Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Большинство кредитных организаций сталкиваются с проблемой выбора и уточнения стратегии развития бизнеса в меняющихся макроэкономических и политических условиях. В первую очередь это касается региональных банков, структура активов и пассивов которых, а также размер капитала свидетельствуют о повышенных рисках в их деятельности. Универсализация банков, расширение спектра предлагаемых услуг, увеличивающаяся скорость изменений, происходящих во внешней среде, приводит к увеличению рисков в деятельности кредитной организации, полностью устранить которые невозможно.

Содержание работы

Глава 1. Бизнес-планирование как один из видов планирования.
Понятие, сущность и значение бизнес-планирования в кредитной организации.
Принципы и основные этапы бизнес-планирования в кредитной организации.
Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка.
Глава 2. Основные направления бизнес – планирования на примере ОАО Сбербанк России.
2.1 Проблемы современного банковского рынка и их влияние на бизнес-планирование кредитных организаций.
2.2 Анализ составления бизнес-плана на примере кредитной организации ОАО Сбербанк России.
2.3 Рекомендации по усовершенствованию бизнес-планирования в ОАО Сбербанк России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Банковский менеджмент» на тему

«Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка»

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 5ФК1:

Бурмистрова Мария

Леонидовна

 

Научный руководитель:

Галлямова Анна Захаровна

(Уч.степень: к.э.н.,

Уч.звание: доцент)

 

 

 

 

 

Москва, 2014

Содержание:

Глава 1. Бизнес-планирование как один из видов планирования.

    1. Понятие, сущность и значение бизнес-планирования в кредитной организации.
    2. Принципы и основные этапы бизнес-планирования в кредитной организации.
    3. Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка.

Глава 2. Основные направления бизнес – планирования на примере ОАО Сбербанк России.

2.1 Проблемы современного банковского рынка и их влияние на бизнес-планирование кредитных организаций.

2.2 Анализ составления бизнес-плана на примере кредитной организации ОАО Сбербанк России.

2.3 Рекомендации по усовершенствованию бизнес-планирования в ОАО Сбербанк России.

Заключение.

 

Введение.  

Экономическая ситуация в России и мире постоянно меняется. Весьма динамично развивается и ситуация на рынке банковских продуктов. Происходит перераспределение долей этого рынка между участниками, изменяется их количество и состав, значительно растет уровень требований со стороны клиентов, на рынок выходят новые услуги и способы их оказания, государство периодически совершенствует политику в сфере регулирования рыночных взаимоотношений. Любая кредитная организация, если она собирается продолжать свою деятельность, должна адекватно реагировать на перемены. А если кроме выживания перед банком стоят задачи развития и достижения лидирующих позиций на рынке, то помимо оперативного реагирования на экономическую ситуацию необходимо осуществлять постоянный прогноз изменений и планирование соответствующих мероприятий для достижения поставленных целей.

В принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в апреле 2005 года Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года отмечено, что развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера, одним из которых является неразвитые системы управления , слабый уровень бизнес-планирования , неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.

В этой связи особую актуальность приобретает изучение процессов стратегического и бизнес-планирования деятельности кредитной организации. Качественное планирование деятельности позволяет достичь более значительных экономических результатов, активно развивать бизнес, быть привлекательным для инвесторов, партнеров, клиентов, чем без систематического планирования.

Большинство кредитных организаций сталкиваются с проблемой выбора и уточнения стратегии развития бизнеса в меняющихся макроэкономических и политических условиях. В первую очередь это касается региональных банков, структура активов и пассивов которых, а также размер капитала свидетельствуют о повышенных рисках в их деятельности. Универсализация банков, расширение спектра предлагаемых услуг, увеличивающаяся скорость изменений, происходящих во внешней среде, приводит к увеличению рисков в деятельности кредитной организации, полностью устранить которые невозможно. Но, осуществляя планирование своей деятельности, их можно учесть и спрогнозировать с целью минимизации возможных потерь. Практика показывает, что на рынке конкуренции выигрывают банки, которые наиболее успешно разрабатывают и воплощают в жизнь целенаправленную стратегию. Они постоянно концентрируют усилия на реализации тщательно разработанной процедуре стратегического управления и планирования.

Региональные кредитные организации в большинстве случаев только сейчас начинают осознавать важность и необходимость разработки целенаправленной стратегии с применением современных подходов. Этому способствует возрастающая конкуренция на финансовом рынке со стороны крупных банков с развитой филиальной сетью. Уровень капитализации регионального банковского сектора не позволяет ему конкурировать с филиалами крупных Московских банков. При этом наличие конкуренции подталкивает региональные кредитные организации к развитию современных технологий. Малые и средние банки имеют свои преимущества: они более маневренны, у них больше возможности проводить гибкую тарифную политику, оказывать качественное обслуживание и индивидуальный подход к клиентам. Основная их задача – это осознанный выбор дальнейшего пути развития. В данной связи необходимо четкое понимание и формулировка целей и задач, выработка стратегии и тактики дальнейшего развития, которые позволили бы региональному банку более точно соизмерить свои возможности с реальностью и осознать существующие ограничения.

 

Глава 1. Бизнес-планирование как один из видов планирования в кредитной организации.

    1. Понятие, сущность и значение бизнес-планирования в кредитной организации.

Согласно ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности», каждая кредитная организация составляет бизнес-план, который является важным документом на ближайшие два календарных года. Составление и содержание бизнес-плана регламентируется указанием Центрального Банка России от 5 июля 2002 года №1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (ред. от 05.11.2009г).

Бизнес-план разрабатывается и представляется в Центральный банк в следующих случаях: при создании кредитной организации; при расширении деятельности кредитной организации путем получения дополнительных лицензий на осуществление банковских операций; при изменении вида кредитной организации; при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения, преобразования; при реорганизации кредитных организаций в форме присоединения.

То есть, бизнес-план разрабатывают и представляют в Центральный банк не все банки и не каждый год.

Бизнес-план  содержит предполагаемую программу действий организации. Документ  позволяет Банку России оценить такие параметры как:

а) способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;

б) способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;

в) адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам.

Бизнес-планирование связано с перспективной деятельностью банка. Бизнес-план должен охватывать все направления работ и все подразделения банка. При этом для отдельных проектов (открытие филиала банка, приобретение здания, внедрения сложных технических систем, банкоматов и пр.) разрабатываются отдельные бизнес-планы, часто в сокращенном виде, в которых рассчитывается экономическая эффективность планируемых проектов банка.

Бизнес-планирование призвано обосновать и определить конкретные пути решения стратегических задач, бизнес-план банка фактически должен быть документом, обоснующим выбор из нескольких стратегических альтернатив, содержащим финансовую модель банка в виде прогноза потоков денежных средств, увязывающих притоки и оттоки денег в банке.

Бизнес-планирование деятельности Банка предполагает изучение финансово-экономических результатов деятельности, выявление факторов, тенденций и пропорций хозяйственных процессов, обоснованных направлений развития.

Бизнес-планирование – это процесс, определяющий локальные и общие перспективы развития банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес-планирование согласует определенные на первом этапе цели и стратегии с внутренними возможностями банка и требованиями внешней среды.

Составляющей частью бизнес-планирования является маркетинговое планирование, нацеленное на определение конкурентной позиции банка, его сильных и слабых сторон и разработку продуктов и услуг, которые бы позволили ему укрепить эту позицию и завоевать новые рынки и новых клиентов.

В рамках бизнес-планирования осуществляется планирование персонала, необходимое для определения потребности в трудовых ресурсах и их характеристик.

Финансовый план завершает бизнес-планирование и должен быть проработан таким образом, чтобы определить, как его исполнение повлияет на конечные финансовые результаты, налоги и на получение и использование прибыли банка, а также на его баланс и выполнение обязательных экономических нормативов и внутренних лимитов банка. Частью процесса финансового планирования является составление сметы расходов, необходимой для обоснования плана маркетинга, плана персонала, плана оснащения банка, плана проектов и др.

Содержание бизнес-плана зависит от целей его составления: он может предназначаться для инвесторов, кредиторов, потенциальных партнеров и для внутреннего использования руководством.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести следующие: специфику и масштабы деятельности; цели составления бизнес-плана; общую стратегию Банка и перспективы развития; размеры рынка, наличие конкурентов.

Чем крупнее кредитная организация, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка бизнес-плана. Бизнес-план небольшого банка проще по составу, структуре и объему. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие значительной конкуренции требует более детального изучения наиболее крупных конкурентов, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

Вместе с тем в Положении Банка России от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» идет речь о программах развития банка, стратегиях и тактиках, текущих и перспективных направлениях деятельности кредитных организаций, что по своей экономической сути и является составными частями бизнес-плана. Включение бизнес-плана в перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получении лицензии на осуществление банковских операций, позволяет Банку России отказать в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в случае несоответствия указанных документов, в том числе бизнес-плана кредитной организации, установленным требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.

Из вышепредоставленной информации можно сделать вывод, что бизнес-план банка:

- это документ, убедительно  демонстрирующий успешность бизнеса  и его достаточную прибыльность, привлекательность для тех, кто  потенциально может стать инвестором  или партнером;

- это документ, обосновывающий  выбор той или иной стратегической  альтернативы;

- это документ, в котором  изложено краткое, точное и ясное  описание его целей, задач, проведен  результаты изучения рынка и  возможностей банка, сформированы  и обоснованы направления развития, проанализированы клиенты, партнеры  и конкуренты, оценено качество  предлагаемых продуктов и услуг, оценены риски и предложены  меры по их снижению, произведены  расчеты денежных потоков, рассчитаны  прогнозные отчетные финансовые  документы, рассчитаны финансовые  коэффициенты, определены и рассчитаны  показатели эффективности бизнеса;

- это один из конечных  продуктов того, что называется  корпоративной культурой компании.

Таким образом, бизнес план нацелен на обеспечение общего понимания задач Банка, вытекающих из выбранной стратегической альтернативы, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Особое внимание Банка России в бизнес-плане направлено на способность кредитной организации оценить свое будущее в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, на наличие финансовых, кадровых, технологических и др. внутренних возможностей для эффективной деятельности в конкурентной среде.

    1. Принципы и основные этапы бизнес-планирования в кредитной организации.

Составляя бизнес-план кредитной организации необходимо придерживаться следующих принципов:

1. При формировании бизнес  – плана нужно учитывать реальные  возможности банка.

2. Бизнес-план формируется  с обязательным положительным  финансовым результатом. При формировании  планово-убыточного результата необходим  план финансового оздоровления  банка.

3. Структура активов и  пассивов должна быть сбалансированной.

4. При формировании плана  необходимо стремиться к увеличению  положительной разницы между  средневзвешенными ставками размещения  и привлечения за счет оптимизации  структуры привлечения и размещения.

Как уже говорилось выше, бизнес-план должен позволить уточнить стратегический план и на этой основе разработать конкретный финансовый проект его реализации в рамках текущего этапа стратегического планирования (обычно, в рамках года). Бизнес-план представляет собой – подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач учреждения, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач.

Информация о работе Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка