Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.
1. Правительственный
метод прогнозирования
Внешним признаком банкротства предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течении трёх месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения о несостоятельности принимаются по признакам неудовлетворительности структуры баланса.4
В соответствии с системой критериев, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498, основными источниками анализа являются форма №1 "Баланс предприятия" и форма №2 "Отчёт о прибылях и убытках".
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является одно из следующих условий:
Коэффициент текущей
ликвидности характеризует
где IIА - итог второго раздела актива баланса;
КП - краткосрочные пассивы.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости и определяется по уравнению:
где IVП - итог IV раздела пассива баланса;
IА - итог I раздела актива баланса;
IIА - итог II раздела актива баланса.
Основным показателем,
характеризующим наличие
Если хотя бы один из коэффициентов меньше норматива (т.е. или ), то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6-и месяцам.
Если , а , то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3-м месяцам.
, (3)
(нормативное значение
Т - отчётный период;
К0Т.Л,, К1Т.Л. - соответственно, коэффициенты текущей ликвидности в начале и в конце периода.
Если , то у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности (Ку) определяется по уравнению:
, (4)
где Ту - период утраты платежеспособности предприятия.
Если , то у предприятия имеется реальная возможность не утратить платежеспособность.
В случае признания структуры
баланса предприятия
Сумма платежей по обслуживанию
задолженности государства
где Nзад - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием,
Pi - объём государственной задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства;
ti - период задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства;
Eri - годовая учётная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности.
Величина коэффициента
текущей ликвидности
Установленная неплатежеспособность
предприятия считается
В развитых странах широко распространён
прогноз банкротства
2. Прогнозирование банкротства
предприятий по методу
Уравнение регрессии Альтмана включает пять переменных коэффициентов, способных предсказать банкротство:5
, (7)
где Z- надёжность, степень отдалённости от банкротства.
где II - текущие активы;
КП - краткосрочные пассивы (обязательства);
А - активы;
P* - чистая прибыль;
Pб - балансовая прибыль;
РЦАК - рыночная цена акционерного капитала;
ВР - выручка от реализации;
ЗС - заёмные средства;
Если Z<1,81, то предприятие станет банкротом:
Для российских предприятий пока нет данных применимости формулы Альтмана, но в оценочных целях целесообразно применять.6
1.5. Реорганизационные процедуры банкротства предприятий
Реорганизационные процедуры – процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, банкротства.
При рассмотрении дела о реорганизации
предприятия применяются
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение должно быть завершено в течение семи месяцев с даты поступления заявления в арбитражный суд. Выполнение основной задачи наблюдения возлагается на временного управляющего. Его деятельность осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, он осуществляет контроль за действиями руководства должника, в том числе обеспечение сохранности имущества. Во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения восстановительных или ликвидационных процедур;
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года арбитражным судом.
Арбитражный суд утверждает кандидатуру административного управляющего. Он действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом. Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения планов финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании отчета административный управляющий составляет заключение и направляет его кредиторам в арбитражный суд.
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено, но не более чем на шесть месяцев. Совокупный срок внешнего управления и финансового оздоровления не может превышать двух лет.
Во время проведения внешнего
управления назначается внешний
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
В ходе наблюдения решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином - должником, руководителем должника - юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом. Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим. Мировое соглашение в ходе наблюдения распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
В ходе финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника - юридического лица или лицом, исполняющим обязанности указанного руководителя. Мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим. Мировое соглашения в ходе финансового оздоровления распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
В ходе внешнего управления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим. Мировое соглашение в ходе внешнего управления распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
В данном параграфе было рассмотрено четыре реорганизационные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Следует заметить, что мировое соглашение можно заключать во время проведения любой из других процедур.
Глава 2. Процедуры реорганизации предприятия
2.1 Сущность реорганизации предприятия
Реорганизация – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношение правопреемства юридических лиц при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства [14, 486].
В отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности предприятия является заявление либо самого должника, либо кредиторов, либо прокурора. В заявлении должника может содержаться ходатайство о введении внешнего управления или проведения санации. Основанием для этого является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника с целью продолжения деятельности путем продажи части его имущества и осуществления других мероприятий. После этого проводятся итоги, и выносится решение либо о прекращении производства по делу о банкротстве, либо предприятие признается банкротом и ликвидируется, а его имущество продается «с молотка», либо срок внешнего управления продлевается еще на 18 месяцев.
Если учредители юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.