Банкротство предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Банкротство – удостоверенная арбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность должника исполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным превышением суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Причины банкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристов несостоятельность (банкротство) может быть "несчастная", "неосторожная", "злостная" или "злонамеренная".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Понятие банкротства. История становления института несостоятельности………………………………………………………………5
2. Причины банкротства предприятий и его профилактика……………………………………………………………………9
2.1. Характеристика глубины состояния банкротства………………………. 9 2.2. Причины несостоятельности предприятий …………………………….. 11 2.3. Мониторинг управления банкротством предприятий ………………… 15 2.4. Пути предотвращения банкротства предприятий ………………………18
3. Подбор стратегии предотвращения банкротства…………………………. 22
3.1 Предпринимательский тип стратегического менеджмента……………………………………………………………………..24
3.2.Адаптационный тип стратегического
менеджмента ………………………………………………… …………………25
3.3. Планирующий тип стратегического
менеджмента …………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………. ..30
Список использованной литературы………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ банкротство.docx

— 101.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3

1.Понятие банкротства. История становления института несостоятельности………………………………………………………………5

2. Причины банкротства предприятий и его профилактика……………………………………………………………………9

2.1. Характеристика глубины состояния банкротства………………………. 9                             2.2. Причины несостоятельности предприятий …………………………….. 11                                   2.3. Мониторинг управления банкротством предприятий ………………… 15                        2.4. Пути предотвращения банкротства предприятий ………………………18 

3. Подбор стратегии предотвращения банкротства…………………………. 22

3.1 Предпринимательский  тип  стратегического  менеджмента……………………………………………………………………..24

3.2.Адаптационный тип  стратегического

менеджмента ………………………………………………… …………………25

3.3. Планирующий тип стратегического

менеджмента …………………………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………. ..30

Список использованной литературы………………………………………….. 32

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие банкротства. История становления института несостоятельности (банкротства).

 

Банкротство – удостоверенная арбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность  должника исполнить перед кредиторами  в полном объеме денежные обязательства  и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным  превышением суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Причины банкротства  могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристов  несостоятельность (банкротство) может  быть "несчастная", "неосторожная", "злостная" или "злонамеренная".

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, считаются  те участники дела, которые имеют  непосредственный материальный интерес  в его исходе. В ст. 40 АПК РФ указано, что в делах о банкротстве  к числу лиц, участвующих в  деле, относятся заявитель и заинтересованные лица. В первую очередь, это должник  и кредиторы - лица, имущественные  права которых были ущемлены до возбуждения  дела или будут затронуты в  ходе реализации процедур банкротства. В ст. 34 Закона должник и арбитражный управляющий указаны как различные лица, участвующие в деле. Вместе с тем, во время внешнего управления и конкурсного производства именно арбитражный управляющий представляет интересы должника. В связи с этим возникают следующие ситуации. Например, при подаче кредитором апелляционной или кассационной жалобы в ходе указанных процедур банкротства в соответствии с ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 277 АПК РФ он обязан уведомить всех лиц, участвующих в деле, т.е. и должника, и внешнего (конкурсного) управляющего, представляющего должника. Нарушение данного правила влечет за собой оставление жалобы без движения (ст. 263, 280 АПК РФ).

Права и обязанности  лиц, участвующих в деле, определены в ст. 41 АПК РФ и конкретизированы нормами Закона применительно к  каждой из процедур банкротства. В делах о несостоятельности (банкротстве) можно выделить три категории должников. Первая – должники полностью добросовестные, в процессе банкротства которых не подлежат применению какие-либо нормы уголовного или административного права. Вторая – должники, в процессе банкротства которых определенные субъекты повели себя недобросовестно, нарушив уголовно-правовые либо административные запреты (сам должник не знал и не должен был знать о противоправном поведении указанных лиц). Третья категория – должники, которые своими действиями нарушили нормы уголовного или административного права ст.195 ("Неправомерные действия при банкротстве"), ст.196 ("Преднамеренное банкротство"), ст.197 ("Фиктивное банкротство") Уголовного кодекса Российской Федерации либо ст.14.12 ("Фиктивное или преднамеренное банкротство") и ст.14.13. ("Неправомерные действия при банкротстве") Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.[9]

История становления института несостоятельности.

Первые отголоски  конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у  древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные  связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время  носило личностный характер: “...чтобы  добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

В России истоки зарождения института несостоятельности можно  найти в “Русской Правде”. Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности  содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически  повторяет то, что было заложено в “Русской правде”.

Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года. После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако, в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

28 ноября 1927 года  Декретом ВЦИК и СНК РСФСР  Гражданский  процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических». Согласно этому Декрету дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

Сложная политическая борьба, связанная с созданием  нового правового нормативного акта по несостоятельности и банкротству  закончилась. 26 октября 2002 г. Президентом  РФ был подписан новый Федеральный  закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

За последние  десять лет это уже третий Закон, регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства). Первый Закон был принят в 1992 г., а второй 1 марта 1998 г.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Причины банкротства предприятий и его профилактика.

             2.1. Характеристика глубины состояния банкротства.           

История становления и  развития рыночной экономики в развитых странах

показывает неравномерность  процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:

•     I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение

негативного состояния, возникает  на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

•     П стадия — критическое банкротство — определяет усиление

негативных тенденций  на этапе «спад», когда затраты на осуществление

деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

•     Ш стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах

«банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требовании кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом.

Это право переходит к  ликвидаторам — лицам, назначенным  для управления

имуществом должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние  предприятия имеет свои отличительные признаки:

на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества;

изменения в структуре  баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение  дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в cтруктуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных

средств от хозяйственных oпераций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально- психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

на стадии  III:  неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе

готовой продукции, которая  заведомо не реализуется; падение объема

производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя);

возрастание   убытков;    недостаток   оборотных   средств; неспособность

погасить срочные обязательства.

Из сказанного следует, что  банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности - в результате антикризисного управления.

             

 

2.2 Причины несостоятельности предприятий.               

Деятельность предприятия  подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы делятся на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Американские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обусловлена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть — внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их содержанию.(таблица.1)

Внешние      факторы

Внутренние 

         факторы

-экономические

-материально-технические

-социальные

-организационные

-правовые

-социально-экономические

-экологические

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Классификация факторов, влияющих на деятельность предприятий.

 

 

 

 

 

Внешние факторы:

     •  экономические: уровень доходов и накоплений населения

(покупательная  способность);  платежеспособность  экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

   •  социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

  • правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного  капитала;  обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.

Информация о работе Банкротство предприятия