Борьба с коррупцией в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Государственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя.
Целью настоящего реферата является рассмотрение понятия коррупции и методов борьбы с ней в таможенных органах РФ. Из этих целей вытекают следующие задачи: сбор и изучение литературы по данному вопросу, рассмотрение разных точек зрения по данной проблеме, предложения возможных мер по борьбе с коррупцией в таможенных органах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….....

3
1. Определение понятия коррупции и ключевых терминов в сфере борьбы с коррупцией в России ………………………………………


4
2. Антикоррупционная программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в органах на период 2010-2011 гг.» …………………………………….



9
Заключение …………………………………………………………...

18
Список использованных источников ……………………………….

19

Файлы: 1 файл

Борьба с коррупцией в таможенных органах.docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

Также, президент  России подписал изменения в законодательство, вводящие штрафы от 25 тыс. руб. до 500 млн руб. за взятки. На встрече с генпрокурором РФ Юрием Чайкой, президент выразил надежду, что таким образом будет "внесен вклад в борьбу с коррупцией, пределы и масштабы которой остаются угрожающими".  
Совет Федерации ранее уже одобрил поправки в Уголовный кодекс РФ, направленные на совершенствование государственного управления в области противодействия коррупции.

 В целях дифференциации ответственности за дачу взятки введены 4 вида санкций в зависимости от ее размера. Классификация следующая: так называемая «обычная взятка» - до 25 тыс руб, «в значительном размере» - от 25 тыс руб и до 150 тыс руб, «в крупном размере» - от 150 тыс руб до 1 млн руб и «в особо крупном размере» - свыше 1 млн руб.  
Если взятка не превышает 25 тыс руб, то основное наказания за ее получение составит штраф в размере от 12-ти до 60-тикратной суммы "мзды" с лишением права занимать определенные должности, либо ограничение свободы до трех лет. За особо крупный размер штрафные санкции будут варьироваться от 80-кратной до 100-кратной суммы "побора", а случае избрания судом альтернативной - тюремной - меры наказания - срок взяточника составит от 8 до 15 лет с обязательным штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. Вводится верхний предел всех штрафов за преступления, связанные со взятками - не более 500 млн руб.

Получение взятки чиновником (лично или через посредника) будет наказываться "штрафом в  размере от двадцатипятикратной  до пятидесятикратной суммы взятки" /сейчас - от 100 тыс до 500 тыс/, а если взятка была получена "в значительном размере", то тогда наказание может  составить от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы полученного  незаконного вознаграждения.

Ужесточаются  санкции и за дачу взятки: штраф  по минимальному пределу теперь может  составить "от пятнадцатикратной  до тридцатикратной суммы с  
возможностью лишения свободы на срок до двух лет". А максимальное наказание по этой статье дойдет до девяностократной суммы взятки либо тюремного заключения от 7 до 12 лет против сегодняшних 200 тыс руб штрафа.

Отметим, что  ранее министр экономики и  финансов Франции Кристин Лагард заявляла, что борьба с коррупцией, которая обходится планете в 5 проц мирового ВВП, должна вестись коллективными  усилиями. "Наш коллективный долг - искоренить коррупцию общими усилиями, - подчеркнула она. - В этом должны участвовать предприятия, правительства, международные организации и неправительственные организации". Видимо, глава российского государства прислушался к главе экономического министерства Франции.

Введение  дифференцированного наказание - достаточно интересная мера, которую можно применять  без лишения свободы. При этом она создает серьезные условия, чтобы тот, кто совершил преступление, понимал, что острее государственной  ответственности будет направлено не только на него лично, но и на его  имущество, он пострадает материально, сказал российский президент. По его  оценке, "для некоторых эта  мера может оказаться более значимой, чем лишение свободы".

"Чтобы  ни у кого не было сомнений: лишение свободы, как основной  вид наказания за взятку, остается  и может применяться судом,  просто разграничиваются возможности  наказания, вводится альтернативная  ответственность", - подчеркнул глава государства.

Д.Медведев также отметил, что законодательные  новшества вводят "огромные штрафы для юридических лиц" за взятку. Объясняя, почему вводятся кратные  размеру взятки штрафы, Д.Медведев уточнил, что "для тех, кого ловят за взятку, это, как правило, не первый случай и  общий объем /полученных незаконным путем денег/ может быть десятикратным  тому, с которым поймали".  
Президент поручил генпрокурору "выработать практику применения" новых норм и "обратить внимание всех прокуроров" на возможность избрания в качестве наказания кратных штрафов.

Ю.Чайка сообщил, что "сегодня-завтра будут направлены рекомендации в субъекты Федерации  по исполнению нового законодательства". Он  
рассчитывает, что теперь "будет более активно применяться норма о штрафах". "Основная цель изменений в законодательстве - подорвать экономическую основу коррупции, чтобы взятки было невыгодно брать", - подчеркнул генпрокурор. Он считает, что новые нормы "должны дать эффект" в борьбе с коррупцией.

Беспокойство  властей не удивительно - неоднократно Россия занимала высокие места в  «рейтингах коррупции». При этом Британский аналитический центр Maplecroft по итогам 2010 года включил Россию в число 11-ти стран с наибольшими рисками  для потенциальных инвесторов. Центр  ранжирует страны по 41 одному показателю, сведенных в четыре главных индекса: уровень коррупции, наличие благоприятных  для бизнеса законов и независимого суда, терроризм и преступность, политическая стабильность. У России три проблемы – коррупция, правоприменение и терроризм.

Признал российские проблемы и глава МВД России Рашид  Нургалиев. По его оценке, размах коррупции  в стране остается огромным. "Понимаю, документировать такие преступления крайне сложно, а способы передачи денежных средств и материальных ценностей становятся все более  изощренными и замаскированными", - отметил он сегодня, выступая на расширенном  заседании коллегии ведомства.

Вместе с  тем, уверен министр, "при умелом подходе, грамотном и кропотливом  сборе доказательств с использованием всего арсенала оперативно-розыскных  мер можно изобличить самого изобретательного коррупционера". "Тем более, что  вносимые по инициативе президента изменения  и дополнения в законодательство значительно расширяют наши возможности", - подчеркнул Р.Нургалиев, потребовав от милицейских начальников принять  все меры по повышению эффективности работы на этом направлении.

Подводя итоги  борьбы с коррупцией в 2010 г, глава  МВД сообщил об увеличении количества выявленных коррупционных преступлений в крупном и особо крупном  размере, всего их было зафиксировано  более 1,6 тыс. "К уголовной ответственности привлечены более двух десятков руководителей органов государственной власти субъектов РФ, а также ряд высокопоставленных должностных лиц местного самоуправления", - подчеркнул он.

2.Федеральная таможенная служба ведет большую внутреннюю работу по противодействию коррупцией. Однако борьба с коррупцией - это не только наша проблема, но и ваша, - обратился к участникам ВЭД заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко еще в 2005 году. - Борьба с коррупцией - это дорога с двусторонним движением.

По оценкам зарубежных экспертов, в России достаточно высокий уровень  коррупции, который, в том числе  отражается и на притоке иностранного капитала в страну. ФТС России, по словам Леонида Лозбенко, ведет постоянный мониторинг деятельности региональных таможенных управлений, которые в  свою очередь проводят точно такую  же работу в отношении нижестоящих  подразделений. Ежеквартально руководители региональных управлений отчитываются в Москве. Поэтому Леонид Лозбенко призвал участников ВЭД не оставлять  без внимания различные нарушения  и информировать о своих проблемах  таможенные органы. В то же время, заметил  он, многие участники ВЭД предпочитают решать вопросы втихую, создавая таможенникам уровень соблазна . До тех пор  пока будут эти соблазны, коррупцию  не одолеть, несмотря на то, что таможенникам повысят заработную плату. Одним  из путей противодействия коррупции  является электронное декларирование, поскольку эта форма исключает  прямой контакт участника ВЭД  и таможенника.

Генеральный директор Московской Международной  бизнес ассоциации Александр Борисов  считает, что деловые круги наладили хороший контакт с ФТС, которая  оперативно реагирует на вопросы  как деловых ассоциаций, так и  отдельных компаний. В то же время, он полагает, что не надо комплексовать перед Западом , где также не понаслышке знакомы с коррупцией, в том числе это касается и США. Однако в России есть своя специфика, а именно, коррупция у нас наиболее ощутима на бытовом уровне. Судя по различным социологическим опросам, население к коррупции относится вполне лояльно. Поэтому, считает Александр Борисов, прежде всего надо у людей воспитывать чувство брезгливости в отношении коррупции . Что же касается таможни, то, согласно заключению международных экспертов, добавил он, по уровню коррупции она занимает всего лишь пятое место после полиции, политических партий, парламентариев и частного бизнеса.

Анализируя данные высказывания и  предложения президента РФ Дмитрия  Медведева и заместителя руководителя  ФТС России можно сделать вывод  о том, что масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, ухудшение инвестиционного климата), на бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и на функционирование таможенной системы (подрывают правовые основы таможенного администрирования, ограничивают возможности решения правительственных задач, создают негативный морально-психологический климат в коллективах и отрицательно влияют на имидж таможенников в обществе).

Проблемы коррупции должны решаться системно и комплексно, в том числе  путем проведения мероприятий, предусматривающих  решение организационных, кадровых и правовых вопросов с помощью  специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных, направленных на демотивацию коррупционных проявлений, содержащихся в других федеральных и ведомственных программах (например, предоставление не связанных с зарплатой льгот, которые было бы трудно получить в другом месте).

Борьба с такими явлениями, как  устойчивость коррупционных связей, недостаточный уровень социальной защищенности, низкий уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, требует проведения программных  мероприятий в виде ротации кадров, развития системы профессиональной подготовки и повышения уровня социальных гарантий.

Возможно применение в таможенных органах элементов подбора кадров, применяемых в ФСБ России, когда  на каждого принимаемого в органы кандидата ответственные сотрудники дают рекомендации сроком на 5 лет и  несут за кандидата определенную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Антикоррупционная программа ФТС России  «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в             органах на период 2010-2011 гг.»

 

В последнее  время ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах. Для выполнения данной задачи в таможенных органах Приказом Федеральной таможенной службы России от 05 октября 2010 г.  № 964 утверждена Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2010-2011 гг.».

В развитие данной программы  и в соответствии с решением коллегии ФТС России от 3 июля 2007 г., утвердившей перспективный план работы Федеральной таможенной службы по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации, проводится серьезная работа по исполнению предусмотренных мероприятий.

Рассмотрим  основные аспекты Аналитическаой программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.».

Реализация аналитической программы  ФТС России ориентирована на решение  тактической задачи ФТС России: «Совершенствование таможенного администрирования, в  том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления  таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными  на последних достижениях в области  информационных и управленческих технологий».

Основные цели и задачи Программы  Цель Программы - противодействие коррупционным  проявлениям в таможенных органах  Российской Федерации, устранение причин и условий, порождающих и питающих коррупцию.

Основные задачи Программы:

1. Формирование организационно-управленческого  механизма борьбы с коррупцией. Данная задача представляет собой  совокупность методов, средств,  приемов и технологий воздействия  аппарата управления ФТС России  на подчиненные подразделения  и сотрудников таможен как  система борьбы с коррупцией  с целью обеспечения эффективного  функционирования и развития  таможенной службы.

2. Разработка сопоставимых критериев  оценки эффективности создаваемой  системы противодействия коррупции.  Данная задача представляет собой  сумму совокупных потерь от  коррупции и совокупных затрат  на защиту от неё с последующей  корректировкой этих критериев  в ходе функционирования системы  на основе оценок работы таможенной  службой и сведений, получаемых  вне таможенной системы.

3. Реализация законодательно закрепленных  прав на жилище должностных  лиц таможенных органов, нуждающихся  в улучшении жилищных условий.

4. Развитие сети ведомственных  медицинских, санаторно-курортных  учреждений и подразделений.

5. Устранение условий, способствующих  проникновению криминальных элементов  в таможенные органы и (или)  их влиянию на принятие решений  при проведении таможенных процедур, расследование уголовных и административных  дел.

6. Усиление борьбы с коррупционными  преступлениями в таможенной  сфере.

Ожидаемые результаты реализации Программы  и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения  поставленных задач и хода реализации Программы по годам, стабилизация и последующее ежегодное снижение на 10-15% уровня преступности по коррупционным деяниям в таможенной сфере; ежегодное снижение на 5-10 % числа нарушений служебной дисциплины, совершаемых должностными лицами таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Информация о работе Борьба с коррупцией в таможенных органах