Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 22:29, курсовая работа
Аттестация - некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат оценки работника. Из определения аттестации следует, что совершенно определенной функцией этой процедуры является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли.Одно из основных требований, предъявляемых к процедурам аттестации – это объективность оценки сотрудника. Объективность, как правило, противопоставляют субъективности, которая довольно часто считается злом, ведущим к непоправимым ошибкам. Боязнь таких ошибок часто приводит к тому, что от субъективности пытаются избавиться всевозможными способами.
1. Аттестация: задачи и цели.
1.1. Цели аттестации и роль руководителя.
Аттестация - одна из наиболее
эффективных и действенных
Аттестация - некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат оценки работника. Из определения аттестации следует, что совершенно определенной функцией этой процедуры является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли.Одно из основных требований, предъявляемых к процедурам аттестации – это объективность оценки сотрудника. Объективность, как правило, противопоставляют субъективности, которая довольно часто считается злом, ведущим к непоправимым ошибкам. Боязнь таких ошибок часто приводит к тому, что от субъективности пытаются избавиться всевозможными способами. Субъективность, как правило, связывается с индивидуальными особенностями личности человека. Проблематика индивидуальных различий подробно обсуждается и широко исследуется в психологии. Ответ на вопрос о значении субъективности руководителя для аттестации персонала следует искать в психологии управления. Такой выбор определяется тем, что взаимоотношения руководитель - подчиненный и руководитель - группа всегда были предметом исследования и изучения выше названной ветви психологии. И вместе с тем любая теория становится практичной, если за ней увидеть жизнь.
Ориентированный на задачу руководитель заинтересован главным образом в достижении успеха в поставленной задаче, рискуя иметь плохие межличностные отношения с подчиненными. Для него успех в решении задачи есть способ повысить самооценку.
Ориентированный на межличностные отношения руководитель, рассматривает отношения как средство выдвинуться и завоевать уважение членов группы. Руководители различных личностно-стилевых типов при оценке сотрудников так же ориентируются на различные характеристики последних. Так, при оценке наименее предпочитаемого сотрудника руководители, ориентированные на межличностные отношения давали ему более высокие оценки, чем руководители, ориентированные на задачу. Субъективность, таким образом, в данной модели может быть представлена, как готовность ценить и замечать одно, не замечая другого. Отсюда следует, что субъективность руководителя при аттестации персонала, может привести к одностороннему, в обыденной речи субъективному, восприятию сотрудника и как следствие к неверным кадровым решениям. Именно эта причина лежит в основе многочисленных приемов, направленных на повышения объективности получаемых результатов.
Позиция власти руководителя
характеризуется той степенью, в
которой занимаемая позиция позволяет
руководителю «заставлять» своих сотрудников
подчинятся его требованиям и
соглашаться с его
Всем известно, что основная задача аттестации персонала – это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Однако, такая оценка проводится не ради самой оценки. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников. Иными словами, основной целью аттестации, так же, как и других кадровых мероприятий, является приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией фирмы. Основная цель линейного руководителя по сути та же – реализация стратегии фирмы на порученном ему участке бизнес процесса.
Регулярная и систематическая
аттестация персонала положительно
сказывается на мотивации сотрудников,
их профессиональном развитии и росте.
Одновременно результаты аттестации являются
важным элементом управления человеческими
ресурсами, поскольку предоставляют
возможность принимать
Таким образом, позитивное влияние субъективности руководителя на эффективность управления коллективом и негативное влияние на результаты оценки сотрудников – составляют проблему при аттестации. Традиционно влияние субъективности непосредственного руководителя на результаты аттестации персонала предотвращается следующими способами:
оценивается несколькими экспертами и несколькими методиками;
По каждому направлению
оценку дает соответствующий специалист
или группа специалистов. Иными словами,
роль линейного руководителя в системе
аттестации персонала минимизируется,
дабы уменьшить влияние его
Проводя аттестационное собеседование, линейный руководитель может задавать приемлемую для себя степень ситуативного контроля следующим образом:
Степень структурированности задачи может варьироваться за счет конкретизации для сотрудника результатов и шагов по решению новых задач;
Позиция власти может варьироваться за счет частоты апелляции руководителя к согласованным задачам и функциям сотрудника, и санкциям (поощрениям), принимаемым по итогам аттестационного собеседования;
Степень благоприятности
межличностных отношений
Аттестация персонала может быть нацелена на:
1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:
2. Принятие решений, связанных
с развитием организации (
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:
На этапе выработки цели определяются:
1. Собственно цель и ее конкретизация (подцели). Чем четче определены цели, тем легче построить процедуру. Если цель невозможно описать, последующая деятельность становится бессмысленной.
2. Как будут применяться
результаты. Для начала целесообразно
охарактеризовать кратко
3. Прежде чем приступить к процедуре, стоит задуматься, как результаты будут обобщаться и анализироваться. Аттестация, как и любой сбор информации, предполагает дальнейшую ее обработку. Если этот фактор не учтен, процедура работы с информацией может оказаться чрезмерно затянутой и дорогостоящей (особенно в крупных организациях).
Аттестация как социальный механизм выполняет следующие функции:
1.2. Виды аттестации персонала.
Аттестация персонала
может применяться в различных
видах в зависимости от организации
и таких ее характеристик, как
организационно – правовая форма, размеры,
численность персонала, стадия жизненного
цикла, внутренняя среда и внешнее
окружение организации и многих
других особенностей организации. Обобщенно
классификация видов аттестации
персонала в современной
Системность
Регулярность
Степень охвата контингента
Источник, на данных которого базируется оценка
Классификация видов аттестации может также проводиться в зависимости от объектов аттестации (аттестуемых) и субъектов оценки (оценщиков).
Вопросы о субъектах и
объектах аттестации являются малоизученными
не только в России, но и в западной
системе управления персоналом. Объекты
аттестации могут, в основном, классифицироваться
по функциям, которые они выполняют
в организации (основные и вспомогательные
работники, ИТР, МОП и т.д.) или
по занимаемым должностям (руководители
и подчиненные различных