Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:29, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме деловой коммуникации. Коммуникация — это важная составляющая успешной деятельности любого предприятия, независимо от того, малая это фирма или крупная компания. В то же время, — это одно из сложных явлений в менеджменте и управлении. Без коммуникации ни одна организация не может полноценно функционировать. Успешный руководитель только тот, кто успешен в коммуникациях. Велико значение коммуникаций не только в деятельности предприятия, но и в жизни людей, которые на этом предприятии трудятся.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения деловой коммуникации
1.1 Содержание делового общения
1.2 Человеческая речь как источник информации
1.3 Деловой разговор
Глава 2. Особенности различных видов деловой коммуникации
2.1 Деловые переговоры
2.2 Критика в деловой коммуникации
2.3 Возражение собеседника
Заключение
Список использованной литературы
В то же время практика рассуждения
при всей ее необходимости и важности
неспособна сама по себе привести к
необходимому знанию. «Все наше достоинство
заключено в мысли, — писал
французский математик и
Любая информация, относительно которой нет согласия, может стать предметом переговоров. Таким образом, предмет переговоров — это нечто воспринимаемое одной стороной положительно, а другой — отрицательно.
Практика свидетельствует, что не уверенные в себе или не слишком компетентные руководители выдают неясные или двусмысленные инструкции, свидетельствующие о боязни ответственности, например: «Учитывай наши экономические интересы», «Отвергай угрозы со стороны партнера», «Настаивай на нашей позиции».
Другой крайностью являются слишком детальные инструкции, которые лишают того, кто ведет переговоры, возможности свободного маневрирования, способствуют тому, что он постоянно запрашивает дальнейшие указания.
В известном дипломатическом анекдоте рассказывается о том, как глава торгового предприятия послал в другой город молодого агента, снабдив его детальными инструкциями. Они гласили: «Надо выехать утренним поездом, который прибывает на место в восемь часов утра. Поскольку магазины открываются только в девять, время с восьми до девяти провести в привокзальном ресторане, заказать и съесть порцию телятины. После этого можно начать обход торговых точек».
Далее начальник подробнейшим
образом разъяснял
Таким образом, предмет переговоров должен носить практический характер и учитывать складывающуюся ситуацию: например, одна и та же цена в разных ситуациях может быть оценена по-разному: как высокая и как низкая. Поэтому разумнее будет расчленить понятие цены на элементы стоимости, а затем попытаться определить, относительно каких элементов можно проверить, насколько они реальны и нельзя ли их урезать.
Вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией не должны стать предметом рассмотрения.
В центре переговоров должны стоять проблемы, а не пожелания или требования.
Тактика — это совокупность методов или приемов, определяющих способ осуществления задуманной акции. Первый тактический шаг, который осуществляет специалист по переговорам — это получение инструкций и их анализ. Инструкция определяет полномочия, переводит стратегические цели переговоров на язык конкретных задач и требований. Очень важно, что бы они были жесткими лишь в том, что касается целей и ожидаемого конечного результата — минимум и максимум договоренностей, во всем же остальном, то есть, в том, что касается их претворения в жизнь, для ведущего переговоры должна быть предоставлена полная свобода действий.[24]
2.2 Критика в деловой коммуникации
Слово «критика» происходит от греческого kritike — искусство разбирать и имеет несколько значений:
а) обсуждение с целью дать оценку;
б) отрицательное суждение с целью указания недостатков;
в) проверка достоверности чего-то.
В деловой практике различают такие виды критики, как: критиканство, псевдокритика и критика.
Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например показать свою активность, деловитость и пр.
Псевдокритика — это критика для сведения личных счетов, используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Разновидности псевдокритики; ординарная критика, показная критика, «организованная критика», «согласованная критика», контркритика.
Позитивной критике
1. Она всегда ситуативно
уместна, то есть
2. Критика позитивная
осуществляется в присутствии
объекта критики. Замечания о
ком-то или о его поступках,
высказанные третьему лицу в
отсутствие второго, как
3. Предметом критики
являются дела и поступки, неверные
или сомнительные
4. Действенная, объективная
критика опирается на
5. Конечной целью критики
является решение, помогающее
изменить ситуацию, конкретные предложения
по устранению недостатков, по
снятию возникших проблем.
6. Цель критикующего
заключается в том, чтобы
7. Критика должна быть
щадящей. Когда о критике
Разрушительная, «ударная» критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она априори не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, и он заранее присвоил себе право быть правым. Удар — это не приглашение к спору, дискуссии, а избиение не является формой диалога.
Щадящая, конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Кроме того, в такой критике важен ее предмет, о котором идет разговор, или спор, который и придает смысл диалогу, взаимным рассуждениям.[25]
Замечательный русский ученый
М. М. Бахтин, говоря о диалогической
природе социального
Критический диалог — это
не просто средство обнаружения недостатков,
относительно которых нужно потом
«принять меры», но процесс устранения
недостатков. Диалог здесь — учет
мнений и представлений людей-
В деловой коммуникации критика «вплетена» в жизнь, поэтому важно корректно подходить к таким вопросам, как: кто имеет право на критику, а кто — нет, о мере критики, о соотношении критики и «дела», о «зонах» вне критики, о том, как осуществлять критику не «изранив» критикуемого.
Н. Энкельман, автор книги «Преуспевать с радостью» (М-, 1993), считает, что большинство людей, которые при деловом взаимодействии предпочитают критику, обладают негативными чертами характера и руководствуются, как правило, следующими мотивами: из мести, из зависти, из-за недоброжелательного отношения, по злому умыслу, из-за собственной неспособности, из тщеславия, из-за высокомерия, чтобы обратить внимание на себя, из-за неудовлетворенности собой, из-за агрессивного настроения и т. п.
Если у человека открытые, положительные установки, то любое сообщение, информацию или событие он сначала воспримет нейтрально и попытается выделить в них положительные и отрицательные стороны, поразмышляет над теми и другими и постарается найти решение, но не связанное с критикой.
Найти решение можно через разговор с человеком, допустившим промах, ошибку. С этой целью необходимо его выслушать, понять ход его мыслей, направленность его действий. Нельзя считать, что наше мнение единственно правильное, что именно мы знаем, как нужно поступать в той или иной ситуации.
Как показывает реальная практика делового взаимодействия, успехи при использовании критики, к сожалению, невелики. Более того, отрицательный эффект иногда гораздо выше, чем положительный. Как отмечает Л. С. Вечер в книге «Секреты делового общения», отрицательные последствия от критики весьма распространены, это психологические издержки критики, а именно:
· плохое настроение у критикуемого;
· неблагоприятная обстановка на работе;
· появление у критикуемого потребности защищаться:
· бесполезные, длящиеся долгое время споры, оправдания;
· появление враждебных отношений, агрессивности в общении;
· упадок сил как у критикуемого, так и у критикующего, что ведет к снижению работоспособности, ухудшению качества работы;
· состояние неуверенности, неверия, безразличия у критикуемого;
· желание ответить встречной критикой;
· появление страха перед дальнейшей критикой, боязнь выполнения заданий в связи с этим;
· критикуемый испытывает
чувство оскорбленного
Как видим, следствием критики
является негативный результат, проявляющийся
именно во взаимоотношениях деловых
партнеров, членов коллектива. Анализ
вышеперечисленных проблем
Восемь «секретов» разумной критики:
1. Последите за собой,
как часто в течение дня
вы критикуете других, пусть даже
дело касается вполне «
2. Понаблюдайте, как выражают
критику окружающие вас люди
и средства массовой
3. Прежде чем вам снова
захочется кого-либо
4. Когда вы захотите
покритиковать кого-либо или
5. Учитесь заменять критику
положительной мотивацией. Будьте
благодарны за то, что произошло,
вместо того чтобы быть
6. Если критикуют вас
самого, учитесь искусству не
принимать критику близко к
сердцу. Лучше потратьте время
на анализ того, почему критикующий
вас хочет «выпустить пар», обращая
стрелы своей критики на вас,
попытайтесь понять его.
7. Если другой упорствует
в высказывании критических