Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 14:30, курсовая работа
на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта научиться проводить анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса и рассмотреть меры, принятые предприятиями для преодоления кризисного состояния.
• Введение
• 1.Теоретические основы антикризисного управления
o 1.1 Понятие и сущность кризиса
• 1.2 Понятие антикризисного управления
o 1.3 Методы антикризисного управления
2. Анализ антикризисного управления за рубежом и в России
• 2.1 Особенности антикризисного управления в США
o 2.2 Специфика антикризисного управления в Японии
2.3 Анализ антикризисного управления в России
o Заключение
Список использованной литературы
Метод “Сжатия во времени”. Безусловно, что для достаточно крупного или разветвленного бизнеса полностью “захватить принятие всех управленческих решений в одних руках не представляется возможным. Поэтому в период кризиса необходимо ввести наиболее короткие периоды предоставления внутренней отчетности в компании.
Метод "Ва-банк”. Дополнительные
расходы в выбранных
Итак, кризис в большей своей части неизбежен для любой из развивающихся компаний. Кризис может быть кратковременным, связанным с какими-то внутренними компонентами, и выход из него предвидится, чуть ли не в самом начале. Так же кризис может быть долговременным. Кризис - это перемена экономического состояния предприятия, т.е. резкий переход от стабильности к разбалансированности всей цепочки воспроизводства.
Ввиду существования огромного количества факторов, которые могут повлечь за собой кризис, любая компания в обязательном порядке должна разрабатывать свой план антикризисного управления. Удачное решение в поставленной задаче может не только вывести фирму из застоя, но и помочь в дальнейшем развитии. Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер.
Универсальных методов антикризисного
менеджмента не так много, но они,
безусловно, могут посодействовать
предприятию в сложном
2. Анализ антикризисного управления за рубежом и в России
2.1 Особенности антикризисного управления в США
Управление как наука,
научная дисциплина возникла в США
в начале XX века. Несколько факторов
помогают понять, почему именно Америка
оказалась родиной современного
управления. В начале XX века Соединенные
Штаты Америки были практически
единственной страной, где человек
мог преодолеть трудности, связанные
с его происхождением, национальностью,
проявив личную компетентность. Миллионы
европейцев, стремящихся улучшить свою
судьбу, иммигрировали в Америку
в XIX веке, создав тем самым огромный
рынок рабочей силы, состоящий
из трудолюбивых людей. Соединенные
Штаты почти с самого своего возникновения
серьезно поддерживали идею образования
всех, желающих получить его. Образование
способствовало увеличению числа людей,
способных выполнять различные
роли в бизнесе, включая управление.
Трансконтинентальные железнодорожные
линии, строительство которых было
завершено в конце XIX века, превратили
Америку в самый крупный единый
рынок в мире. В то время практически
не существовало государственного регулирования
бизнеса. Это позволяло
Таким образом, целый ряд
факторов, среди которых следует
отметить демократичность страны, трудолюбие
граждан, высокий престиж образования,
а также отсутствие государственного
вмешательства в экономику
Американский менеджмент
формировался в условиях создания крупных
иерархических структур, разделения
управленческого и
Известный американский ученый, профессор менеджмента Питер Ф. Друкер сформулировал семь основных принципов современного менеджмента, применительно к предприятиям, выпускающим продукцию или оказывающим различные виды услуг: содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру; историю; в центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия; задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия; постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения; оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.
Антикризисные же аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.
В США законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом[12].
Вторым важным направлением
совершенствования
- совершенствование управления финансовыми ресурсами;
- рационализация управленческих инструментов и процедур;
- координация деятельности генеральных инспекторов;
- усилия различных ведомств
по сокращению числа
Следует отметить, что антикризисное
государственное управление значительно
усиливается в периоды
В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации -- поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.
Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии -- осторожность, в Италии -- ярко выраженный прагматизм. В Канаде приватизация имела главную цель -- уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.
В целом развитые страны
Запада рассматривают приватизацию
как средство создания смешанной
экономики. По мнению западных экономистов,
смешанные предприятия в
Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.
Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% -- преобразование в акционерные общества; 30,8% -- бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% -- общественные аукционы; 22,3% -- прямые продажи; 6,7% -- торги; 9,8% -- реституции.
В Канаде в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Канады привлекают относительно невысоким страховым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.
Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.
2.2 Специфика антикризисного управления в Японии
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент, основанный
на коллективизме, использовал все
морально-психологические
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления[13].
Гарантия занятости и
создание обстановки доверительности.
Такие гарантии ведут к стабильности
трудовых ресурсов и уменьшают текучесть
кадров. Стабильность служит стимулом
для рабочих и служащих, она
укрепляет чувство
Гласность и ценности корпорации.
Когда все уровни управления и
рабочие начинают пользоваться общей
базой информации о политике и
деятельности фирмы, развивается атмосфера
участия и общей
Управление, основанное на информации.
Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения
экономической эффективности
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях.
Поддержание чистоты и
порядка. Одним из существенных факторов
высокого качества японских товаров
являются чистота и порядок на
производстве. Руководители японских
предприятий стараются
Современные методы антикризисного управления сложились в Японии сразу же, как только это потребовалось, в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом и возможностью избегания кризисных ситуаций . Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 19945 года в Японии не было эффективной системы управления произодством и. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность».