Целеполагание в процессе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания курсовой работы является всесторонний анализ целеполагания в современном процессе менеджмента. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Определить значение целеполагания в процессе управления;
Систематизировать классификацию целей управления;
Исследовать целепостановку при развитии организации;
Проанализировать управление по целям;
Построить дерево целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4
ГЛАВА 2 «ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 8
2.1 Системная классификация целей управления 8
2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации 14
2.3 Управление по целям 18
ГЛАВА 3 «ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ООО «НОВЫЙ ДОМ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Tselepolaganie_v_protsesse_menedzhmenta (1).docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4

ГЛАВА 2 «ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 8

2.1 Системная  классификация целей управления 8

2.2 Целепостановка  при формировании и развитии  организации 14

2.3 Управление  по целям 18

ГЛАВА 3 «ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ООО  «НОВЫЙ ДОМ» 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель, целесообразность, целенаправленность, целеполагание являются центральными понятиями в современной теории и практике управления. Начало использования целеполагания в качестве ключевого элемента научного менеджмента было положено в свое время Ф.Тейлором, который предложил определять для каждого работника амбициозные, но достижимые цели, основанные на тщательном анализе, и, кроме того, разрабатывать технологию их достижения.

Использование данных принципов применительно  к управлению социально-экономическими системами предполагает выстраивание государственной стратегии и  политики исходя из поставленных целей, что имеет особую актуальность для  современной России.

Правильно сформулировать задачу – это наполовину решить ее. Работая в каждом проекте  с задачами различной степени  сложности, каждый раз решается задача прояснения требований и приведения их в целостный вид.

Любая организация это не просто система  для выполнения какой-то задачи, но и сообщество людей, которые взаимодействуют  по определенным правилам. Соответственно, люди будут решать корпоративную  задачу только в том случае, если она им понятна и соответствует  их внутренним устремлениям. Таким  образом, любой проект начинается с  понимания того, какие цели он преследует, кому из его участников это надо и зачем. Неудобство ситуации обычно заключается в том, что никто  и никогда не рассказывает своих  действительных целей. Нужно уделять  самое серьезное внимание тому, чтобы  понять и сформулировать для всех участников любого проекта действительные цели, ради которых стоит достигать  результата проекта. В разных проектах этот этап работы может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев, но без него нельзя двигаться дальше. Продолжать движение можно только тогда, когда цели сформулированы и согласованы, все участники проекта, как минимум, понимают ситуацию одинаково.

Основной  целью написания курсовой работы является всесторонний анализ целеполагания в современном процессе менеджмента.

Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Определить значение целеполагания в процессе управления;
  2. Систематизировать классификацию целей управления;
  3. Исследовать целепостановку при развитии организации;
  4. Проанализировать управление по целям;
  5. Построить дерево целей.

Предмет исследования - ООО  «Новый дом». Объект изучения – цели и их значение в функционировании организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций.

Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций.

Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция целепогалания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма — в методе «управления по целям» (management by objectives — МВО).

В теории управления общая характеристика цели дается на основе одного из главных  положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора организаций. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности организации, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в организации, определяет содержание планирования. Характер целей значимо влияет и на общий имидж организации. Цель оказывает существенное влияние на деятельность организации, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия «философия компании», «политика фирмы» и чаще всего «миссия организации». Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею. Роль миссии поэтому очень велика, особенно в условиях свободной рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты ставятся перед необходимостью самостоятельного ее выбора. Наоборот, при централизованном управлении цели и задачи организаций жестко устанавливались, диктовались сверху — через систему основных плановых заданий. Собственно говоря, само отсутствие свободы в выборе миссии и явилось одной из важных причин неэффективности прежней системы управления в нашей стране, обусловившей ее распад. Наличие у организаций такой свободы является залогом эффективности экономики в целом и ее жизнеспособности.

В науке управления отсутствуют  однозначные «рецепты» определения  миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается  обязательным. Оно состоит в том, что в качестве миссии организации  не должно формулироваться получение  ею прибыли, хотя, безусловно, именно она  составляет необходимый компонент  ее целей, задач бизнеса как такового. Миссия должна включать формулировку более общих и широких, социально  значимых целей. Прибыль представляет собой внутреннюю проблему организации. Но поскольку любая организация, особенно крупная, является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять  какую-либо потребность, находящуюся  вне ее.

Хрестоматийной в этом отношении  является, например, формулировка миссии компании «Форд». Сохраняя за прибылью ведущую роль в обеспечении жизнеспособности компании, ее представители тем не менее формулируют миссию как «предоставление людям дешевого транспорта». В этой лаконичной формулировке содержатся все необходимые черты правильно сформулированной миссии: ориентация на потребителя, определение сферы деятельности, направленность на широкие социальные цели. Кроме того, миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы; наоборот, они сами должны определяться миссией.

Итак, миссия организации является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания — для формулировки основных целей и задач организации. Поскольку конкретная работа организации характеризуется многообразием целей различного типа, необходимо определить эти типы и дать их классификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 «ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

2.1 Системная классификация  целей управления

Цель - это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость. 

В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов. Это означает следующее:

- цель есть определенный  мотив. Одна цель может удовлетворять  несколько потребностей, как одна  потребность может удовлетворяться  через разные цели;

- цель образуется при  встрече мотива со средствами, т.е. при оценке способа удовлетворения  соответствующей потребности или  устремления;

- цель в деятельности  организации не тождественна  результату, поскольку даже при  достижении цели в реальный  результат привносятся другие  следствия, не совпадающие с  предполагаемым результатом, поэтому  достигнутая цель может быть  только частью результата;

- выбор цели субъектом  существенно предопределен и  ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными  целями и т.д. Поэтому целеполагание это не только выражение свободы воли субъекта.

Функции целей организации:

- Когнитивные функции  целей. Эти функции, которым,  по мнению представителей рациональной  школы научного управления и  их современных последователей, принадлежит первое место, обобщают  распоряжения координирующих органов  и концентрируют внимание на  анализе альтернатив действий  и принятии решений.

- Распределительные функции.  Для реализации целей организации  необходимо направлять ресурсы  в подразделения оптимальным  образом. Наличие целей различного  уровня (целей организации, целей  подразделений, целей участников  организации) ставит проблему  их совмещения в ходе производственной  деятельности, что заставляет руководителей  распределять ресурсы внутри  организации.

- Функции идентификации,  т.е. сопоставления собственных  стремлений членов организации  с целями подразделения или  организации как целого. В отсутствие  этих функций деятельность членов  организации теряет смысл. Это  в свою очередь может привести  к отчуждению и аномии.

- Функции мотивации. Цели  способны мотивировать членов  организации в том случае, если  последние признают их реально  достижимыми, ориентированными на  будущее и соотнесенными с  собственными потребностями.

- Функции преобразования. Стремление к реализации целей  организации неизбежно приводит  к пониманию необходимости преобразований  различных аспектов организационной  деятельности. Особенно это справедливо  в отношении организаций, работающих  в рыночной среде с высокой  степенью неопределенности, когда  разрабатываемые цели изначально  ориентированы на изменения и  инновации.

- Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.

- Символические функции.  Определяя цели организации, руководители  должны учитывать их влияние  на рядовых потребителей, клиентов, партнеров, заказчиков и представителей  банков. В этом случае цели  рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее стратегических замыслов.

- Идеологические функции.  Цели формируют идеологию организации,  т.е. объясняют не только, как  будут достигнуты те или иные  результаты, но и почему возникла  необходимость в их достижении. 

Информация о работе Целеполагание в процессе менеджмента