Цели и методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Цель данной работы исследовать методы менеджмента.
Задачи реферата состоят в том, чтобы как можно полнее раскрыть сущность методов менеджмента, выявить их характеристику.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели организации менеджмента, основные требования к целям 5
2. Сущность методов менеджмента, их характеристика 14
3. Экономические методы менеджмента 16
4. Административно-правовые методы менеджмента 22
5. Социально-психологические методы менеджмента 26
Заключение 29
Библиографический список: 31

Файлы: 1 файл

реф мен.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

Цели стабилизации направлены на сохранение имеющих ценность ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный момент обладает и  желает остаться на этом же уровне в  будущем. Данные цели применяются на фазе стагнации и насыщения рынка  продукцией и услугами и позволяют осуществлять более глубокое проникновение со старыми товарами на уже освоенные рынки потребителей.

Однако система  управления одновременно для различных  видов ресурсов, продукции и услуг, а также различных географических и демографических рынков может применять кА цели развития, так и стабилизации, несмотря на то, что главная стратегическая цель принадлежит к группе целей развития.

По признаку «направленность цели» все цели также подразделяются на два вида - стратегические и тактические.

Под стратегическими понимаются цели развития, реализация которых обеспечивает достижение объекта управления новых состояний. Их количественная оценка зависти от прогнозируемых изменений элементов внешней среды, создающих условия для перспективного развития хозяйствующего субъекта. По сроку реализации стратегические цели разделяются на долго-, средне- и краткосрочные, исключая текущие.

Под тактическими понимаются цели, направленные на удовлетворение текущих потребностей клиентурных  рынков в товарах определённого ассортимента, необходимых качеств и свойств, по приемлемой рыночной среде, пользующихся повышенным спросом. Следует отметить, что при использовании тактических целей повышение уровня спроса заранее не прогнозируется.

Таким образом, стратегические цели базируются на прогнозах будущих состояний внутренней и внешней сред и служат основой программно - целевого или учреждающего управления. Тактические цели являются ответной реакцией внутренней среды на текущие изменения внешней, которые по отношению к деятельности системы управления хозяйствующим субъектом оказывает возмущающие воздействия. Система управления, базирующаяся на применении тактических целей, называется рефлекторной, или рефлексивной, а управление - рефлексивным.

По признаку «очерёдность внедрения» цели можно разделить на первой, второй, третьей очереди и т.д.

По признаку «отражение интересов различных  уровней» различают цели трёх видов - общие, особенные, частные.

Так, к общим  относятся цели, выражающие интересы всего коллектива как внутренней среды хозяйствующего субъекта. К такому виду, например, принадлежит внутренняя составляющая главной стратегической цели - обеспечить получение доходов (прибыли) в запланированном объёме или норме.

К особенным  относятся цели подразделений - производственных, обслуживающих и управленческих. Любое из них, представленное цехом, отделом, службой, преследует свои собственные интересы в получении и распределении общих доходов хозяйствующего субъекта. Причём интересы одного, конкретного подразделения могут противоречить как интересам подразделений, находящимся на одном горизонтальном уровне управления, так и общим интересам всего коллектива.

Частными являются цели каждой отдельной личности (сотрудника), которые также могут вступать в противоречия с частными целями других сотрудников, особенными целями подразделения и общими целям всего коллектива.

По признаку «необходимость создания условий для  достижения» цели подразделяются на три вида - условные, нейтральные и безусловные.

Условные цели предполагают создание определённых, имеющих количественные и качественные характеристики условий для их реализации. Создаваемые условия могут способствовать более успешному (рациональному, эффективному) достижению конечных результатов либо препятствовать этому. Однако существуют условия, которые можно назвать индифферентными к процессу достижения конкретной нейтральной цели. Для системы управления хозяйствующим субъектом свойственны условные цели, для достижения которых необходимо создать условия развития во внешней среде. Примером безусловных целей могут служить цели человека как личности, достигаемые при любых условиях.

 

 

2. Сущность методов менеджмента, их характеристика

 

Менеджмент  – это творчество, основанное на применении методов.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 1).

В современных  условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента  направлены на социальную потребность  человека – признание, уважение, самоутверждение.

Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

-скорость достижения  цели;

-вероятность  достижения цели;

-отношения подчинения;

-личность управляемого;

-личность управляющего;

-экономическую  самостоятельность; 

-климат в  коллективе.

 

 

 

 

Таблица 1

Методы менеджмента

 

 

 

 

3. Экономические методы менеджмента

 

Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических  законов, интересов и системы  взаимосвязанных экономических  показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют социально-экономической  природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических  методов в рыночных условиях объясняется  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента - их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл.2).

К экономическим  нормативам функционирования предприятия  относятся:

-удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;

-нормы рентабельности по конкретным видам продукции;

-оборачиваемость оборотных средств;

-производительность труда;

-капиталоотдача инвестиций;

-фондовооруженность труда;

-удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;

-уровень автоматизации производства и управления и др.

 

 

Таблица 2

Экономические методы менеджмента

 

 

 

Эти нормативы  должны разрабатываться на основе результатов  маркетинговых исследований, анализа  и прогнозирования важнейших  показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Ниже рассмотрены  некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий  расчет

Коммерческий  расчет синтезирует в себе как  функции менеджмента, так и экономические  рычаги, инструменты, и направлен  на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:

-распределения инвестиций;

-размещения производства;

-развития технологий;

-кадровой политики;

-обеспечения рентабельности и сбыта;

-финансирования и кредитования;

-структуры капитала  и т.д. 

В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 3).

 

Таблица 3

Коммерческий  и внутрифирменный расчет

 

 

 

Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями  строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен  на выполнение плана, даже если оно  достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и  ценообразование 

Центральное место  среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных  условиях наиболее распространен метод  ценообразования по принципу «полных  издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в  тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при  стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.

Необходимо  знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических  результатах деятельности предприятия  в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование 

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение  всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

Формирование  финансовых ресурсов происходит за счет:

-собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);

-мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);

-средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).

Кредитование 

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

С развитием  фондового рынка роль кредита  как источника увеличения собственных  средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

Налоговая система 

Российские  предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

Существует  установленная законодательством  очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные  налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.

Функции страхования:

-рисковая;

-предупредительная;

-сберегательная;

-контрольная.

 

Виды страхования  различаются в зависимости от объекта страхования (табл.4).

 

 

Таблица 4

Виды и объекты  страхования

 

 

Маркетинг

 

Маркетинг –  инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.

Информация о работе Цели и методы менеджмента