Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является на основе анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия предложить к внедрению автоматизированную информационную систему, предназначенную для улучшения работы экономических служб на предприятии, оценить ее эффективность.
Объектом исследования в курсовой работе является предприятие — ОАО “Вологодский станкостроительный завод” — крупное специализированное предприятие по производству деревообрабатывающего оборудования.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ВОПРОСЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Управление и информация в сложных экономических системах 7
1.2. Основные понятия, принципы и методы автоматизации 9
1.3. Современные концепции построения систем управления предприятием 15
1.4. Подходы к автоматизации управления предприятием 21
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1. Анализ производства и реализации продукции 25
2.2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции 29
2.3. Анализ эффективности деятельности предприятия 32
2.4. Оценка имущественного положения предприятия 33
2.5. Анализ финансового состояния предприятия 35
3. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ОАО “ВСЗ” 40
3.1. Построение автоматизированной системы планирования производственных ресурсов 40
3.2. Улучшения в материально-техническом обеспечении производства 58
3.3. Автоматизация работ по экономическому анализу 62
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА 65
4.1. Проектирование мер безопасности при работе на металлорежущем оборудовании 66
4. 2. Расчет искусственного освещения экономического отдела 69
4. 3. Пути эвакуации персонала экономического отдела 70
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 74
Список использованной литературы 76
Процесс планирования производственных мощностей включает вычисление временно-структурированной потребности в производственных мощностях для каждого рабочего центра, требуемой, чтобы произвести компоненты, сборки и готовые изделия, запланированные в плане материальных потребностей (MRP). Процесс подобен процессу планирования потребностей в материалах, за исключением того, что вместо перечня составляющих конечного продукта используется информация о маршрутизации для каждого изделия. Процесс планирования в здесь затрагивает только компоненты структуры изделия, обозначенные как производимые, и не имеет отношения к приобретаемым компонентам.
Программный модуль вычисляет требуемую производительность, используя производительность рабочего центра, данные маршрутизации и календарь рабочего центра, чтобы вычислить доступные производственные мощности. Потребность в производственных мощностях основана на запланированном производственном заказе, сгенерированном предыдущими модулями планирования. Процесс также принимает во внимание производственные заказы, которые были переданы управлению цехом, но которые еще не были завершены.
В системе входными данными для планирования потребности в производственных мощностях служат данные “планового запуска”, т.е. сформированная потребность в производимых узлах и полуфабрикатах. Таким образом планирование производственных мощностей может быть реализовано только после расчета потребности в материалах.
Результатом работы является так называемый “профиль загрузки”, который определяет потребные для выполнения плана мощности для каждого рабочего центра.
Если оказалось, что производительность недостаточна, чтобы удовлетворить требования по использованию в производстве запланированных материалов, то вследствие этого или эта потребность в материалах должна быть изменена, или производительность должна быть увеличена. Часто возникает возможность изменить запланированную потребность в материалах, начиная производство некоторой части продукции раньше, чем было запланировано, чтобы использовать резервную мощность в более раннем интервале времени. Также возможно увеличить производительность за счет сверхурочного времени, добавляя дополнительные смены, заключая субподрядные договоры, и т.д.
Приведем пример “адаптации” загрузочного профиля к реальным производственным мощностям.
На рисунке 3.5. представлен начальный (неадаптированный) вариант профиля загрузки.
Рис. 3.5. Пример начального профиля загрузки производственных мощностей.
Так как очевидна перегрузка в течение 2 — 4 недели, то системе необходимо принять меры к ее ликвидации. Стандартно применяются следующие варианты:
В результате мероприятий по адаптации профиля загрузки производственных мощностей получается уже другое их распределение во времени (Рис. 3.6.)
Рис. 3.6.Способы, позволяющие добиться равномерной загрузки
производственных мощностей в пределах норм загрузки
Если же все доступные возможности увеличения производительности недостаточны (условие ограниченности ресурсов), чтобы удовлетворить требования плана по потребностям в материалах, то в может возникнуть потребность заново перепланировать график производства продукции, а значит и план потребностей в материалах, что и позволяет рассматриваемая система. Однако, такой шаг должен быть сделан в самом крайнем случае, так как планировщик, работающий с автоматизированной системой должен быть компетентен и сам осознавать производственные возможности предприятия, понимая, что задача компьютера — лишь оптимально распределить загрузку производственных мощностей на период планирования.
Итак, в предлагаемой системе планирования производственных ресурсов модуль “Планирование производственных мощностей” вычисляет производственные мощности, требуемые, чтобы произвести запланированный производственный заказ, сгенерированный в предыдущих модулях планирования. То есть этот план определяет, какое количество стандартных часов должна работать каждая производственная единица, чтобы обработать необходимое количество материалов.
В таблице 3.2. представлен вариант типичного плана потребности в производственных мощностях, который является выходным элементом рассматриваемого модуля системы автоматизированного планирования.
План потребности в производственных мощностях
Производственная единица 1500 | |||||||
Номер материала |
Номер заказа на производство |
Количество материалов |
1.03.01 |
2.03.01 |
3.03.01 |
4.03.01 |
5.03.01 |
91234 |
12378 |
50 |
3.5 |
||||
80902 |
9870 |
500 |
16.5 |
||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Количество часов итого: |
241.5 |
358 |
412 |
268 |
311.5 |
Другая важная функция рассматриваемого модуля состоит в том, чтобы проанализировать финансовые последствия запланированного производства. В дополнение к вычислению требуемой производительности, модуль также выполняет финансовый анализ отложенного приобретения и производственного заказа. Финансовый анализ в модуле “Планирование производственных мощностей” использует информацию о закупках, сбыте, складских запасах, графике производства продукции, планировании потребности в материалах и комплектующих, открытые заказы на закупку, открытые заказы на продажу, открытые производственные заказы, и запланированные (плановые) заказы. Таким образом с его помощью уже можно провести прогноз денежных потоков в случае работы по принятому плану, проанализировать финансовые последствия любых изменений в планах.
В тот момент, когда определено, что план потребностей в производственных мощностях может быть осуществлен, начинает функционировать контроль поддержания установленной производительности. Для этого в течение всего срока планирования системой регулярно создаются контрольные отчеты по производительности. Пример такого отчета приведен в таблице 3.3.
Контрольный отчёт для производственной единицы 1500
Дата отчета: 23.05.2001 Единица измерения: стандартный час работы | ||||
Статус |
2.05.01 |
9.05.01 |
16.05.01 |
23.05.01 |
По плану |
270 |
270 |
270 |
270 |
Реально |
250 |
220 |
190 |
|
Отклонение (накопленное) |
-20 |
-70 |
-150 |
Для адекватной работы системы необходимо определить величину допустимого отклонения от плана производства. Например, если установлено, что величина допустимого отклонения на начало третьей недели равна половине планового недельного количества часов, то для примера из таблицы 3.3. это отклонение будет равняться 135 часам. И, в тот момент, когда величина реального отклонения превышает 135 часов, система сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства в работу данной производительной единицы, и принятия мер к повышению ее производительности, вплоть до её выхода на плановый уровень. Такими мерами может быть привлечение дополнительных рабочих, допустимое увеличение общего времени работы оборудования, ремонт и т.д.
Кроме контрольных отчетов производительности, для каждой производительной единицы системой выдаются контрольные отчеты потребления материалов, сырья и комплектующих. Эти отчеты существуют для быстрого определения ситуаций, когда та или иная производительная единица не развивает плановой мощности из-за недостаточного снабжения материалами. Контрольный отчет потребления внешне похож на отчет из таблицы 3.3., только вместо соотношения плановых и реальных часов работы, в нем отображается разница между реальным и плановым потреблением материалов рассматриваемой производственной единицей.
Еще одним необходимым документом, регулярно (ежедневно) создаваемым автоматизированной системой планирования, является список операций. Списки операций формируются в начале дня и передаются (или пересылаются) мастерам соответствующих производственных цехов. В этих документах отображена последовательность проведения рабочих операций над сырьем, материалами и комплектующими на каждой производственной единице и их длительность. Списки операций позволяют каждому мастеру получать актуальную информацию
Таблица 3.4. является примером списка операций для одной из производственных единиц.
Список операций для производственной единицы 1500
Список операций Производственная единица 1500 (Токарный станок), на 23.05.01 | ||||
Номер производственного заказа |
Инвентарный номер материала |
Количество материала |
Дата обработки по плану производства |
Количество часов обработки |
17678 |
98769 |
50 |
20.05.01 |
3.5 |
16789 |
89769 |
500 |
23.05.01 |
19.2 |
18784 |
56307 |
1100 |
23.05.01 |
28.6 |
67830 |
78567 |
500 |
23.05.01 |
16.5 |
47890 |
87300 |
120 |
26.05.01 |
8.4 |
Количество часов итого: |
76.2 |
Как видно из таблицы 3.4., приведенный список определяет приоритет выполнения операций. Например, запоздавший по каким-то причинам производственный заказ от 20.05, был поставлен системой в очередь первым. И наоборот, заказ от 26.05.99 имеет минимальный приоритет. Сразу стоит отметить, что список операций не является суточным планом (это очевидно хотя бы из того, что суммарное количество часов превышает 24), а является лишь документом для мастера, определяющим последовательность и содержание производственных операций.
В результате проведения процесса планирования формируются наряды-заказы на производство (цеховые задания), заказы на закупку в системе материально-технического снабжения и сообщения об исключениях, которые свидетельствуют о том, что в процессе планирования возникли проблемы, которые не удалось разрешить или, наоборот при разрешении проблем требуется изменение уже сверстанных планов.
Результатами использования автоматизированной системы планирования производственных ресурсов в ОАО “ВСЗ” будут являться:
Основными преимуществами использования автоматизированной системы планирования в производстве являются: