Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:10, курсовая работа
Основной целью написания курсовой работы является всесторонний анализ целеполагания в современном процессе менеджмента. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Определить значение целеполагания в процессе управления;
Систематизировать классификацию целей управления;
Исследовать целепостановку при развитии организации;
Проанализировать управление по целям;
Построить дерево целей.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4
ГЛАВА 2 «ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 8
2.1 Системная классификация целей управления 8
2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации 14
2.3 Управление по целям 18
ГЛАВА 3 «ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ООО «НОВЫЙ ДОМ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Свойства целей:
- соподчиненность, то
есть цели подсистем
- развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню;
- соотносительная важность.
Основные требования к целям:
1. Цели должны быть
достижимыми. Нереальная для
2. Цели должны быть
гибкими. Цели следует
3. Цели должны быть
измеримыми. Это означает, что цели
должны быть сформулированы
4. Цели должны быть
конкретными, обладающими
5. Цели должны быть
совместными. Совместность
6. Цели должны быть
приемлемыми для основных
Организация создается для
выполнения какой-либо функции и
эта функция должна быть переведена
на язык конкретных целей. Подобным образом
организация формирует себе цели
- задания. Организация с ее структурой
создается под эти цели. Они
включают в себя требования рынка, планы,
поручения вышестоящих
Общие и индивидуальные
интересы работников, реализуемые
через организацию, образуют
Существуют также цели-системы. К ним относятся: обеспечение стабильности, равновесия, целостности организации; сюда же относятся цели, обеспечивающие выживание организации в меняющихся условиях конкуренции. Иногда цели системы могут противоречить целям-заданиям и целям-ориентирам.
Существует также два
типа целей по времени их достижения
- долгосрочные и краткосрочные. В
основе такого разделения лежит временной
период, связанный с продолжительностью
производственного цикла или
миссией организации. Для краткосрочных
целей характерна гораздо конкретизация
и детализация в таких
Классификация по направленности. Цели подразделяются по характеру тех действий, которые будут предприниматься для их достижения.
1. Цели функционирования
направлены на поддержание
2. Цели усовершенствования.
К таким целям можно отнести
повышение производительности
3. Цели развития относятся
к своеобразным формам роста,
расширения, обучения и прогресса.
Такими целями могут быть
Классификация целей по их направленности является основной для стратегического управления. При этом цели объединяются в комплексы на основе принципа достижения системой определенного состояния:
- фактический уровень
- то, что удается получить в
настоящее время при
- наличный уровень - то,
что можно сделать при
- потенциальный уровень - то, что удастся сделать, развивая ресурсы и снимая ограничения.
Классификация целей по временной области:
1. Текущие цели обычно
относятся к тем, которые
2. Среднесрочные цели
охватывают период
3. Долгосрочные цели обычно
относятся к периоду
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
- Прибыльность - величина прибыли, рентабельность, доход на акцию.
- Положение на рынке - доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкурентам доля рынка, доля отдельных продуктов или услуг в общем объеме продаж и т.д.
- Производительность - издержки
на единицу продукции,
- Финансовые ресурсы -
структура капитала, движение денег
в организации, величина
- Мощности организации - размеры занимаемых площадей, количество единиц техники и т.д.
- Человеческие ресурсы - степень заполненности рабочих мест, совмещение должностей, текучесть кадров, повышение квалификации работников
- Оказание помощи обществу
- объем благотворительности,
Создание и функционирование организаций является одним из видов целенаправленной системной деятельности, а сами организации фактически выступают инструментами достижения поставленных целей. Первоначально цели создания и функционирования предприятия формулируются, как правило, на содержательном (качественном) уровне, что позволяет судить только об общем предполагаемом направлении развитии системы. Важным этапом формирования модели управления является описание целей функционирования в терминах характеристик предприятия как сложной системы.
Процесс установления целей в различных организациях проходит по разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.
В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной - процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.
Для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
1. выявление и анализ
тех тенденций, которые
2. установление целей для организации в целом;
3. построение иерархии целей;
4. установление индивидуальных целей.
Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, предусмотреть все невозможно. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
При установлении целей для
организации в целом важно
определить, что из широкого круга
возможных характеристик