Борьба с коррупцией в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Государственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя.
Целью настоящего реферата является рассмотрение понятия коррупции и методов борьбы с ней в таможенных органах РФ. Из этих целей вытекают следующие задачи: сбор и изучение литературы по данному вопросу, рассмотрение разных точек зрения по данной проблеме, предложения возможных мер по борьбе с коррупцией в таможенных органах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….....

3
1. Определение понятия коррупции и ключевых терминов в сфере борьбы с коррупцией в России ………………………………………


4
2. Антикоррупционная программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в органах на период 2010-2011 гг.» …………………………………….



9
Заключение …………………………………………………………...

18
Список использованных источников ……………………………….

19

Файлы: 1 файл

Борьба с коррупцией в таможенных органах.docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

 

Факультет (мировой экономики и  торговли)

 

 

Реферат

 по дисциплине «Общий и  таможенный менеджмент»

на тему:

«Борьба с коррупцией в таможенных органах»

 

 

 

 

Выполнен:

  Студенткой 2 курса

Группа  ТД - 27

Мартынова С.А.

 

Научный руководитель:

Староверова К.О.

 

г. Москва, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….....

3

1.  Определение понятия коррупции и ключевых терминов в сфере борьбы с коррупцией в России ………………………………………

 

4

2. Антикоррупционная программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в             органах на период 2010-2011 гг.» …………………………………….

 

 

9

Заключение …………………………………………………………...

18

Список использованных источников ……………………………….

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Я выбрала  данную тему, так как считаю ее одной  из самой актуальных на сегодняшний  день потому, что проблема коррупции  является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего  мира. Каждый из нас знает, что это  такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни  общества, она проявляется в самых  разнообразных формах и видах.

Коррупция –  очень сложное политическое и  социальное явление, в нем причина  и следствие часто переплетаются  между собой, и довольно часто  становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции  следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Государственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя.

Целью настоящего реферата является рассмотрение понятия коррупции и методов борьбы с ней в таможенных органах РФ. Из этих целей вытекают следующие задачи: сбор и изучение литературы по данному вопросу, рассмотрение разных точек зрения по данной проблеме, предложения возможных мер по борьбе с коррупцией в таможенных органах.

 

1.   Определение понятия коррупции и ключевых терминов в сфере борьбы с коррупцией в России

 

Коррупция - принятие государственными должностными лицами лично или через  посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных  законом, с использованием ими должностного положения, т.е. полномочий и связанных  с ними возможностей или подкуп данных лиц путем противоправного представления  им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно  снижает эффективность работы государственных  органов.

Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие  коррупции в таможенных органах  отрицательно влияет на темпы социального  и экономического развития страны и  перспективы национального развития, с учетом важности данной проблемы международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (ВТО) выработало стратегию борьбы с коррупцией.

Антикоррупционная стратегия ВТО  изложена в Арушской декларации ВТО, одобренной сессией Совета ВТО в  июне 2003 года.

Она содержит 10 принципиальных направлений:

1. Четкое управление и приверженность  идее.

2. Наличие регулятивных стандартов.

3. Открытость и прозрачность.

4. Автоматизация.

5. Реформирование и модернизация  службы.

6. Аудит и расследование.

7. Кодекс чести.

8. Управление кадрами.

9. Моральная и организационная  культура.

10. Взаимодействие с бизнесом.

Новая редакция Арушской декларации ВТО разработана с учетом того, что таможенные службы ее государств-членов работают в разных социальных, политических и экономических условиях. Поэтому  декларация намеренно не носит предписывающий характер. В ней предусматривается  общий концептуальный базис, при  этом фактическая реализация каждого  ключевого элемента остается на усмотрение конкретной таможенной службы.

Борьба с коррупцией в настоящее  время актуальна для Федеральной таможенной службы России и выходит на более качественный уровень.

В условиях расширяющихся международных  связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных  мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку  и закрепление антикоррупционных  мер в нормах международного права.

Концепция национальной безопасности России рассматривает коррупцию  как чрезвычайно опасное явление, т.к. в России негативная традиция взяточничества  была широко распространена в среде чиновников.

Для норм российского права, в том  числе и таможенного законодательства, характерна высокая степень неопределенности, противоречивости, благоприятствующая коррупции. В России имеется большое  количество административных и бюрократических  барьеров на пути реализации физическими  и юридическими лицами их прав, для  преодоления которых им приходится искать покровительство у должностных  лиц. На практике преодоление правовых барьеров, созданных для всех предпринимателей, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.

Нормы российского уголовного права  не охватывают деяния, признаваемые коррупционными кругами за рубежом. Не считаются  коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта  интересов, незаконное обогащение должностного лица.

Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим  лицам. Отсутствуют нормы, предусматривающие  ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход  государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого лица при исполнении им обязанностей государственной службы.

Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным  положением, можно выделить следующие  формы коррупционного поведения:

1) непосредственное участие должностных  лиц таможенных органов в коммерческой  деятельности для извлечения  личной или корпоративной выгоды;

2) использование служебного положения  для «перекачки» государственных  средств в «свои» коммерческие  структуры и обналичивание денег;

3) предоставление льгот для своей  корпоративной группы с отвлечением  государственных ресурсов;

4) злоупотребление служебным положением  в процессе лицензирования, квотирования  экономической деятельности и  при осуществлении других форм  ведения рыночной экономики.

Трудность выявления данного вида преступлений заключается в их латентности  и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся  между ними преступных связей.

В Федеральной таможенной службе России был проведен анализ ведомственных  нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в таможенной сфере, на коррупционность, а также хозяйственных  договоров, одной из сторон в которых  выступают таможенные органы.

Действенными мерами по противодействию  коррупции являются:

а)  широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников ВЭД в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров;

б)  ротация руководителей таможенных органов,

в)  повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых  таможенниками, являются: получение  взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК России), превышение должностных полномочий (ст.286 УК России) и халатность (ст.293 УК России). Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений. Так, за 11 месяцев 2011 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов Российской Федерации возбуждено 233 уголовных дела по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения в отношении 137 должностных лиц таможенных органов, из них 219 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 122 должностных лиц таможенных органов. Всего за указанный период по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов возбуждено 390 уголовных дел, в том числе 40 уголовных дел по ст. 291 УК РФ в отношении 33 взяткодателя.

В 2011 году  по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной  безопасности) таможенных органов следственными органами возбуждались дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, в частности  75 уголовных дел по ст. 290 УК РФ, 50 – по ст. 285 УК РФ, 38 – по ст. 286 УК РФ.

Кроме того, за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 56 должностное лицо таможенных органов и 18 взяткодателей.

Большая часть преступлений коррупционной  направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями  по противодействию коррупции (подразделениями  собственной безопасности) таможенных органов. Так, за 11 месяцев 2011 г. этот показатель составил 92%  от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами в отношении должностных лиц таможенных органов.

Этому способствуют:

1)  отсутствие четкой законодательной  базы для борьбы с коррупцией;

2) неисполнение законов и низкий  уровень правосознания и нравственного  климата в стране, потеря нравственных  ориентиров, когда преступники выглядят  «образцами для подражания»;

3) высокий уровень коррумпированности  государственного аппарата и  бизнеса в целом;

4) недостатки в подборе, изучении  и расстановке кадров;

5) недостаточная оплата труда;

6) отсутствие четкой регламентации  действий таможенника и должного  контроля за его работой, способствующее  недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

7) низкий уровень воспитательно-профилактической  работы руководителей всех уровней;

8) недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить "лазейки"  для преступных элементов и  безнаказанно допускать нарушения  таможенных технологий;

9) кадровый протекционизм (родственный,  земляческий, приятельский, корпоративный,  национальный), позволяющий недобросовестным  участникам ВЭД и коррумпированным  таможенникам продвигать на должности  своих людей и с их помощью  выстраивать коррупционные схемы,  извлекая незаконные прибыли;

10) покровительство как несправедливое  поощрение денежными средствами, материальными или иными благами  лиц или групп лиц на основе  существующих отношений, а не  за заслуги в службе;

11) иные негативные явления и  факторы.

Проанализируем два суждения о методах борьбы с коррупцией :

1.Российский президент Дмитрий Медведев рассказал о способах искоренения коррупции в таможне. По его мнению, эффективными инструментами станут механизмы Таможенного союза и внедрение электронного документооборота.

Глава государства отметил, что  интеграционная структура заставит страны-участницы - Россию, Казахстан  и Беларусь - ввести новые инструменты  контроля. По словам Медведева, сегодня  коррупция на таможне возникает  из-за того, что «все на людях основано и на денежках, которые туда носят, и на процедурах, которые могут тянуться месяцами».

«Нужны электронные средства контроля, когда роль таможенника сводится к нажатию кнопки. Вот в этом случае вольно или невольно таможня  будет освобождаться от этих недостатков, может быть не моментально. Но все-таки электронные средства документооборота радикальным образом снижают коррупцию», - сказал глава государства, выступая на встрече с активом отделения партии «Единая Россия» в Краснодарском крае.

В контексте разговора Медведев вспомнил свою поездку в Сингапур. Глава государства присутствовал  на презентации электронных механизмов и зарегистрировал на мероприятии  русский ресторан. «Пять минут  посидел, вбил данные. Все это сделали. Сказали «До свидания». Я, естественно, через десять минут обо всем этом забыл... Проходит четыре месяца или  пять месяцев, ко мне приходит один высокопоставленный госслужащий и  спрашивает: «Вы в Сингапуре были? Ресторан открывали? Пользуйтесь», - рассказал  Медведев, пояснив, что ему из Сингапура  прислали уведомление о регистрации  компании. По его словам, система  электронного документооборота показала свою эффективность. «Не потому что  я президент Российской Федерации, а потому что все это попало в систему, которая работает независимо от воли и желания сингапурских чиновников и российских чиновников», - заключил Медведев.

Информация о работе Борьба с коррупцией в таможенных органах