Демократические формы разработки и принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что при разработке решения используются законы и нормативная база. Соответственно, закон выступает основным рычагом управления. Для разработки и реализации решения необходимо наличие команды профессионалов, ориентированных на достижение результата и стремящихся к собственному профессиональному развитию. Чтобы разно ориентированные личности смогли взаимодействовать в группе, необходимо установление определенных правил - законов. При этом эти законы должны быть демократическими и обеспечивать представление не только интересов большинства, но и соблюдение прав меньшинства. Демократические, когда выбор осуществляется согласно мнению большинства, при этом в процесс подготовки решения вовлекаются различные социально-политические силы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ФОРМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1 Понятие управленческого решения и его виды……………………..5
1.2. Демократические формы разработки и реализации управленческих решений………………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА 21
2.1. Постановка задачи 21
2.2.Формализация задачи методами теории игр 22
2.3. Решение задачи 23
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Управленческие решения.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Уральского  социально-экономического института (филиал)

 ОУП  ВПО "АТиСО"

 


ФАКУЛЬТЕТ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080507.65 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

КАФЕДРА   МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Управленческие решения»

 

Тема: «Демократические формы разработки и принятия

управленческих  решений»

Вариант № 13



 

 

 

 

 

г. Челябинск, 2011

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы в том, что при разработке решения используются законы и нормативная база. Соответственно, закон выступает основным рычагом управления. Для разработки и реализации решения необходимо наличие команды профессионалов, ориентированных на достижение результата и стремящихся к собственному профессиональному развитию. Чтобы разно ориентированные личности смогли взаимодействовать в группе, необходимо установление определенных правил - законов. При этом эти законы должны быть демократическими и обеспечивать представление не только интересов большинства, но и соблюдение прав меньшинства. Демократические, когда выбор осуществляется согласно мнению большинства, при этом в процесс подготовки решения вовлекаются различные социально-политические силы.

Предмет исследования - демократические формы разработки и принятия  управленческих решений.

Цель курсовой работы – рассмотреть  демократические формы разработки принятия управленческих решений.

Для того чтобы  раскрыть поставленные цели решим следующие  задачи:

1.Раскрыть теоретические  основы демократических формы разработки и принятия управленческих решений;

2. Разработать и принять решения в условиях неопределенности.

Работа состоит  из введения, двух частей разделенные  на параграфы, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ФОРМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Понятие управленческого  решения и его виды

 

Управленческое  решение — совокупный результат  творческого процесса субъекта и  действий коллектива объекта управления, направленный на разрешение конкретной ситуации, обусловленной функционирующей системой. Оно определяет, какие действия необходимо предпринять в фактических или проектируемых условиях.

Принятие решений  долгое время считалось основной обязанностью руководящей элиты. В основе этого процесса лежит выбор направления деятельности в условиях неопределенности, а умение работать в условиях неопределенности представляет собой основу процесса принятия решений. Если бы не было неопределенности в том, какое направление деятельности следует выбрать, не нужно было бы и принимать решение. Большинство современных исследователей менеджмента сходятся во мнении, что управление следует понимать, прежде всего, как принятие решения. Таким образом, эффективность производства определяется эффективностью управления, а эффективность управления - эффективностью принятия решения. Именно за это умение, ограничиваемое сферой компетенций, менеджеру платят работодатели. Следовательно, успешность менеджера скрыта в секретах искусства принятия решения.

Основной принцип  управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель — олицетворяющее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

Говоря о  проблемах организации, нельзя обойти вниманием и такую важную проблему, как принятие управленческих решений.

Данная проблема занимает одно из центральных мест в социологии организации. Многие социологи и специалисты по теории управления, считая организацию инструментом управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Качеством таких решений во многом обусловлена эффективность управления. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Принятие решения  представляет собой сознательный выбор  среди имеющихся вариантов или  альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим  и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс, включает в себя много различных элементов, но обязательно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Существуют множество разнообразных точек зрения в социологической литературе на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой, к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны  с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает  должностное лицо или соответствующий  орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения.

Управленческое  решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Все существующие разновидности реализации функции  принятия решения нельзя проклассифицировать лишь по какому-либо одному признаку. Это можно сделать только на базе ряда критериев.

Ключевое значение для характеристики всей системы  управленческих решений имеет понятие  организационного решения. Это —  выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Эти решения играют важнейшую роль в управленческой деятельности, но не исчерпывают всего их многообразия.

 

1.2. Демократические  формы разработки и реализации

управленческих  решений

 

Реализация  решений является наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений, поглощающим основную часть времени и ресурсов. Но одновременно является и самым слабым звеном в  процессе решений.

Стадия реализации решений состоит из следующих процедур:

  • разработка плана реализации решений;
  • управление реализаций;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов реализации.

Каждой из перечисленных  процедур характерны следующие задачи:

  • определение комплекса необходимых результатов; определение необходимого объема ресурсов; определение числа исполнителей; распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам.
  • проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителем; личное распорядительство в ходе выполнения решений; оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
  • контроль за соблюдением, основных характеристик реализуемого решения; контроль за соблюдением сроков реализации; выявление причин отклонений в ходе реализации решений; внесение (в случае необходимости) изменений в проблему реализации решений.
  • периодическая оценка фактической эффективности решения; прогнозирование окончания срока эффективного действия решения; определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения; накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений.

В зависимости  от условий разработки и реализации управленческих решений могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

  • Указ – решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.
  • Указание – решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме разъяснения.
  • Закон – решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.
  • Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.
  • Приказ (письменный или устный) – это решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.
  • Распоряжение – это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у руководителя данного подразделения или организации.
  • Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
  • Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха.
  • Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
  • Соглашение – решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение о разделе рынков сбыта.
  • План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.енческий решение деловой беседа
  • Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.
  • Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта.
  • Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.
  • Положение – решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.
  • Правила – решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения.
  • Модель какого-либо процесса или явления – решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия.

Формы реализации управленческих решений – это  деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.

  • Предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
  • Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
  • Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при разработке управленческих решений).
  • Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
  • Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить управленческое решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
  • Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управленческого решения.
  • Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения управленческого решения.
  • Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения управленческого решения.
  • Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения управленческого решения.
  • Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения управленческого решения. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.
  • Деловая игра (тренинг) – специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческих решений на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки разработки управленческих решений многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий разработки управленческих решений.
  • Совещания – коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.
  • Заседания – узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов.
  • Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управленческого решения. Отчет может быть письменным и устным.
  • Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя, как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.

Информация о работе Демократические формы разработки и принятия управленческих решений