Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.
- процедура банкротства
официально завершается спустя
три месяца, и происходит списывание
всей задолженности на
- после чего выдается
свидетельство о ликвидации
- происходит уничтожение всех документов, которые не предназначены для постоянного хранения.
Почему же процедура банкротства далеко не всегда достигает тех целей, ради которых она изначально предусматривалась?
По нашему мнению, дело в том, что ряд положений ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требуют дополнений и/или изменений, а практика применения закона - совершенствования. Представляется, что большинство из названных в предыдущем разделе настоящей работы проблем вызваны именно этими причинами.
В числе требующих решения проблем можно назвать следующие:
1. Проблема защиты интересов государства в ходе банкротства.
Процедура банкротства выделяет кредиторов по обязательным платежам в особую группу - отдельную от конкурсных кредиторов. Представители интересов государства, обладая меньшими по сравнению с конкурсными кредиторами правами, не всегда обладают достаточными правами для защиты интересов государства.
Для решения этой проблемы необходимо уравнять в правах конкурсных кредиторов и кредиторов по обязательным платежам.
2.Проблема определения
представителей требований
Для лучшей защиты интересов кредиторов по обязательным платежам их требования целесообразно объединить. Для того, чтобы представители требований бюджета и внебюджетных фондов в ходе банкротства не “распыляли” свои голоса, необходимо законодательно утвердить, кто может представлять в процедуре банкротства кредиторов по обязательным платежам.
3. Проблема скупки долгов с целью инициирования процедуры банкротства
Возможна ситуация, в которой долги предприятия, временно оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, будут “по сходной цене” скуплены фирмой, специализирующейся на банкротстве предприятий-должников. Такие фирмы своими активными действиями могут подорвать производственный потенциал целого региона.
Решить данную проблему могут территориальные агентства по делам о несостоятельности путем отслеживания инициаторов банкротства и выявления таких фирм. Для решения подобных проблем возможно стоит ввести дополнительное требование к признакам банкротства: денежные обязательства должника перед кредитором должны возникать из их отношений между собой, а не в результате уступки права требования. 7
4. Проблема "собственник
- кредитор" - проблема создания
искусственной задолженности
Возможна ситуация, в
которой собственник, владеющий
сразу несколькими
Необходимо дополнить механизм субсидиарной ответственности собственника при принятии решений, вызвавших банкротство должника (статья 184 закона) в тех случаях, когда отношение с ними отрицательно повлияло на платежеспособность должника, в том числе создали непогашенную кредиторскую задолженность.
5. Проблема незаинтересованности арбитражного управляющего в восстановлении платежеспособности должника.
Огромным недостатком законодательства является то, что управляющий, будучи заинтересован в максимальном сроке своего пребывания на предприятии в качестве управляющего (с неплохим уровнем оплаты труда), фактически не заинтересован в восстановлении платежеспособности предприятия-должника, так как в процессе конкурсного производства получает определенный процент вознаграждения от размера погашенной кредиторской задолженности.
Для решения этой проблемы необходимо максимально заинтересовать арбитражных управляющих в том, чтобы внешнее управление заканчивалось восстановлением платежеспособности должника, а именно:
6. Проблема недостаточности
срока внешнего управления для
восстановления
Установленный законом срок внешнего управления составляет 12 месяцев, может быть продлен Арбитражным судом на срок до 6 месяцев (итого 18 месяцев). Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций предусматривают возможность продления срока внешнего управления в общей совокупности до 33 месяцев. Восстановить платежеспособность должника за эти сроки почти невозможно.
Для решения проблемы
нужно предусмотреть
7. Проблемы, возникающие при назначении временного управляющего и проведении первого собрания кредиторов.
Временный управляющий, как правило, назначается судом по ходатайству кредитора, подавшего заявление о признании должника банкротом. Таким образом, остальные кредиторы оказываются лишенными возможности ходатайствовать о назначении другой кандидатуры или заявить суду о возможной зависимости предлагаемого временного управляющего от кредитора-инициатора рассмотрения дела. В такой ситуации может появиться временный управляющий, заинтересованный в защите интересов одного кредитора (или группы кредиторов) в ущерб интересам остальных кредиторов и должника.
Для решения этой проблемы целесообразно предоставить право кредиторам - не заявителям заявлять мотивированные отводы кандидатуре временного управляющего.
Период наблюдения – особая процедура процесса банкротства. Здесь определяется целый ряд очень важных моментов:
Первое собрание кредиторов является своего рода отправной точкой в процессе о банкротстве, и поэтому играет в процессе очень важную роль.
Таким образом, хотя при введении наблюдения руководство должника и не устраняется от управления, дальнейшая судьба должника определяется временным управляющим и практически не может контролироваться не связанными с ним кредиторами. Предусмотренное законом право обращаться с жалобой практически неосуществимо, поскольку регламентация проведения первого собрания кредиторов не предусмотрена, а значит утверждать, что то или иное действие является нарушением, практически невозможно.
Для решения проблемы желательно регламентировать процесс созыва и процедуру проведения первого собрания кредиторов (форма бюллетеней, предоставляемая кредиторам в обязательном порядке информация и другое). Альтернативное (и возможно более предпочтительное) решение - поручить созыв и проведение первого собрания кредиторов ФСДН.
8. Проблема профессионализма арбитражных управляющих.
Один человек не может быть профессионалом во всех областях человеческой деятельности, которые затрагиваются при проведении процедуры банкротства: изучение документации, проведение финансово-экономического анализа, составления плана финансового оздоровления, осуществление оперативного руководства, оценка и реализация имущества, реструктуризация и реформирование предприятия. Таким образом привлечение арбитражным управляющим в процессе банкротства различных специалистов заранее предопределено. Однако необходимо осуществление контроля за квалификацией специалистов.
Решением этой проблемы
стало бы ужесточение требований
к арбитражным управляющим - давать
лицензию на право осуществления арбитражно
9. Проблема определения
действительной стоимости
Важным моментом в конкурсном производстве является проведение оценки имущества, образовывающего конкурсную массу. Движимое имущество при отсутствии особого мнения на этот счет комитета кредиторов управляющий может оценить самостоятельно. Если речь идет о недвижимом имуществе, то управляющий обязан привлечь независимого оценщика, но и это в случае, если у кредиторов будет отсутствовать на этот счет определенное решение. Таким образом, существует опасность необъективной заниженной оценки имущества предприятия-должника управляющим или оценщиком с корыстными целями, что приведет к уменьшению средств от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, и, следовательно, к неполному удовлетворению требований кредиторов.
Для решения этой проблемы
целесообразно предусмотреть
10. Проблема отчуждения
должником имущества в
В преддверии банкротства
должник может осуществить
Напрашивающиеся пути решения
- предусмотреть
11. Проблема создания
искусственной задолженности
Должник, оповещенный о принятии арбитражным судом заявления о признании его несостоятельным, может искусственно завысить задолженность по заработной плате (будет удовлетворена во вторую очередь, то есть перед удовлетворением требований коммерческих кредиторов и государства, ущемляя таким образом их интересы) путем значительного необоснованного повышения окладов или приняв на работу (в том числе по совместительству) большое количество персонала.
Для решения данной проблемы необходимо предоставить арбитражному управляющему и/или кредиторам право отменять или оспаривать в суде решения руководства должника, принятые после подачи заявления о признании должника банкротом или за определенный отрезок времени до подачи заявления, если эти решения повлекли за собой необоснованное увеличение кредиторской задолженности, в том числе по заработной плате. Конечная цель этих мероприятий - недопущение фальсификаций. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ практики
реформирования предприятий путем
проведения процедуры банкротства,
самой процедуры, а также действующего
российского законодательства, регулирующего
осуществление процедуры
В рамках процедуры банкротства возможно восстановить платежеспособность предприятия. Однако необходимо отметить, что восстановление платежеспособности предприятия не является обычным для применения процедуры банкротства случаем. Это скорее исключение.
Чаще всего это происходит
уже на этапе наблюдения и в
ходе мировых соглашений, то есть когда
удается достичь соглашения с
кредиторами о погашении
Восстановление
Большинство производств по делам о банкротстве проходят через стадию конкурсного производства и заканчиваются ликвидацией предприятия.
Таким образом, можно выявить следующее: