Банкротство и реорганизация компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.

Файлы: 1 файл

курсовая по ФМ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

На тему:

«Банкротство  и реорганизация компании»

 

 

 

 

 

                                                     Студент 2 курса группы 4-Б22МЖ/17

                                                     Горшкова Е.В.

                                                                         Руководитель

Рубашкин Г.В.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2012 г.

                                       Содержание                                                стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Процедура банкротства, сам термин "несостоятельное предприятие" в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно – когда судья Арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: "Признать предприятие Х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.

Однако, эта картина  – уже почти финал процесса несостоятельности, который к этому  моменту времени нередко длится несколько месяцев. Но это не обязательный финал. На протяжении всего периода  времени, когда в арбитражном  суде слушается дело о банкротстве, законодательство дает предприятию возможность остановить этот процесс и выбрать другой путь, если появится надежда, что предприятие можно спасти. На практике для каждого шестого предприятия именно так и происходит, и для них запускается в действие свой план спасения.

Таким образом, очевидно, что существует некое множество  реорганизационных процедур, применяемых  при несостоятельности. Вместе с  тем, существует также ряд смежных  вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры –  это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере. Более того, этот вопрос почему-то постоянно находится в тени внимания прессы. Очень часто можно прочесть в газетах или услышать по радио о том, что даже крупнейшие компании находятся в критическом состоянии, на грани разорения, о громадных задолженностях по уплате предприятиями налогов в бюджет и внебюджетные фонды, о растущей статистике неплатежей между предприятиями, о банкротстве то одного банка, то другого. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности. Все это говорит об актуальности выбранной темы курсовой работы.

В настоящее время  основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный  закон от     26.10.2002    N    127-ФЗ    "О    несостоятельности (банкротстве)". Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.

Исходя из цели, перед  работой были поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
  2. Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
  3. Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
  4. Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.

 

 

 

1. Понятие и законодательные аспекты банкротства

1.1. Понятие несостоятельного  предприятия

        

            Понятие "несостоятельное предприятие" также как и понятие "управление несостоятельными предприятиями" неразрывно связаны между собой в связи с тем, что управление несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится и Россия. В российском федеральном законодательстве введены некоторые понятия для однозначного определения участников и самой процедуры банкротства. Однако, на наш взгляд они нуждаются в дополнении, в частности, таким понятием как управление несостоятельным предприятием. Тем не менее в работе будут применяться термины и понятия, используемые в том числе и в законодательстве.

Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства.

Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей).1

Управление несостоятельными предприятиями – последовательное осуществление управляющих воздействий  с целью вывода предприятия из кризисного состояния.

Должник – предприятие, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Механизм несостоятельности  – судебная процедура признания должника банкротом.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Следует признать, что  на различных этапах экономических отношений несостоятельность предприятий и связанные с ней процедуры регулярно применялись для разрешения долговых споров между кредиторами и заемщиками. В этой связи, для более детального изучения механизма несостоятельности, на наш взгляд, необходимо более подробно рассмотреть историю конкурсного производства.2

1.2. Положения  федерального законодательства  о банкротстве

 

В своей основе российское законодательство о банкротстве  основывается на мировом опыте. Как  известно, возможность признания  предприятия несостоятельным появилась в России достаточно недавно, с середины 1992 г., когда вышел Указ Президента, который впервые ввел процедуру банкротства. Чуть позже, 19 ноября 1992 г., был принят Закон Российской Федерации №3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который стал основой для последующего регулирования в этой области. Закон, а также последующие нормативные акты и являются по существу правовой основой для применения реорганизационных процедур.

В настоящее время  основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный  закон от     26.10.2002    N    127-ФЗ    "О    несостоятельности (банкротстве)". Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.

Необходимо отметить, что Закон не делает различий в отношении того, является ли предприятие государственным или частным, он ко всем применяет одинаковые критерии, процедуры и требования. Другая важная черта этого закона состоит в том, что судьбу предприятия, в конечном счете, решает арбитражный суд, который один правомочен принимать решение о проведении реорганизационных процедур или об их отмене. Никакие решения других органов (как, например, собрания кредиторов или учредителей) по этому вопросу не имеют юридической силы и не порождают юридических последствий.

В российском федеральном  законодательстве вводятся различные  понятия, связанные с процедурой банкротства: несостоятельность, должник, денежное обязательство, обязательные платежи, руководитель должника, конкурсные кредиторы, досудебная санация, наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство, арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий, мораторий, представитель работников должника.

В частности, понятие  несостоятельность трактуется следующим  образом: несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом  или объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).

То есть, в основу определения  признаков банкротства юридических  лиц положен принцип "неплатежеспособности". Суть этого принципа заключается в следующем: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т. е. является неплатежеспособным.

1.3. Зарубежный опыт управления несостоятельными предприятиями

 

Законодательство о  банкротстве (несостоятельности) в  развитых странах применяется прежде всего для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдения правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, оно является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны.

Основными задачами, решаемыми  законами о банкротстве стран  с рыночной экономикой, являются следующие:

1. Защита имущества  предприятия-должника в интересах  кредиторов и его распределение  в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения предъявляемых ими требований.

2. Возврат долгов кредиторам  посредством распределения выручки  от продажи активов, и / или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности.

3. Максимальное использование  существующих возможностей "спасения" предприятия или его частей, которые  посредством процедуры банкротства  могут быть восстановлены и  внести свой вклад в экономику страны.

4. Обеспечение механизма  рассмотрения дел о нарушениях  и злоупотреблениях в управлении  обанкротившимися предприятиями  и аннулирования неправомерных  сделок.

В соответствии с применяемой  концепцией банкротства, "процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации менеджерской стратегии, существовавшей ранее. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, если бизнес должника удается сохранить, от сохранения деловых отношений с должником в будущем".

По мнению одного из ведущих западных экспертов по несостоятельности, Марка Хоумана, старшего партнера компании "Прайс Уотерхаус", "Российский Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 1992 г. не отвечал вышеуказанным потребностям современной рыночной экономики в силу своей схематичности, недоработанности, неясности и противоречивости". Несомненно, этот закон представлял собой попытку ввести принципы современного законодательства о несостоятельности и регулировал принципы как ликвидации, так и спасения предприятий. Однако в законе лишь поверхностно освещались многие области, которые было необходимо определить и описать более четко, а также не были определены необходимые процессуальные особенности судопроизводства по делам о несостоятельности.3

Недостатком российской системы судопроизводства по делам о несостоятельности является усложненность и затянутость процедуры – на Западе в случае неявки должника на заседание он объявляется банкротом, в случае нехватки у должника документов, доказывающих его несостоятельность, он также объявляется банкротом. По этим и другим причинам слушания не откладываются и процедура не затягивается, ибо затягивание процедур несостоятельности наносит, прежде всего, вред предприятию-должнику, которое могло бы быть с выгодой продано новому собственнику, а в случае долгих процедур оказывается полностью разоренным.

Для продолжения реформ в России первоочередной необходимостью явилась разработка и принятие новой  версии закона о банкротстве. Если Россия сможет принять современное законодательство о несостоятельности, то она получит возможность избежать тех ошибок, через которое прошли законодательства других стран. Многие из них пытались создать законы, которые предусматривали чрезмерно дорогостоящие процедуры реорганизации предприятий-должников и тем самым наносили ущерб кредиторам. Этим недостатком страдала гл. II закона о банкротстве США, которая в ноябре 1994 г. была соответствующим образом исправлена. До 1994 г. английская административная система страдала от высоких затрат при подаче искового заявления о несостоятельности. Сейчас этот недостаток исправлен, английское судопроизводство отказалось от затребования большого количества информации для аргументации по иску, что также способствовало сокращению расходов на судопроизводство по процедурам несостоятельности.

Информация о работе Банкротство и реорганизация компании