Цель управления и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Проблема целей в управлении очень важна. Цель отражает главный смысл существования организации. Она характеризует состояние, которое ей желательно достичь как в текущей деятельности, так и в перспективе. Цель является стержнем стратегии, она составляет основу стимулирования персонала. Задачей данной работы является раскрыть понятие цели управления и ее значения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Понятие цели и ее значение в управлении…………………………………... 3
Виды целей…………………………………………………………………….. 7
«Цена» достижения целей…………………………………………………….. 15
Управление по целям………………………………………………………….. 17
Заключение…………………………………………………………………….. 21
Литература……………………………………………………………………... 22

Файлы: 1 файл

Цель управления и ее значение.docx

— 96.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..     3

Понятие цели и ее значение в управлении…………………………………...     3

Виды целей……………………………………………………………………..     7

«Цена» достижения целей……………………………………………………..  15

Управление по целям…………………………………………………………..  17

Заключение……………………………………………………………………..   21

Литература……………………………………………………………………...  22 

Введение

Проблема целей в управлении очень важна. Цель отражает главный  смысл существования организации. Она характеризует состояние, которое  ей желательно достичь как в текущей  деятельности, так и в перспективе. Цель является стержнем стратегии, она  составляет основу стимулирования персонала. Задачей данной работы является раскрыть понятие цели управления и ее значения.

 

Понятие цели и  ее значение в управлении

В менеджменте  под целью понимается идеальное  или желательное состояние объекта  управления. На достижение такого состояния и ориентирована прежде всего управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации.

Достижение целей должно быть полезно организации, каждому  ее члену в отдельности, а также  тем, кто с ней сотрудничает, - деловым партнерам, властям и  обществу в целом.

В то же время реальный результат  человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к  ней всегда могут иметь место  различные отклонения.

Цели организации меняются под воздействием внешних условий  ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая  переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Впервые вопрос о цели организации  был, видимо, поставлен великим Аристотелем. "Так как действий, искусств и  наук много, - писал он, - много возникает  и целей. У врачевания - это здоровье, у судостроения - судно, у военачалия - победа, у хозяйствования - богатство". Однако сегодня столь прямая постановка цели хозяйствования уходит в прошлое.

Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, например благотворительные фонды и т.п., не ориентирующиеся на прирост богатства.

Во-вторых, сегодня в большинстве  крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные  управляющие. Эти лица имеют свои цели, которые далеко не всегда непосредственно  связаны только с обогащением.

В-третьих, сама прибыль сегодня  в большей мере зависит не столько  от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с такой задачей  лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль, которая  поэтому в качестве непосредственной цели коммерческих организаций фигурирует все реже.

"Тот, кто наилучшим  образом служит обществу, выгадывает  больше всех", - эти слова крупнейшего  японского предпринимателя и  теоя ретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.

Цели организации формируются  теми, кто распоряжается ключевыми  ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и  из той роли, которую организация  играет в обществе, характера ее производственного и кадрового  потенциала. Например, цель автомобильного завода не может заключаться в  производстве колбасы, а ткацкой фабрики в ремонт те бытовой техники. Они не располагают для этого необходимым оборудованием, а сотрудники - соответствующими знаниями и опытом. Маленькая организация не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области, так как для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей  существенное влияние оказывают  также интересы субъектов, связанных  с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие трудности даже для государств с развитой экономикой.

Конечно, иногда условия  деятельности организации воспринимаются ее руководством не вполне адекватно, а отсюда и возникают ошибки при  постановке целей и определении  способов их достижения, приводящие к  неэффективным решениям, расточительству  ресурсов.

В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции.

  1. Цели отражают ее философию, концепцию деятельности и развития, а следовательно, в конечном итоге определяют структуру организации и управления ею. Достаточно вспомнить, что подразделения создаются прежде всего в соответствии с основными направлениями деятельности.
  2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на достижении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это помогает действовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами.
  3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, материального и морального поощрения сотрудников, которые при этом в наибольшей степени отличились.
  4. Цели, содержащие в себе вызов, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Причем сложные и трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с мелкими или отсутствием целей, их постановкой в общем виде.
  5. Официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды. Так, сооружение АЭС связывается с возможностью предотвращения энергетического кризиса.

К целям организации предъявляются  определенные требования:

  • 1) конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В результате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людьми, согласование, а поэтому снижается конфликтность;
  • 2) реальность для данных условий, обеспеченность соответствующими ресурсами организации, что оценивается в процессе составления плановых бюджетов и распределения ресурсов. Иначе здравомыслящие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утратят доверие к руководству;
  • 3) гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации;
  • 4) признанностъ персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть известными, понятными, близкими большинству членов организации;
  • 5) проверяемость - обусловлена необходимостью оценивать степень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулирование людей;
  • 6) совместимость работников друг с другом во времени и пространстве, взаимная поддержка.

 

Виды целей

Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать следующим  образом.

1. По источникам:

  • внешние цели, учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует;
  • внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления.

2. С точки зрения комплексности:

  • простые;
  • сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели.

3. По степени важности:

  • стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности;
  • тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

4. По сроку действия:

  • долгосрочные цели (свыше пяти лет);
  • среднесрочные (от года до пяти лет);
  • краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация необходимых действий, и сами по себе они являются подцелями на пути реализации долгосрочных.

5. По содержанию:

  • технологические;
  • экономические;
  • производственные;
  • административные;
  • маркетинговые;
  • научно-технические;
  • социальные.

К технологическим целям  можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство  новых производственных зданий.

Примером экономических  целей является укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости  акционерного капитала.

Производственные цели могут  состоять в выпуске определенного  объема товаров и услуг, повышении  их качества, увеличении эффективности  производства, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости  организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны  с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла  товаров и услуг, достижением  лидерства в ценах и др.

Научно-технические цели фиксируются на создании и внедрении  в производство новых образцов продукции  и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели ориентируют  на создание благоприятных условий  труда и отдыха работников (повышение  их образовательного и квалификационного  уровня, ликвидация тяжелого и ручного  труда, налаживание отношений социального  партнерства в организации, обеспечение  людей высококачественным медицинским  обслуживанием и пр).

6. С точки зрения приоритетности:

  • необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;
  • желательные цели, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности;
  • возможные цели, достижение которых в данный момент ничего не меняет.

7. По направленности:

  • на конечный результат, например, выпуск определенного объема продукции;
  • на осуществление той или иной деятельности, например, повышение квалификации;
  • на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия.

8. По форме выражения:

  • цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции);
  • цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя).

9. С точки зрения особенностей взаимодействия:

  • безразличные по отношению друг к другу (индифферентные);
  • конкурирующие;
  • дополняющие (комплиментарные);
  • исключающие друг друга (антагонистические);
  • совпадающие (идентичные).

10. По уровню:

  • миссия;
  • общеорганизационные и специфические цели.

Миссия создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности. Всё это обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп. В миссии находит отражение основа формулирования конкретных целей - общих и специфических, выработки стратегии, распределения ресурсов на различных организационных уровнях. Она ориентирует текущую деятельность управляющих. Таким образом, миссия формулирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий. Она формируется и оттачивается годами, редко меняется.

На формулировку миссии влияют такие факторы, как: исторические традиции, конкурентные преимущества и угрозы, существующий потенциал организации, мнение партнеров, властей, взгляды  высшего руководства. Например, в  известной японской компании "Мацусита" в состав миссии входят следующие моменты: рост благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей; получение прибыли путем служения обществу; честная конкуренция на рынке; взаимная выгода для фирмы, поставщиков и партнеров; участие в управлении всех работников.

Информация о работе Цель управления и ее значение