Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:50, курсовая работа
Профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т.е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.
Целью работы является определение и изучение основных деловых качеств современного менеджера.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЗАДАЧИ 5
1. МЕНЕДЖЕР: ПОНЯТИЕ, ЛИЧНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, ФУНКЦИИ 6
2. АНАЛИЗ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ОРИФЛЭЙМ» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ деловых качеств менеджеров компании «Орифлэйм» 15
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ КОМПАНИИ «ОРИФЛЭЙМ» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 22
Приложение А 24
Приложение Б 25
СОДЕРЖАНИЕ
В течение последних десятилетий сфера управления подвергается постоянным, непрерывным изменениям. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка руководителями и менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что управление играет важную роль в развитии и функционировании организации. Так управление организацией сегодня представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т.е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.
Целью работы является определение и изучение основных деловых качеств современного менеджера.
Объект исследования – компания «Орифлэйм Косметикс» в Беларуси.
Предмет исследования – деловые качества современного менеджера.
Методы исследования: анализ литературы по менеджменту, психологии, социологии, анализ детальности, личностных и профессиональных качеств менеджера.
1. Раскрыть сущность, значение, содержание и роль деловых качеств современного менеджера, определить направления развития предмета исследования в современных условиях.
2. Рассмотреть на примере компании «Орифлэйм Косметикс» в Беларуси, его организационно-экономическую структуру, проанализировать деловые качества менеджеров, выполняющих соответствующие функциональные обязанности.
3. Дать рекомендации по совершенствованию деловых качеств менеджеров компании.
Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору
конкретного вида работ в
- руководителю
предприятия или его
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору
любого уровня управления, организующему
работу в соответствии с
- специалисту по управлению производством;
- предпринимателю-организатору в определенной сфере;
- члену руководящего
состава фирмы, наделенному
Таким образом, менеджеры занимают
различные позиции в организации, решают
далеко не одинаковые задачи, выполняют
разные функциональные
Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:
- устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
- обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
- осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
- выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
- разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
- несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
- обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
- выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);
- выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
- генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
- анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
- представляют организацию в различных мероприятиях.
Функции менеджера как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.
Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).
Причем какую
бы управленческую функцию
Профессионализм менеджера
Причем раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.
Труд менеджера — это труд работника, профессионально занятого в аппарате управления, поэтому социально-экономическая природа труда в сфере управления в полной мере характерна и для менеджера. Работу менеджера трудно измерить с помощью натуральных показателей. Менеджер использует своеобразные предметы и орудия труда. При этом предполагается, что каждый руководитель обладает определенным набором личностно-деловых качеств.
Личностно-деловые качества менеджера — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от многих факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способностей, условий деятельности. Например, дисциплинированность менеджера может зависеть от присущего ему самоконтроля, внутренней организованности, осознания своей социальной роли, но может быть обусловлена и боязнью неожиданного контроля вышестоящего руководителя или действием всех перечисленных причин вместе. Однако общеизвестно, что для успешного осуществления своей деятельности менеджер должен обладать профессиональной компетентностью, организаторскими и управленческими способностями.
Компетентность руководителя — это знание менеджером объекта управления, что предполагает наличие специального образования, общей эрудиции и стремления к самосовершенствованию, а также системности мышления.
Организаторские способности руководителя проявляются в его способности понимать психологию коллектива, активизировать деятельность подчиненных, быть критичным (сохраняя при этом чувство такта) и самокритичным, быть требовательным к себе и подчиненным. Организаторские способности включают в себя такие составляющие, как целеустремленность, гибкость, работоспособность.
Управленческие способности — это качества, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности, т.е. это природные предпосылки индивида к осуществлению руководства людьми. Понятия организаторских и управленческих способностей по своему содержанию очень близки и, как правило, рассматриваются в единстве.
Однако управленческие способности подразумевают обычно и морально-этическую зрелость руководителя, которая заслуживает отдельного рассмотрения.
Таким образом, требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера, можно подразделить на три крупных блока:
1. Профессиональная компетентность. Она предполагает наличие у менеджера системы знаний в области экономики, права, технологии, управления, психологии, социологии и др., т.е. как минимум наличие высшего образования. Программы подготовки менеджеров включают в себя широкий набор дисциплин, обеспечивающий глубокие познания в области макро- и микроэкономики, маркетинга и прогнозирования, финансов и цен, товароведения и логистики, внутренней и внешней торговли, а также права, бухгалтерского учета и аудита. Учитывая тот факт, что работа менеджера, прежде всего, связана с управлением людьми, в процессе подготовки менеджеров особое внимание уделяется изучению социологии и психологии, психологии труда, психологии личности, педагогики и других наук, изучающих человека и межличностные отношения.
Наряду с суммой знаний, которые могут быть получены в процессе обучения, менеджер должен обладать такими личностными качествами как новаторство и целеустремленность, оригинальность в достижении поставленных целей, практичность, деловитость, смелость и изобретательность. Кроме того, менеджер должен всегда стремиться к доведению начатого дела до конца и к непременному достижению поставленных целей.
Личностно-деловые качества менеджера в значительной мере предопределяют его опыт и способности. Опыт руководителя формируется в результате обучения, приобретения практических навыков, умений и привычек. Опыт — это профессиональное мастерство, которое во многом зависит от стажа работы. Способности — это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, а предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей.
Профессиональная компетентность менеджера предполагает также наличие у него собственных трудовых навыков, т.е. хороший руководитель должен знать работу, которую выполняют его подчиненные, не понаслышке, а по собственному трудовому опыту.
Кроме того, профессиональная компетентность менеджера в значительной мере определяется опытом его управленческой деятельности.
И наконец, в условиях рыночной экономики весьма желательным является наличие у менеджера предпринимательских способностей.
2. Организаторские (управленческие) способности. Наличие специальных знаний и необходимых качеств позволяет менеджеру эффективно выполнять свою работу, основное содержание которой сводится к умению организовывать и планировать правильные управленческие решения и обеспечивать их выполнение, а также руководить коллективом на уровне предприятия (или подразделения). При этом менеджер должен уметь общаться с людьми, устанавливать деловые контакты, побуждать работников к производительной деятельности, находить выход из конфликтных ситуаций.
Неотъемлемой обязанностью менеджера являются подбор, расстановка и обучение работников. Менеджер должен быть предельно объективным независимо от своих симпатий (или антипатий) и, кроме того, уметь подчиняться и соблюдать субординацию.
В связи с этим следует отметить способность менеджера определять стратегические и тактические цели, его умение ставить задачи перед подчиненными и побуждать их к решению этих задач, умение влиять на людей. Все эти способности и умения в значительной мере определяют организаторские способности руководителя.
Обязательным элементом организаторских способностей является коммуникабельность. Коммуникабельность, т.е. способность к общению, — необходимое качество для менеджера, так как одним из основных требований, предъявляемых к руководителю, является умение устанавливать контакты. Она позволяет реализовать на практике основные функции управленческого общения: обмен информацией, передачу эмоционального отношения и обеспечение изменения поведения в результате общения. Менеджер постоянно общается с руководителями и подчиненными, с коллегами и друзьями. При этом коммуникабельность зависит не только от врожденных качеств человека, но и от других особенностей, в частности от адаптивных качеств, т.е. умения реагировать на изменение ситуации, от стремления доминировать (или сотрудничать),поведения в экстремальных ситуациях и обаяния. Последнее особенно важно для менеджера, так как обаятельные люди пользуются симпатией и доверием. Обаятельный человек обычно отличается профессионализмом и эрудицией, остроумием и психологической защищенностью, неординарной внешностью и независимостью суждений.