Банкротство предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Банкротство – удостоверенная арбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность должника исполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным превышением суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Причины банкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристов несостоятельность (банкротство) может быть "несчастная", "неосторожная", "злостная" или "злонамеренная".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Понятие банкротства. История становления института несостоятельности………………………………………………………………5
2. Причины банкротства предприятий и его профилактика……………………………………………………………………9
2.1. Характеристика глубины состояния банкротства………………………. 9 2.2. Причины несостоятельности предприятий …………………………….. 11 2.3. Мониторинг управления банкротством предприятий ………………… 15 2.4. Пути предотвращения банкротства предприятий ………………………18
3. Подбор стратегии предотвращения банкротства…………………………. 22
3.1 Предпринимательский тип стратегического менеджмента……………………………………………………………………..24
3.2.Адаптационный тип стратегического
менеджмента ………………………………………………… …………………25
3.3. Планирующий тип стратегического
менеджмента …………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………. ..30
Список использованной литературы………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ банкротство.docx

— 101.70 Кб (Скачать файл)

 Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качественное преобразование этой деятельности на базе умирающей.

 

 

 

3. Подбор стратегии предотвращения банкротства.

Изо всех задач менеджмента  самая важная - разработка долгосрочной стратегии, эффективных методов  конкуренции и ведения бизнеса  и осуществления всех мероприятий, необходимых для последовательной и качественной реализации этой программы. Удачная стратегия и ее умелая реализация - самые верные признаки качественного управления и избежания  банкротства предприятия. Гениальная стратегия, неподкрепленная организационными средствами для ее достойного внедрения, ничего не дает, потому что сводит на нет любые замечательные возможности, не обеспечивает надлежащий уровень  удовлетворения клиентов и высокую  производительность. Необходимо, во-первых, создать первоклассную стратегию  и, во-вторых, адекватно ее реализовать, чтобы избежать кризисного состояния.  Это главная задача менеджмента  и лучшая проверка его возможностей.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos- «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. [5,180]

Стратегия,c точки зрения менеджмента, представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.

 

 

        Рисунок 3. Процесс  стратегического планирования.

 

Стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников. Этот план открывает  перспективу для организации, которая  направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать  изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  в том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными.

Выбор вида стратегии - дело нелегкое. Самое  высшее мастерство стратега - осознанно  использовать все виды стратегий, ясно понимая, какие из них являются "фирменным  стилем" стратегического управления в его компании. Стратегии можно классифицировать по различным признакам. Так, если предприятие не довольно размером контролируемого рынка и размером получаемой прибыли, то будет уместна стратегия «создания». Суть её заключается в использовании всего арсенала маркетинга для расширения рынка и завоевание новых рыночных сегментов.

Достаточно  распространенной стратегией является «снятие сливок», направленная на резкое увеличение прибыли через сокращение рыночной части. Соответственно этой стратегии  часть рынка отдаётся конкурентам, а деньги, полученные от продажи торгово-сбытовых предприятий, поступают в кассу предприятия как его прямой выигрыш. Отдельные предприятии применяют «холдинг-стратегию» в том случае, когда их устраивает размер рыночной части и они не желают или не могут её увеличить через ограниченность ресурсов или по другим причинам. Зависимо от намеченного уровня затрат на стимулирование сбыта и политики цен предприятия могут применять стратегию интенсивного или пассивного маркетинга, отборочного или широкого проникновения. Подход предприятия к подбору стратегии определяется фазой жизненного цикла продукта и другими факторами.

В зарубежной практике перевешивают три подхода стратегического  менеджмента: предпринимательский, адаптационный  и планирующий.

Рассмотрим их подробнее.

 

3.1. Предпринимательский тип стратегического менеджмента.

Предпринимательский тип стратегического менеджмента характеризуется дальнозоркостью руководителя, который активно ищет новые возможности, идёт на резкие изменения и принятие ответственных решений. Предпринимательский тип самый распространённый на предприятиях, которые созданы недавно и имеют сильных руководителей, или которые в тяжёлом финансовом положении делают попытки выйти с кризиса. В предпринимательском типе менеджмента степень ведения значительной мерой зависит от ориентации высшего руководства, личные качества, власть и информированность которых даёт возможность преодолевать трудности и проводить изменения.

Сильные лидеры, которые идут в разрез с  инновационной политикой предприятия, должны увольняться. Речь идёт об умении понять закономерности взаимодействия между потребностями, потребительским спросом, деятельностью конкурентов и качеством их продукции и потребностями своей собственной компании и её способностью удовлетворять потребности клиентов. То есть частью стратегического мышления является анализ. Способность двигаться от конкурентного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетенции и в вопросе стратегического менеджмента.

3.2 Адаптационный тип стратегического  менеджмента.

Адаптационный тип стратегического менеджмента базируется на совершении осторожных методов реагирования на проблемы и поиска возможностей их последовательного решения. Этот тип менеджмента используют в основном руководители предприятий с установившейся экономикой, которые являются одновременно ещё и членами коалиций, блоков. В определённой мере это может затруднять получение согласия на чётко выраженные стратегические цели и планы, рассчитанные на длительный период. Франчайзеры нередко диктуют материнским предприятиям свою политику и планы. Адаптационный тип эффективен при условии стабильных внешних условий или возможности лёгкого достижения согласия между членами коалиции.

При адаптационном подходе степень  применения нововведений зависит от возможности менеджеров согласовывать  некоторые главные цели с базовыми стратегическими, которые были определены раньше. Руководители уровня ниже должны иметь определённую свободу в  совершении безопасной стратегии, слишком детализированный план мешает делу. Тут руководителю необходимы способности:

  • готовность реагировать на тенденции, которые возникают в результате действия известных факторов в данной отрасли;
  • интеллект и творческая жилка, которые дают возможность на основе учёта комбинаций известных и неизвестных величин приводить предприятие в готовность к действиях в непредсказуемых ситуациях, находить возможности для повышения его конкурентоспособности.

 

3.3. Планирующий тип стратегического  менеджмента.

Формирование планирующего типа стратегического антикризисного управления предусматривает систематический сравнительный анализ, разработку решений и стратегий. При этом исполнительные работники часто привлекают к разработке стратегий специалистов по планированию. Заданием менеджмента планируемого типа является объективная оценка внешней ситуации, чтобы иметь возможность эффективно влиять на неё. Этот тип менеджмента свойственен большим предприятиям, которые имеют достаточно ресурсов, чтобы совершать детальный сравнительный анализ. Их внутренняя среда содействует достижению согласия по главным вопросам деятельности, а высокая стабильность – формированию и тщательному выполнению принятых стратегий.

Данный  тип требует умения разрабатывать стратегию изменений. Определение и формирование стратегии является интеллектуальным процессом, процессом поиска принятого варианта и творческим процессом. Умение стратегического управления является способность использовать в процессе изменений надёжные методы. Много стратегических моделей базируются на методе исследования операций и других экономико-математических методов. Правильная структура и динамизм – две дополняющие одна другую условия, которые обеспечивают спех.

Для реализации стратегий зависимо от конкретных условий используются такие модели: внутрифирменного управления в спокойной  внешней среде; управление в условиях динамического рынка, превращение  научно-технического прогресса на постоянный действующий фактор развития; модель, которая приспособлена к спонтанным угрозам и возможностям во внешнем  окружении.

Сегодня всё большее значение имеет выбор модели стратегии  предприятия в условиях растущей конкуренции. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

 

Стратегическое  планирование на фирме «Сирс» (пример).

В конце 70-х годов корпорация «Сирс, Робак энд Компани» утратила свою конкурентоспособность и столкнулась  с возможным кризисом компании. Розничная  торговля становилась зрелой отраслью и конкуренция была отчаянной. Покупатели тратили уменьшающуюся часть  своего дохода на товары длительного  пользования, такие как бытовые  приборы и мебель, где «Сирс» занимала традиционно сильные позиции. Между  тем, «Сирc» медленно реагировала на необходимость модернизировать ту часть своей деятельности, которая связана с товарами кратковременного пользования. Попытки подстегнуть продажи путем снижения цен привели к значительному росту объема продаж, но дали снижение прибыли. Согласно президенту фирмы «Сирс» Джерому Росоу: «Если «Сирс» хотела выжить, не говоря уже о расширении, то мы должны были шевелиться быстрее. Пришло время оживить нашу торговую базу, улучшить прибыльность и перевести «Сирс» в новые развивающиеся отрасли, где можно было воспользоваться ее традиционно сильными сторонами.

Наряду с некоторыми другими  изменениями, руководство «Сирс» решило диверсифицировать деятельность фирмы  и проникнуть в новые области  предпринимательства. Одним из первых действий, предпринятых для поддержки  новых усилий в направлении диверсификации, было создание корпоративного комитета по стратегическому планированию, в  состав которого вошли руководители отделов торговли, страхования и  недвижимого имущества.

В начале обсуждений были большие  разногласия относительно направления  будущего развития компании. В то время  как одни руководители считали, что  компания должна остаться в своей  традиционной отрасли — розничной  торговле, — другие хотели расширения деятельности в перспективные быстроразвивающиеся  отрасли, например, телесвязь и домашние развлекательные программы. Для  выработки стратегии диверсификации, которую большинство членов комитета могли поддержать, комитет разработал систематический процесс изучения и оценки.

Этот процесс предполагал  изучение целых отраслей с целью  выявления потенциальных возможностей их роста и прибыли и включал  анализ того, как «Сирс» может внести в новое дело свои специфические  сильные элементы — репутацию, маркетинг  или финансовую мощь. Комитет определял  ориентиры, относящиеся к величине отрасли, потенциальному объему продаж и прибыли, отрезку времени, необходимому, чтобы «Сирс» стал основным фактором. Кроме того, новый бизнес должен был ориентироваться на потребителя  и быть таким, в котором имя и репутация «Сирс» стала бы конкурентным отличительным признаком. И наконец, этот бизнес должен быть чем-то, что может осуществляться на национальном уровне при помощи сотен магазинов розничной торговли, расположенных по всей стране.

Именно эти систематические  усилия привели к решению фирмы  «Сирс» сосредоточиться на финансовых услугах для потребителей — то, что сейчас называется «Сирс Файненшл Нетуорк» (Финансовая сеть «Сирс»). [5.202]

 

 

 

Заключение.

В ходе изучения и изложения  в курсовой работе вопросов, связанных с банкротством предприятий, а также мер по предотвращению банкротства, можно сделать следующие выводы:

1)Банкротство – это  один из легальных механизмов  обновления и реформирования  наших предприятий; это механизм  развития путем эффективного  перераспределения собственности.  Банкротство далеко не всегда  означает ликвидацию предприятия.

2) Причины банкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристов несостоятельность (банкротство) может быть "несчастная", "неосторожная", "злостная" или "злонамеренная".

3)По глубине банкротства различают его стадии:

•     I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение

негативного состояния, возникает  на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

•     П стадия — критическое банкротство — определяет усиление

негативных тенденций  на этапе «спад», когда затраты на осуществление

деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

•     Ш стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах

«банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требовании кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению.

Информация о работе Банкротство предприятия