Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:47, реферат
Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Цель данной работы исследовать методы менеджмента.
Задачи реферата состоят в том, чтобы как можно полнее раскрыть сущность методов менеджмента, выявить их характеристику.
Введение 3
1. Цели организации менеджмента, основные требования к целям 5
2. Сущность методов менеджмента, их характеристика 14
3. Экономические методы менеджмента 16
4. Административно-правовые методы менеджмента 22
5. Социально-психологические методы менеджмента 26
Заключение 29
Библиографический список: 31
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
на тему: “ Цели и методы менеджмента”.
Выполнила: студентка 2-го курса
Тверь, 2012г.
Оглавление
Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.
Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Цель данной работы исследовать методы менеджмента.
Задачи реферата состоят в том, чтобы как можно полнее раскрыть сущность методов менеджмента, выявить их характеристику.
Существует несколько трактовок понятия «цель». Во - первых, цель - это желаемый результат деятельности. Во - вторых, цель - это осознанный образ будущих результатов. В - третьих, цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В - четвёртых, цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела добиться группа, работая вместе.
Общим во всех этих понятиях
является направленность целей на достижение
конкретных результатов, характеризующих
перспективное состояние
Считается, что цели хозяйствующего субъекта - это цели управляемой системы, представленной разнообразными процессами производства продукции и услуг: основными, вспомогательными, обслуживающими, обеспечивающими, сбытовыми, научными, маркетинговыми, природоохранными, внешнеэкономическими, коммуникативными и другими. Цели хозяйствующего субъекта формулируется на основе анализа и предвидении его состояния во внешней среде, конкурентной позиции на избранном целевом рынке потребителей как демографическом, так и географическом.
Цели системы управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально - этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:
1)более глубокое
2)проникновение на новые
географические и
3)разработка и производство новых товаров для старых, освоенных рынков;
4)диверсифицированное
Таким образом, цели менеджмента являются вторичными по сравнению с целями хозяйствующего субъекта, которые можно назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно. Так, например, стратегическую цель производственных процессов - освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств - для системы управления можно сформулировать следующим образом - обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции.
Деятельность хозяйствующего субъекта, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.
Целесообразность - это характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно - экономических систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов обратной связи и адаптации.
Вспомним, что принцип
обратной связи предоставляет
В свою очередь характер отклонений от запланированного состояния обусловлен степенью использования принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды.
Процессы можно считать целесообразными, если система управления устанавливает определённое соотношение во времени и (или) пространстве с другой системой управления иным хозяйствующим субъектам. Проявлении целесообразности заключается в наличии целей, степень достижения которых контролируется обратной связью и зависит от использования принципа адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому любое управленческое решение, имеющее вид ответной, адаптивной реакции к изменяющимся условиям внешней среды, называется конституирующими, т. е. создающим ту или иную форму целесообразного поведения управляемых процессов.
Алгоритм реализации целесообразности можно представить в виде последовательного решения следующих управленческих задач:
- выявлении потребности в формировании целей, выраженного в колебании внутренних отношений (пропорций) параметров объекта управления под влиянием изменений, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде хозяйствующего субъекта;
-формулирование совокупности целей, имеющий вид модели целевой ориентации системы управления, направленной на достижение главной стратегической цели;
-создание механизмов управления в виде совокупности организационно - распорядительных, экономических и социально - психологических методов, представляющих возможность реализовать разработанную модель целевой ориентации системы управления и достичь стратегических результатов всей деятельности организации во времени и пространстве с помощью конкретных мероприятий, разработанных в виде плана на текущий период;
- приёма и обработки информации, полученной от объекта управления по каналам обратной связи в виде результатов выполнения разработанных конкретных мероприятий;
- определения отклонений фактических результатов деятельности производственных, обеспечивающих, сбытовых, маркетинговых, научно - исследовательских, природоохранных и других процессов от запланированных;
- выявления положительных и отрицательных отклонений, определяющих либо дальнейшее развитие внутренней среды, либо необходимость стабилизации процессов, имеющих отрицательную динамику в течении достаточно длительного периода;
- корректировки целей, сформулированных ранее и (или) разработка новых взамен достигнутых.
Приведённая последовательность является универсальной, используемой для разработки любых управленческих решений как ответных, адаптивных реакций независимо от того, вызваны ли они внутренними или внешними диспропорциями в процессах.
К показателям, оценивающими степень целесообразности создания и функционирования хозяйствующего субъекта, можно отнести степень его выживания, или конкурентоспособности, в условиях непостоянства и неопределённости состояний элементов внешней среды. Степень выживания называется свойством самосохранения сложной организационно - экономической системы в условиях рыночной конкуренции.
Содержание целей зависит от трёх причин:
1. объективных
законов развития элементов
2. маркетинговых
возможностей хозяйствующего
3. используемых
системой управления средств
формирования и реализации целе
Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности - программно - целевым.
Основные требования к формулировке целей
Требования, предъявляемые к целям можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно - целевой подход.
Так, по признаку «уровень управления» цели можно разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов, автономной области, Москвы, Санкт - Петербурга)), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей Росси, к субъектным - цели 89 систем управления субъектами РФ. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватные обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.
Следующим классификационным признаком является «принадлежность к объекту управления», по которому цели делятся на два вида: объективные и субъективные. Первые разрабатываются для объектов управления - процессов основного и вспомогательного производства продукции и услуг, обеспечивающих, маркетинговых, научно - исследовательских, природоохранных, сбытовых и др. Вторые служат для обоснования целесообразности прохождения управленческих процессов.
Цели классифицируются и по такому признаку, как «элемент внешней микросреды», к ним относятся политические, экономические, демографические, культурные, природоохранные и научно - технические. Каждый вид целей направлен на создание такой среды, которая бы соответствовала установленным международным или внутрироссийским нормам.
На локальном уровне, или уровне хозяйствующего субъекта, классификацию можно осуществить по признаку «объект управления» или «вид процесса», согласно которому выделяются следующие группы целей: основного производства, вспомогательного производства, обслуживающего хозяйства, научных исследований и опытно - конструкторских разработок, маркетинговые, инновационные, финансовые, сбытовые, природоохранные, коммуникативные и др., в соответствии с выделенным сферами управленческой деятельности.
Кроме того, по признаку «функция управления» можно выделить следующие группы целей: прогнозирования, программирования, планирования, контроля, регулирования, учёта, организации, координирования, нормирования, руководства, активации трудовой деятельности.
По признаку «срок реализации» цели разделяются на долгосрочные, краткосрочные и текущие. Следует обратить внимание на то, что для различных уровней управления длительность реализации целей, входящих в одну группу, различная. Так цели макроуровня - федеральные, федеральных округов и субъективные - считаются долгосрочными, если имеют длительность реализации 25 лет, среднесрочными - 10-15 лет, краткосрочными - 3 года. Для микроуровня - районного, муниципального и локального - долгосрочные цели имеют период существования 5 лет, среднесрочные - 3-4 года, а краткосрочные - 1 год. Текущие цели рассчитаны на период до одного года.
По признаку «степень активности системы управления» в условиях динамично развивающихся рынков производителей продукции и потребителей товаров все цели можно разделить на две группы: развития и стабилизации.
Цели развития направлены на достижение таких ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный период не располагает, но желает обладать в будущем. Они актуальны для хозяйствующих субъектов либо только проникающих на рынки, когда их продукция и услуги находятся в фазе роста, либо для крупных хозяйствующих субъектов, имеющих стабильные рынки, высокую конкурентоспособность и проводящих диверсификацию, т.е. пытающих предлагать новые товары на новых географических и демографических рынках.