный бизнес и бизнес клиентов, могут ли ею в своих целях воспользоваться конкуренты.

 

Здесь аспектов много. Зачастую от утечки информации о тех или иных деталях деятельности зависит не только здоровье, но и жизнь клиентов. Поэтому обеспечение информационной безопасности занимает особое место.

 

Особенно важно знание положения дел на предприятии в условиях его кризисного положения.

2.3 Российские реформы, как  средство антикризисного управления

 

 

III. Направления по совершенствованию антикризисного управления персоналом

С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем: рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации, неадекватность норм и правил внутриорганизационной жизни (собственно корпоративной или организационной культуры) новым условиям.

Таким образом, можно предположить, что с точки зрения ситуация кризиса человеческой составляющей детерминируется из вне необходимостью смены типа профессиональной деятельности, а изнутри — организационной культуры.

Так, переход от стадии формирования организации к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается первой кризисной ситуацией. Назовем ее кризисом роста.

Стадия формирования, как правило, характеризуется, с одной стороны, наличием в организации специалистов-разработчиков (“новаторов”, “творцов”), готовых, основываясь на потребностях рынка, создавать и предлагать новый (или нужный) товар, а, с другой, — превалированием внутри организации тесных, доверительных, почти “семейных” отношений, свойственных органической организационной культуре. Однако для эффективного функционирования организации на стадии интенсивного роста на смену “творцам” (или в дополнение к ним) должны прийти “продавцы”, коммерсанты, т. е. специалисты, способные обеспечить продвижение товара на рынке. Причем изменение профессионально-ролевого состава организации ведет к появлению новых организационно-культурных норм. Нормальные условия существования и профессионального развития “продавцов” — это постоянная конкуренция друг с другом, характерная для предпринимательской организационной культуры.

Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации. Назовем ее кризисом зрелости. Для стадии стабилизации необходимы специалисты, способные создавать эффективные технологии, фиксировать (опять же в технологических схемах) наиболее удачные подходы, обнаруженные в ходе интенсивного роста организации. А это означает, что “продавцов” — фаворитов стадии интенсивного роста — должны сменить (или дополнить) “технологи”. А средой их функционирования должны стать правила строгой иерархии, подчиненности, определенности, детерминируемые профессиональной деятельностью. Такой тип отношений характерен для бюрократической организационной культуры, вступающей в противоречие с предпринимательской, эффективной для предыдущей стадии. 

Следующий кризис ожидает организацию при переходе со стадии стабилизации на стадию спада. Именно этот кризис можно считать собственно кризисом. Для выживания организации, оказавшейся на стадии спада, необходимы совершенно особые специалисты, способные объединить в себе навыки разработчиков, продавцов и технологов. С точки же зрения изменения норм и правил можно предположить, что персонал организации будет нуждаться в совершенно особом стиле отношений — ориентированном на лидера. Для преодоления собственно кризиса, по-видимому, особое значение будет иметь то, что принято называть харизмой лидера. При этом в зависимости от специфики организации это может быть харизма вождя, суперпрофессионала или коммуникатора.[13]

Еще одной важной особенностью ситуации собственно кризиса, детерминирующей способность или неспособность организации выжить, является желание и ориентированность работников на изменения (табл. 1).

 

Таблица 1. Типология ситуаций собственно кризиса в организации

Эмоциональная

Инструментальная оснащенность

Составляющая

Кадровый состав организации

Кадровый состав

обладает необходимыми профессиональными навыками

не обладает необходимыми профессиональными навыками

не ориентирован на изменения

Ситуация 1

Ситуация 2

ориентирован на изменения

Ситуация 4

Ситуация 3


 

Ситуация 1. Работники организации не хотят работать в новых условиях, но оснащены инструментально.

Ситуация характерна для многих достаточно наукоемких производств и осложняется тем, что именно в узко специализированных, но выполняющих очень сложную деятельность организациях, обычно складываются высоко сплоченные коллективы, не ориентированные на изменения. Понимая свою высокую подготовленность, сотрудники организации, как правило, закрывают глаза на изменения внешней ситуации, при которой их продукция оказывается ненужной.

Задача управляющего, оказавшегося в подобной ситуации, состоит в том, чтобы повысить уровень мотивации работников на изменения, поиск новых сфер деятельности. Для этого он может прибегать к провоцированию смены ценностных ориентаций с помощью конфликтов. Стратегия работы с персоналом в этих условиях лежит в плоскости “принуждение — конфликт — подкрепление”. Либо управляющему удается убедить работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации предприятия и наладить нормальный рабочий контакт с подчиненными, либо не удается и тогда остается лишь избавляться от “идейно противостоящих” работников.

Ситуация 2. Работники организации не хотят работать в новых условиях и недостаточно оснащены инструментально.

Нередко эта ситуация совершенно справедливо рассматривается как кризисная в узком смысле. Персонал организации уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые практически (по крайней мере у них) нет возможности влиять. Оценка собственных ресурсов (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего неадекватно завышена. Как правило, в такой организации преобладает “технократическая ориентация”, отношение к ситуации как неблагоприятной, требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация внутренне отторгает любую ориентированность “на клиента”, любое изменение собственного поведения воспринимается как отступничество.

По отношению к руководителю сотрудники такой организации пытаются осуществить манипуляцию, т. е. включить его в собственную игру, заручиться его поддержкой в борьбе с “агрессивным” окружением (сначала внешним, а потом и внутренним).

Самый простой выход из кризиса для такой организации состоял бы в полном обеспечении ее ресурсами для реализации привычной деятельности. Понятно, что в условиях рынка такое невозможно или трудно выполнимо. Задача руководителя в данной ситуации — противостояние манипуляциям со стороны персонала и постепенное введение конкурентных отношений между исполнителями в качестве организационной нормы. Это позволит “перехватит” инициативу в управлении и сформировать новую управленческую команду.

Ситуация 3. Работники организации хотят работать в новых условиях, но недостаточно оснащены инструментально.

Такая ситуация может возникнуть в организации, в которой либо работают высокорефлексивные люди, либо есть сильный лидер, словам которого сотрудники верят и готовы пойти за ним. Часто такие предприятия сами выступают инициаторами процесса о банкротстве.

Для сотрудников подобного предприятия, как правило, наиболее существен вопрос уровня профессиональной (специальной) компетентности руководителя — ему будут готовы подчиняться только в том случае, если он сам будет способен работать по-новому. Для руководителя подобная ситуация может стать очень благоприятной, если он сумеет организовать процесс профессионального обучения непосредственно на рабочем месте. Для этого необходимо, чтобы и он сам, и сформированная им управленческая команда смогли работать в режиме “инструктирования” и постоянного (непрерывного) обучения.

Ситуация 4. Работники организации хотят работать в новых условиях и оснащены соответствующим инструментарием.

Может возникнуть вопрос, почему организация оказалась в кризисной ситуации? Только потому, что кризис может быть вызван не только внутренними, но и внешними (как макро-, так и микроэкономическими) причинами. Организацию, имеющую такую кадровую ситуацию, отличают высокая степень готовности к изменениям, самоорганизованность. Для такой организации характерны внимание к ценностям и обостренное отношение к профессионализму руководителя. Причем, не столько к наличию у него специальных узких знаний, сколько к его умению сформулировать образ будущего и приемлемые для персонала цели и ценности. Работники хотят видеть своего руководителя транспрофессионалом, к тому же наделенным и лидерскими качествами.

Для решения данных проблем (на примере из интернета) создаются множество сайтов, которые позволяют получить рекомендации по конкретным ситуациям, а так как первостепенная роль при кризисной ситуации отводиться именно менеджерам (руководителям), для них организовываются различные семинары. Суть любого из них направлена на выход из кризисной ситуации, путем принятия правильных решений.

Например вот одна из тематик такого семинара:

Программа семинара по антикризисному управлению предприятием

Семинар разработан для антикризисного управления предприятием собственниками и топ-менеджерами. На нем будет рассмотрено то, как не попасть в кризисную ситуацию, как заранее защитить себя и своё предприятие от затяжных спадов. Что делать, если кризис уже наступил и как реорганизовать деятельность для выхода из создавшегося положения.

Кризис – не лучшее состояние. И в него совсем не обязательно попадать. 
А если уж Вы всё-таки столкнулись с ним, то Вам понадобятся инструменты, необходимые для антикризисного управления.

Семинар «Антикризисное управление предприятием» позволит пробрести полный пакет жизненно необходимых инструментов для исправления любой из нижеперчисленных ситуаций, связанных с антикризисным управлением персоналом и всем предприятием в целом.

1 блок. 
Антикризисное управление персоналом

  • привлечение сотрудников в компанию
  • какие руководители вам нужны
  • на что обращать внимание при найме персонала
  • обучение новых и «старых» сотрудников
  • порядок вступления человека в должность
  • наставничество – пропущенный элемент
  • кто разрушает предприятие изнутри и как с этим справляться
  • выполнение приказов: антикризисное управление персоналом, как добиться выполнения работы
  • внутренний PR в компании
  • использование и управление персоналом
  • ключевые показатели эффективности (KPI) для каждого сотрудника
  • производство и персонал
  • эффективность и контроль при антикризисном управлении персоналом

2 блок. 
Антикризисное управление предприятием: продвижение и продажи

  • деятельность по продвижению в периоды кризиса
  • откуда взять деньги на продвижение
  • реклама, составляющие эффективной рекламы
  • персонал в продажах, как подбирать
  • продажи, работа с покупателями
  • использование PR при продажах
  • антикризисное управление предприятием: способы повышения дохода

3 блок. 
Антикризисное управление предприятием: производство и финансовая деятельность

  • что общего между производством и финансами
  • антикризисное управление финансами
  • финансовое планирование
  • как управлять финансами, чтобы избежать кризисных ситуаций
  • взаимоотношения с кредиторами и должниками
  • производство продукта, как основа успешной деятельности
  • производственные потоки, их оптимизация в период антикризисного управления предприятием
  • измерение и анализ производственной деятельности

Информация о работе Антикризисное управление персоналом