Целеполагание в процессе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания курсовой работы является всесторонний анализ целеполагания в современном процессе менеджмента. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Определить значение целеполагания в процессе управления;
Систематизировать классификацию целей управления;
Исследовать целепостановку при развитии организации;
Проанализировать управление по целям;
Построить дерево целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4
ГЛАВА 2 «ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 8
2.1 Системная классификация целей управления 8
2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации 14
2.3 Управление по целям 18
ГЛАВА 3 «ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ООО «НОВЫЙ ДОМ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Tselepolaganie_v_protsesse_menedzhmenta (1).docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

Установление иерархии целей  предполагает определение таких  целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями  будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При  этом иерархия должна строиться как  по долгосрочным, так и по краткосрочным  целям.

Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и  стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она  должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется  одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о  том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда  скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой  мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в  долгосрочной перспективе. Однако, если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма среды  цели могут меняться. Можно подходить  к проблеме изменения целей следующим  образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения  целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями  применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При  таком подходе в организации  устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей  разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются  те изменения, которые происходят в  среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых  по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

Благодаря представлению  предприятия как одного из видов  целенаправленной деятельности удается  построить модель управления предприятием, увязывающую параметры всех реализуемые  бизнес-процессов в одну систему  регулирования.

2.3 Управление по  целям

Система управления по целям (или, что то же самое, — по результатам) получила широкое признание среди руководителей и менеджеров-практиков, так как она обеспечивает хорошие результаты по достижению запланированных показателей и способствует эффективной совместной деятельности аппарата управления организации.

Принципы управления по целямформулируются исходя из следующих предпосылок:

  1. система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;
  2. каждый руководитель, от высшего до первого уровня, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей;
  3. цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению;
  4. менеджеры и исполнители совместно формируют функции и добиваются их выполнения путем взаимных консультаций; в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Процесс управления по целям  состоит из четырех этапов:

  1. на первом уточняется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней;
  2. на втором разрабатываются и согласовываются цели и задачи управления в рамках установленных полномочий и обязанностей;
  3. на третьем составляются реальные планы достижения поставленных целей;
  4. на четвертом производятся контроль, измерение, оценка работы и достигнутых каждым руководителем результатов, и по каналам обратной связи осуществляется корректировка заданий, после чего может потребоваться новое согласование целей.

Таким образом, если целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения целей.

Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов  и методов, с помощью которых  организуется совместная работа. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда  каждого отдельного работника подразделения, службы и организации в целом.

Выполняя все перечисленные  виды работ, менеджеры создают необходимые  предпосылки для производительного  и скоординированного труда персонала. Поэтому их нередко называют людьми, умеющими добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Это одна из причин того, что к их профессионализму и личностным качествам предъявляются  высокие требования.

В качестве примера рассмотрим концепцию управления по целям, разработанную  финскими специалистами и учеными  под названием «Управление по результатам». Она является частью общей работы по совершенствованию управления финскими организациями, включающей такие направления, как: совершенствование деятельности организаций, направленное на повышение их эффективности; улучшение структуры, средств и способов управления, а также атмосферы внутри организаций; совершенствование стиля работы и всестороннее развитие руководителей, форм сотрудничества и повышение практических навыков управленческой деятельности.

Сущность концепции — целостная система управления, ориентированная на результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления.

Принципы концепции — целью деятельности является получение запланированных результатов. Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, их пересмотр связан с изменением внешних и внутренних условий, с достижением ранее поставленных целей или с признанием их ошибочности.

Основные понятия. Цели — это те ключевые результаты, к которым организация стремится на протяжении достаточно длительного периода времени. Нормативное число ключевых результатов — от 4 до 6. Выделяются три типа ключевых результатов:

  1. по коммерческой деятельности (например, оборот, издержки, переменные и постоянные затраты, доля на рынках, рентабельность, платежеспособность и т. п.);
  2. по функциональным подсистемам (например, по производству — количество, ассортимент и качество производимой продукции, ритмичность производства, использование производственных мощностей и др.);
  3. по некоммерческой деятельности, способствующей достижению целей функциональных подсистем (атмосфера взаимоотношений, сотрудничество с другими организациями, престиж и имидж предприятия, творчество и пр.)

Критериями отбора задач, определяемых после установления целей, являются: согласованность, одобрение, реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность для исполнителей.

Стадии процесса управления:

  1. Составление автопортрета трудового коллектива.
  2. Планирование результатов, включающее разработку долгосрочных, стратегических, годовых и индивидуальных (для лиц, занимающих ключевые позиции в организации) планов.
  3. Достижение результатов на основе ситуационного руководства, использующего прогрессивные стиль, методы и технику, а также такие черты менеджеров, как настойчивость, творческий подход, знание людей и дела.
  4. Контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов их получения и использования сложившихся ситуаций. Выводы по результатам оценки учитываются в повседневной работе, в планах отчетного периода и при стратегическом планировании.

Развитие, выступающее как процесс изменений, которым можно управлять в соответствии с общими принципами менеджмента организации. Развитие при управлении по результатам предполагает комплексное совершенствование всей организации, а также воспитание творчески мыслящих, напористых и профессионально подготовленных руководителей.

За годы использования  этой системы выявились и некоторые ограниченияэффективного применения управления по целям. Так, она не приносит успеха на плохо организованном предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху вниз, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей нижестоящих уровней. Ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации контроля.

Достаточно большая трудоемкость процесса управления по целям также  может рассматриваться как серьезное  препятствие к его широкому использованию. Так же как и то, что в процессе реализации целей и задач внимание руководителей и исполнителей концентрируется  на достижении текущих и краткосрочных  результатов, что нередко приводит к забвению главного — стратегических целей развития организации. Чтобы  снизить воздействие этого фактора, оценку полученных результатов производят с учетом их влияния на показатели оперативных, тактических и стратегических планов.

К несомненным достоинствам относят прежде всего условия для повышения эффективности работы за счет четкого представления каждым работником организации связи между своими задачами и целями организации. В результате согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к работе и заинтересованность в достижении запланированных целей и задач. Четкие временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению конечного результата малыми шагами. Взаимоотношения между руководителями и подчиненными улучшаются, так как система мотивирует и тех и других работать на конечные результаты. Кроме того, создаются необходимые условия для наставничества и обучения в процессе выполнения согласованного круга задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 «ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ООО  «НОВЫЙ ДОМ»

 

Видение – это тот  идеал, к которому стремится каждая организация. ООО «Новый дом» является многопрофильным агентством недвижимости, и его видение звучит так: «Предоставить жителям Тюменской области качественное жильё по доступной цене».

Миссия – это основная, общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Для осуществления  этой миссии вырабатываются конкретные цели. Значение миссии невозможно преувеличить. Миссия детализирует статус организации  и обеспечивает направление и  ориентиры для определения целей  и стратегий на различных уровнях  развития. Миссия ООО «Новый дом» - «Стать самым надежным партнёром и помощником при совершении сделок с недвижимостью».

В ООО «Новый дом» выделяют несколько ключевых пространств, в  рамках которых агентство определяет долгосрочные цели:

- Маркетинг. Основные  цели: Выход на 1е место по продаже недвижимости, создание положительного имиджа компании, улучшение обслуживания клиентов;

- Персонал. Сохранение рабочих мест, обеспечение высокого уровня оплаты труда, улучшение условий и мотивации труда, сокращение текучести кадров, повышением уровня квалификации сотрудников;

- Финансы Рациональное использование ресурсов на аренду, рекламу, оплату труда, обучение персонала. Минимизация издержек;

- Менеджмент Привлечение к работе лучших агентов, формирование соответствующей орг. культуры, создание систем управления для дея-ти в условиях непредвиденных ситуаций.

Таким образом видение и миссия образуют долгосрочную цель, которая напрямую связана с максимизацией прибыли организации. Данная долгосрочная цель формируется в ещё четырёх ключевых пространствах, в каждом из которых выделяются свои долгосрочные цели. Всё это формирует два уровня декомпозиции, из которых формируется дерево целей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных экономических  условиях немногие фирмы, вообще формулируют  свою миссию, а термин «видение»  появился всего лет 20 назад, и многие о нем даже не знают. У современных  компаний существует только одна цель – получение наибольшей прибыли  при наименьших издержках. И руководство  этих компаний считает, что была бы прибыль, а всё остальное приложится.

Как показала зарубежная практика – правильно сформулированные цели предприятия это как минимум 50 % успеха его деятельности. Ведь цели предприятия определяют стратегию  поведения фирмы на рынке и  многое другое.

Информация о работе Целеполагание в процессе менеджмента