Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:58, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются душой организации. Она может располагать наилучшими производственными помещениями и оборудованием, но, сколько знаний и навыков, сколько искусства и сколько личностей требуется организации для того, чтобы выжить и преуспеть? Именно люди создают или разрушают организацию, люди, которые производят и поставляют изделия, осуществляют техническое обслуживание. Говорить об организации, значит говорить о ее жизненной силе, ее работниках.
В настоящее время АО "Фолиант" имеет следующие структурные подразделения: издательство; типография; отдел управления; службу маркетинга и сбыта; бухгалтерию.
Рисунок 5.1.2
Рисунок 4.1.3 Организационная структура.
Анализ состава работающих показал, что на данный момент специалистов, ранее работавших в полиграфии - 70 %, в других отраслях народного хозяйства - 30 %.
По большинству заказов печатные работы ведутся в 2-х сменном режиме, остальные службы работают в односменном.
Учитывая замкнутый
При организации материального стимулирования труда работников предприятия учитываются следующие факторы:
Было принято целесообразным разработать комбинированную систему оплаты труда: повременно-премиальную (на работах по обслуживанию оборудования и техники); сдельно-премиальную на работах, где возможно нормирование труда; окладно-премиальную для ИТР и других категорий работающих.
4.2.Концепция кадровой политики АО «Фолиант»
Рисунок 4.2.1
Развитие АО «Фолиант» постоянно требует реализации множества функций по управлению персоналом: планирование потребности в сотрудниках, набор, адаптация новых сотрудников в организации, продвижение перспективных сотрудников, увольнение в связи с профессиональной непригодностью или по возрасту и так далее.
Общие положения
Кадровая политика АО «Фолиант» - система мероприятий по управлению персоналом, сознательно принятая руководством и действующая на предприятии.
Цель разработки кадровой политики:
- создание системы движения кадров в организации и выработка специфических (фирменных) методов взаимодействия с персоналом;
-улучшение психологического климата и увеличение слаженности работы в коллективе, стабилизация кадрового состава, повышение уровня его функционирования.
Кадровая политика включает в себя следующие аспекты:
-общие принципы и приоритеты целей;
-организационно-штатная политика (планирование потребности, набор, продвижение, перемещение, увольнение, создание резерва сотрудников); организационно-трудовая политика (условия труда, техника безопасности);
-информационная политика (принципы системы движения информации);
-финансовая политика (принципы распределения средств, основы системы компенсаций);
-политика развития персонала (принципы подготовки программ развития персонала);
-оценка результатов деятельности.
Методы:
-социально-психологические исследования (анкетирование, интервьюирование, индивидуальная психологическая диагностика сотрудников);
-сбор информации по существующим традициям кадровой политики на предприятии;
-проведение проблемно-деловых совещаний;
подготовка методических материалов
Результаты:
-разработан план мероприятий кадровой политики и финансовый план на 3, 6 и 12 месяцев вперед;
-материалы по кадровой политике на АО «Фолиант»: должностные инструкции, профессиограммы, программы тестирования и т.д.;
-адекватный выбор методов работы с персоналом;
-снижена текучесть кадров;
-максимально задействован потенциал сотрудников всех звеньев;
-повышен уровень производительности труда за счет оптимального использования профессионального потенциала работников;
-снижены временные и материальные затраты при увольнении и найме сотрудников, а также связанные с адаптацией нового сотрудника;
-помощь руководителю в принятии решения по приему и увольнению;
В организации разработаны, приняты и действуют адекватные методы планирования человеческих ресурсов и подбора персонала с помощью четкой системы критериев, осознана связь между планированием человеческих ресурсов и эффективностью организации; осознано значение различных должностей в организационной структуре.
4.3 Руководство для персонала и должностные инструкции
В АО «Фолиант» существуют определенные правила поведения сотрудников. Они закреплены в различных регламентирующих документах (например, в трудовом контракте указано, что за неиспользование больничного в течение года сотруднику выплачивается премия в размере половины должностного оклада), так и существуют "в умах" сотрудников (например, "у нас принято дарить на день рождения подарки сотрудникам").
Руководство для персонала - документ, в котором указаны правила (набор основных норм) поведения сотрудников в различных ситуациях жизни как внутри коллектива - так и вне его.
Отношения внутри коллектива:
-вертикальные отношения ( с начальниками и подчиненными;
-горизонтальные отношения ( с коллегами;
-отношения "сотрудник-организация").
Отношения с внешним окружением: с клиентами; партнерами; конкурентами .
Цель разработки руководства персонала: дать сотрудникам четкое представление о тех правилах и нормах, которыми они должны руководствоваться, являясь сотрудниками данной организации.
Основные разделы руководства для персонала:
-трудовые отношения - порядок найма и увольнения сотрудников;
-рабочее время сотрудников - дни и часы работы, опоздания, отлучки и прогулы;
-отношения между начальником и подчиненным - "портрет" начальника и подчиненного, принципы делегирования полномочий и ответственности, карьерного и профессионального роста, рассмотрения трудовых споров;
-финансовая дисциплина сотрудников;
-безопасность - конфиденциальность информации и ответственность за ее разглашение, режимы допуска в помещения организации, техника безопасности;
-условия труда и льготы сотрудникам - ежегодные отпуска, медицинское и пенсионное страхование, образование;
-система поддержания и совершенствования деятельности - порядок внесения и рассмотрения предложений, решение проблем, вознаграждение.
Руководство персонала разрабатывается на основе принципов, заложенных в корпоративной философии, и является их органическим продолжением.
Методы:
-социально-психологические исследования (интервьюирование, анкетирование и так далее);
-тренинги-семинары.
Результаты:
-облегчается адаптация новых сотрудников в коллективе;
-повышается осознание сотрудниками организации себя как единого коллектива;
-улучшается организационная культура;
-коллектив легче адаптируется к изменениям внешней и внутренней среды организации;
-появляется система критериев оценки поведения сотрудника, что особенно важно при разрешении конфликтных ситуаций;
-тратится меньше энергии руководящего персонала на управление коллективом
Выбор и проведение программ обучения персонала
Система повышения квалификации
персонала - важное условие сохранения
конкурентоспособности
Все это требует высокого уровня квалификации персонала организации, умения людей, особенно руководителей, принимать правильные решения, четко взаимодействовать друг с другом с использованием самых современных знаний в различных областях организационной деятельности. Не случайно признано, что высококвалифицированные кадры являются самым ценным капиталом любой организации.
Программы повышения квалификации составляются для сотрудников различных уровней иерархии:
-рядовых сотрудников организации;
-руководителей среднего звена;
-руководителей высшего звена.
Цель: увлечение производства товаров или услуг за счет интенсивного (а не экстенсивного) пути развития организации;
-увеличение качества работы;
-повышение уровня регулярного менеджмента организации.
Программы повышения квалификации составляются с учетом специфики каждого сотрудника и области его профессиональной деятельности и могут быть разработаны для:
-типовых рабочих мест (например, менеджеры по продажам и менеджеры по ведению договоров отдела сбыта);
-групп сотрудников (например, отдел сбыта в целом);
-персонально.
Программы повышения квалификации могут затрагивать следующие области: управление персоналом, time-management, team-building, управление проектами, внешняя среда организации, управление деятельностью, системный анализ (основы системного управления организацией, анализ проблем и так далее.
Программы повышения квалификации разрабатываются с учетом результатов аттестаций персонала и служат одним из инструментов реализации кадровой политики АО «Фолиант». Методы: курс лекций по различным дисциплинам; тренинги, семинары; индивидуальное консультирование.
Результаты: повышение эффективности работы персонала; повышение качества продукции; улучшение организационной культуры на основе более квалифицированного подхода к решению организационных проблем; повышения уровня регулярного менеджмента; стабилизации кадрового состава на основе предоставления; организацией возможности профессионального, карьерного и личного роста сотрудникам.
4.4 Проведение аттестации персонала.
Аттестация персонала - совокупность мероприятий, в процессе проведения которых руководитель организации получает четкое представление о сильных и слабых сторонах имеющегося в организации персонала.
Результаты аттестации приносят
массу ценных сведений, на основе которых
можно устанавливать и
Цель: Регулярная оценка профессиональных и деловых качеств сотрудников, оценка эффективности труда, повышение квалификации сотрудников.
Методы:
-социально-психологические исследование с целью определения задач проведения аттестации, выяснения отношения к ней сотрудников, разработки параметров аттестации и так далее
-разработка системы критериев для проведения аттестации
-планирование процедуры аттестации в конкретных подразделениях
-подготовка методических материалов
-организация и проведение аттестационных мероприятий
-составление отчетов и подготовка рекомендаций по результатам аттестации.
Результаты:
-получение многоаспектной информации о каждом сотруднике организации
-оптимальное использование возможностей каждого сотрудника
-определение кандидатов на продвижение, перемещение, увольнение
-оптимальное распределение обязанностей и определение степени ответственности сотрудника
-получение основы для планирования мероприятий по повышению квалификации в организации.
4.5 Анализ кадровой политики АО «Фолиант»
Кадровую политику АО «Фолиант» можно также оценить, используя показатели эффективности работы с кадрами.
Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:
Коэффициент выбытия кадров Квк определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период Рув. к средней численности работников за тот же период Р:
Квк = Рув/ Р*100 %,
По имеющимся данным вычислим коэффициент выбытия за 2009 год АО «Фолиант»:
Квк = 4/44*100 = 0,0009 %
Коэффициент приема кадров Кпк определяется отношением количества работников, принятых на работу за данный период Рпк. и среднесписочной численностью работников за тот же период Р:
Кпк = Рпк/Р*100 %
Коэффициент приема кадров за 2009 год составил 0,0025 %.
Информация о работе Человеческий фактор в системе менеджмента