Цели и методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Цель данной работы исследовать методы менеджмента.
Задачи реферата состоят в том, чтобы как можно полнее раскрыть сущность методов менеджмента, выявить их характеристику.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели организации менеджмента, основные требования к целям 5
2. Сущность методов менеджмента, их характеристика 14
3. Экономические методы менеджмента 16
4. Административно-правовые методы менеджмента 22
5. Социально-психологические методы менеджмента 26
Заключение 29
Библиографический список: 31

Файлы: 1 файл

реф мен.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Административно-правовые методы менеджмента

 

Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового  и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.

Административно-правовые методы опираются на следующие системы:

-систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;

-систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;

-систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;

-систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:

-распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

-популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;

-делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;

-участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:

-организационное воздействие (регламентирование и нормирование);

-распорядительное воздействие;

-организационно-распорядительное воздействие.

Общая схема  осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 5.

 

 

 

Административное  воздействие определяется объемом  полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным  – способ усиления власти менеджера (рис. 5.1).

 

 

 

Рис. 5.2 Эффективное делегирование полномочий

 

 

Рис. 5.3. Характеристика организационного воздействия

 

Цели административного  воздействия:

-регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;

-постановка задач исполнителям;

-контроль за  выполнением задач. 

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.

Действенность распорядительного воздействия  зависит от степени полноты и  своевременности информации об объекте управления (рис. 5.3).

 

 

Рис. 5.4. Характеристика распорядительного воздействия

 

 

 

Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем  управления, определяя его ближайшие  задачи и сроки выполнения, давая  однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

5. Социально-психологические методы менеджмента

 

Успех любого дела определяется тем, насколько активно  и сознательно участвуют в  нем люди. Вот почему обеспечивающими  и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

В основе использования  социально-психологических методов  менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических  исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный  климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание  социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Социологические методы управления разнообразны.

Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.

 

 

 

Таблица 6.

Общая характеристика социально-психологических методов

 

 

Отношения управления выступают как психологические  взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Исследования  показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.

 

Психологические методы управления представлены на рис. (6.1).

 

Социально-психологические  методы направлены на решение следующих  задач:

-повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;

-формирование благоприятного социально-психологического климата;

-эффективное использование различных форм морального поощрения;

-воздействие на групповое самосознание коллектива.

Заключение

 

Итоговая цель в менеджменте заключается в обеспечении максимальной прибыли, или другими словами, доходности, улучшении деятельности фирмы вследствие более рациональной организации процесса производства, включая все этапы управления производством и развития технической базы, ну и конечно же более эффективное использование человеческого потенциала.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.

1. Административный  метод управления. Такой метод  основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

Этот метод  применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может  быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного метода достигается  поставленный результат, но не предоставляется  возможность его развития. Еще  одной отличительной чертой данного  метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность  этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой  метод. Определяет организационно-правовую  форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует  права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический  метод. Метод основан на материальной  заинтересованности работников  и позволяет активизировать их  деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного  морально-психологического климата  в коллективе и доверительных  отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление  возможности развития и реализации  личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные  методы не противопоставляются, так  как наибольшего результата фирма  может добиться только при их взаимодействии.

 

Библиографический список:

 

  1. Большаков А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. – СПб, 2010.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учеб. – М., 2009
  3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М., 2008.
  4. Виханский О.С., Наумов А.Н. менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.,2006.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. – М., 2007.
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М., 2009.
  7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учеб. по специальности «менеджмент». – М., 2099.
  8. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. – М., 2006.
  9. Травин В. В. Дятлов В.А.Основа кадрового менеджмента. – М.,2011.

Информация о работе Цели и методы менеджмента