Человеческий фактор в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются душой организации. Она может располагать наилучшими производственными помещениями и оборудованием, но, сколько знаний и навыков, сколько искусства и сколько личностей требуется организации для того, чтобы выжить и преуспеть? Именно люди создают или разрушают организацию, люди, которые производят и поставляют изделия, осуществляют техническое обслуживание. Говорить об организации, значит говорить о ее жизненной силе, ее работниках.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 413.41 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что для того чтобы выжить и  процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее  число работников с надлежащим уровнем  квалификации. Кадры являются душой  организации. Она может располагать  наилучшими производственными помещениями  и оборудованием, но, сколько знаний и навыков, сколько искусства  и сколько личностей требуется  организации для того, чтобы выжить и преуспеть? Именно люди создают  или разрушают организацию, люди, которые производят и поставляют изделия, осуществляют техническое  обслуживание. Говорить об организации, значит говорить о ее жизненной силе, ее работниках.

Поэтому руководитель несет полную ответственность за эффективность своего трудового  коллектива. Это общепринятый факт, как и то, что руководители, которые  не принимают на работу нужных подчиненных, не способны правильно руководить и, в конце концов, вынуждены оставить свою должность. В свете чего кадровая политика организации приобретает все большее значение.

Надо заметить, что политика организации в области кадров включает в себя не только набор  кадров и их увольнение, но также  и планирование персонала, определение  способов привлечения персонала, непосредственно  подбор, оценка, отбор и принятие сотрудников на работу, адаптация, обучение и повышение квалификации работников, а также их развитие и т.д.

В современных  условиях могут «выжить» лишь те фирмы, которые осуществляют стратегическое планирование. И это в немалой  степени касается и кадровой политики организации.

Политика организаций  в области кадров неодинакова  и зависит от условий внешней  и внутренней среды.

В работе дается определение кадровой политики, рассматриваются  ее типы, а также затрагиваются  такие важные моменты кадровой работы как планирование и набор персонала, его адаптация, обучение и развитие, аттестация персонала и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и сущность человеческого фактора

Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в  знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный  труд и работу коллектива, в заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента  выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкости мышления, умением идти на риск, реализовывать намеченные планы, быть лидером в коллективе. [1. 77-78]

Основой человеческого фактора  является личность: психологический  облик человека, как дееспособного  члена общества, сознающего свою роль в обществе.

ЛИЧНОСТЬ



психологический  направленность специальный  социально-психо-

опыт        личности                    опыт          логические процессы


Рисунок 2.1

Менеджменту в управление персоналом и в решении социальных проблем коллектива необходимо руководствоваться  этой структурой, для того чтобы :

  • заинтересовать каждого работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал ;
  • ориентация на здоровый психологический климат в коллективе.
  • умение найти необходимый инструмент, средство воздействия на коллектив и каждого его члена. [4.66-67]

В целях зарождения энтузиазма, желания эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная  задача менеджера. В этой связи важное значение имеет способность менеджера  акцентировать внимание на достижении каждого сотрудника, умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные  стимулы к труду. Все это требует  специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров.

Важную роль в успехе любого бизнеса  играет профессиональная команда исполнителей проекта от управляющего до рабочего. В самом начале необходимо сформировать оптимальный штат сотрудников и  четко определить обязанности каждого. Персонал должен стать важнейшим  активом предприятия. Это потребует  определенных денежных затрат. Необходимо определить, какие именно задачи предстоит  решить. В данном случае речь о тех  видах работ, которые регулярно  должны выполняться. Определив самые  необходимые из них, можно перейти  к более конкретным вопросам:

  • место работы
  • требуемый уровень квалификации
  • частота выполнения данного вида работы

Подбирая персонал для производства, менеджеру нередко приходиться  отвечать на следующие вопросы:

Какие виды работ связаны с производством  продукции?

В чем специфика каждого вида работы?

Каковы конкретные нормативы и  обязанности для каждого вида работы?

Какие индивидуальные требования будут  предъявляться к сотрудникам?

Для организации производства необходимо сформировать штат квалифицированных  специалистов. Так как в состав оборудования нередко входят импортные  машины, должно быть предусмотрено  обучение обслуживающего персонала  работе на этом оборудовании. [3. 55-56]

Подбор персонала можно начинать сразу после того, как будет  спроектировано новое производство или при реорганизации предприятия  или постановке его на другой путь работ.

К работе допускается персонал, обученный  и подготовленный к процессу работы и ознакомленный с руководством по эксплуатации оборудования.

Все взаимоотношения  между работодателем и рабочим  определены законодательством (ТК РФ) и должны быть закреплены в контракте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система управления человеческими ресурсами

Управление человеческими  ресурсами представляет собой сложную  систему, включающую в себя взаимосвязанные  и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов. 
Цели подсистемы управления формированием человеческих ресурсов:

  1. своевременное и качественное обеспечение предприятия соответствующими кадрами;
  2. создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации.

Задачи подсистемы управления формированием человеческих ресурсов

  1. прогнозирование и планирование потребности в работниках;
  2. анализ спроса и предложения на рынке труда;
  3. привлечение, подбор и отбор кадров;
  4. адаптация вновь прибывших работников;
  5. подъем эффективности выполняемых работ;
  6. повышение качества деятельности работников;
  7. повышение качества деятельности организации в целом;
  8. рост уровня жизни работников;
  9. совершенствование систем мотивации;
  10. развитие инициативности и новаторства.

Сущность подсистемы управления формированием трудовых ресурсов заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом. Данная подсистема расширяет функции отдела кадров, что требует от его работников обширного спектра знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и др. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все большее значение. 
 
Необходимо постоянное совершенствование знаний и навыков сотрудников. 
Условия успешного управления человеческими ресурсами:

  1. четкость и достижимость поставленных целей;
  2. глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию в целом; '
  3. ясность и взаимосвязанность планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов;
  4. соответствие уровня квалификации персонала выполняемой работе;
  5. совместное участие предельно большого количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов;
  6. высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности;
  7. внедрение и использование современных средств труда и технологий;
  8. делегирование полномочий, создание гибких условий труда.

Необходимо обогащать  труд, особенно создавать социально-психологический  климат, недостаток которого способствует формированию высокой степени конфликтности  между сотрудниками. [2.177-178] 
 
Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами:

  1. профессиональная подготовка работников;
  2. компетентность и мотивация профессиональной деятельности;
  3. организационная среда реализации профессионализма.

В связи с расширением  и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствования  системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма. Правительство проводит с этой целью активную политику. [6. 156-159]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Система кадровой работы, ее содержание, формы и методы.

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор  альтернативных вариантов  достаточно широк:

  • увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

а)   переводить на сокращенные  формы занятости;

б)   использовать на несвойственных работах, на других объектах;

в)   направлять на длительную переподготовку и т.п.

  • подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
  • набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
  • набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.

При  выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:

  • требования производства, стратегия развития предприятия;
  • финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;
  • количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
  • ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
  • спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся  уровень заработной платы;
  • влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
  • требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

  1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия.  В этом  отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации  этой стратегии.
  2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации.   Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны  на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной  культуре предприятия.
  3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
  4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Информация о работе Человеческий фактор в системе менеджмента