Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена: во-первых, значимостью для современной российской банковской системы вопросов финансового оздоровления кредитных организаций для восстановления их устойчивости; во-вторых, отсутствием комплексного исследования теоретических основ организации финансового оздоровления коммерческого банка как одной из стадий жизненного цикла кредитной организации и как подсистемы антикризисного управления, включающей в себя цели, функции и принципы, методы и средства управления; в-третьих, неразработанностью практических вопросов функционирования механизма финансового оздоровления коммерческого банка.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 92.59 Кб (Скачать файл)

На втором этапе анализа  кредитного портфеля банка следует  прибегнуть к стандартным подходам, т.е. классифицировать ссудную задолженность  в четыре группы согласно Инструкции Банка России «О порядке создания резервов на возможные потери по ссудам»  и определить объем резервов, который  потребуется досоздать.

Оценка реальной потребности  в дополнительных расходах по созданию резервов по другим активам – ценным бумагам, вексельному портфелю, прочей дебиторской задолженности –  позволит выявить разрыв между стоимостью активов и обязательств банка.

Выявление реального объема неликвидных активов дает возможность  не только оценить потребность в  капитале, но и наметить меры по выполнению банком обязательств перед своими клиентами. Способность банка выполнять  в полном объеме обязательства перед  кредиторами, как правило, ограниченна, что в условиях массового оттока денежных средств может привести к банкротству. В этой связи меры, направленные на реструктуризацию обязательств банка, также стоят в ряду первоочередных при проведении мероприятий по финансовому  оздоровлению 

План мероприятий по финансовому  оздоровлению кредитных организаций  должен содержать комплекс мер по сокращению операционных и накладных  расходов. В части сокращения операционных расходов кредитной организации  в процессе переговоров с кредиторами  целесообразно предусмотреть установление моратория  на выплату процентов  по ранее привлеченным средствам. Кредитная  организация должна ограничить или  прекратить вложения в технологии, рассмотреть  возможности реализации части имущества, в т.ч. предназначенного для проведения операционной деятельности, если отдельные направления деятельности будут заморожены или ликвидированы.

Сокращение затрат операционного  характера должно проходить в  совокупности с сокращением накладных  расходов. Этот процесс является не менее болезненным чем реструктуризация обязательств и введение моратория на выплату процентов по депозитам, поскольку он связан с сокращением персонала.

С одной стороны, результаты деятельности персонала, ответственного за принятие решений, оказались неудовлетворительными, что привело к необходимости  осуществления процедур оздоровления; с другой – увольнение персонала  может приводить к дополнительным затратам на выплату пособия. Смена  ключевых персон  в управлении должна сопровождаться  проведением политики экономии затрат на оплату их труда  и других сотрудников.

Не менее важным  блоком проведения  процедур оздоровления является изменение организационной  структуры с учетом выработанной стратегии. Учитывая, что отдельные  направления деятельности в период осуществления  мер будут заморожены либо вообще ликвидированы в соответствии со стратегическими  намерениями,  этот процесс не может не затронуть  организационную структуру. Например, может произойти существенное сокращение  операций и соответственно штата  сотрудников отдела ценных бумаг, дилинга и др. Напротив, могут возникнуть новые подразделения, например подразделение по работе с проблемными кредитами, может расшириться штат юридического отдела или потребуется усиление работы подразделения внутреннего контроля.  

 При ухудшении  финансового состояния кредитной  организации либо невыполнении  плана мер Банк Росси в соответствии  с законом «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций»  может  назначить временную  администрацию.

Временная администрация  – это не только форма предупреждения банкротства, но и специальный орган  управления кредитной организацией.   На период деятельности временной администрации  полномочия исполнительных органов кредитной организации ограничиваются либо приостанавливаются (т.е. менеджмент банка отстраняется от выполнения функций руководства)  и в зависимости от этого дифференцируются их функции.

При отстранении процедуры  оздоровления проводятся администрацией, назначенной Центральным банком, поскольку прежнее руководство  банка не принимало мер для  вывода банка из кризиса, что потребовало  введения принудительных мер воздействия. Финансовое состояние кредитной  организации, находящейся под  управлением  временного управляющего, как правило, находится в критическом состоянии, что вызывает необходимость введения тотального контроля всех принимаемых  решений с целью предотвращения вывода здоровых активов.

Независимо от форм деятельности временной администрации по управлению кредитная организация реализует  следующие главные задачи:

- защита законных интересов  кредиторов и вкладчиков,

- анализ финансового состояния  кредитной организации и подготовка  заключения о результатах,

- подготовка предложений  о перспективах дальнейшей деятельности  кредитной организации.  

 
Целью программы реструктуризации является восстановление финансовой устойчивости кредитной организации при сохранении её жизнеспособного ядра как неотъемлемой части банковской инфраструктуры. Для  достижения этой цели  выдвигаются  промежуточные положения: достижение соглашения  с кредиторами, рекапитализация, реструктуризация обязательств банка, в случае отзыва лицензии на банковскую деятельность – возврат лицензии, восстановление клиентской базы до уровня, существовавшего до кризиса, разработка программы перевода активов в рабочее состояние.

Программа реструктуризации базируется на определенных принципах:

- открытость и прозрачность  процесса реструктуризации обязательств  перед кредиторами и вкладчиками,  органами надзора,

- безусловная первоочередная  ответственность старых собственников  банка, выраженная в отказе  от значительной части принадлежащей  им доли банковского капитала.

Разработка программы  реструктуризации предполагает проведение глубокого анализа финансово-хозяйственной  деятельности кредитной организации, изучение состава собственников  банка  и организационной структуры  управления. Данный блок анализа дополняется  макроэкономическим анализом и моделированием различных сценариев развития экономики  страны и прогноза основных экономических  параметров. Немаловажное значение в  разработке программы реструктуризации принадлежит также юридическим  и налоговым аспектам.

После изучения финансового  состояния кредитной организации  и причин возникновения финансовых затруднений в совокупности с  макроэкономическими параметрами  и юридическими аспектами процесса реструктуризации проводится разработка программы реструктуризации.

Первым этапом разработки программы предполагает проведение глубокого анализа причин утраты банком собственного капитала.

Следующим этапом разработки программы является анализ текущих  обязательств банка, поскольку рекапитализация задолженности кредиторов рассматривается как одно из направлений реструктуризации кредитной организации. В этой связи обычно рассматриваются три основных варианта реструктуризации задолженности:

- капитализация задолженности,

- погашение задолженности,

- отсрочка выплаты по  задолженности.

Под капитализацией задолженности  понимают приобретение кредиторами  доли в капитале банка.

Особое внимание при разработке плана реструктуризации уделяется  улучшению качества активов, т прежде всего кредитного портфеля, поскольку кредитные организации, испытывающие финансовые затруднения, как правило, обладают значительным объемом инвестиций в виде выданных ссуд. В этой связи предметом изучения  должна стать та часть ссудной задолженности, которая еще может быть возвращена. В качестве возвратной части кредитного портфеля можно рассчитать  чистую ссудную задолженность:

Чистая задолженность = ссудная  задолженность – резерв на возможные  потери по ссудам.

С группой дебиторов, оказавшихся  в данной категории задолженности  в первую очередь целесообразно  проводить индивидуальную работу, поскольку  ухудшение возвратности ссудной  задолженности зачастую происходит не только из-за  неудовлетворительного  финансового положения дебиторов, но и в связи с ухудшением финансового  положения банка. Урегулирование взаимоотношений  с кредиторами во многом поможет  убедить дебиторов в жизнеспособности банка, что создает условия для  выполнения ими своих обязательств перед банком. 

Следующим этапом на  пути практической реализации  плана реструктуризации банка  должна стать разработка стратегии  развития в новых условиях. При  этом принимается во внимание  следующее:

- реструктуризация при  наличии согласия по всем вопросам  со всеми кредиторами банка,

- поддержание  и расширение  кредитных операций, что позволит  банку сохранить клиентскую базу, продолжить привлечение средств  и в дальнейшем получать стабильный  доход,

- продолжение активной  работы с неперспективными клиентами  с целью возврата просроченных  долгов, в т.ч. за счет реализации  залоговых и иных имущественных  прав, а также ведение судебных  дел в отношении отдельных  клиентов,

- продолжение операций  по кредитованию предприятий  малого и среднего бизнеса,  а также физических лиц,

- привлечение клиентов  на расчетно-кассовое обслуживание,

- сокращение операционных  расходов и повышение эффективности  работы подразделений банка,

- поиск потенциальных  инвесторов для привлечения ресурсов  и разрешения проблем с ликвидностью,

- улучшение процедур контроля за рисками,

- расширение операций  на фондовом рынке, в т.ч.  за счет инвестиционного портфеля.

Таким образом, тщательная проработка программы реструктуризации по всем направлениям создает предпосылки  для достижения главной цели –  восстановления капитальной базы, платежеспособности и ликвидности кредитной организации  как базовых условий финансовой устойчивости.

Реализация плана мер  по финансовому оздоровлению должна обеспечить устранение причин возникновения  оснований для принятия подобных мер, а также перспективы деятельности кредитной организации в период не менее 12 месяцев. Поэтому эффект реализации всех мероприятий должен быть ориентирован на восполнение недостатка собственных средств (капитала), определенных на момент разработки плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 3. Внешнее воздействие  на финансовое оздоровление кредитной организации  и пути его совершенствования

 

 

      3.1. Финансовое оздоровление под управлением АРКО

 

 

      Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) являлось специализированной государственной  организацией, созданной для финансового  оздоровления социально значимых банков и защиты интересов их кредиторов. Основной механизм работы Агентства  по достижению поставленных целей –  улучшение качества портфеля проблемных активов.      

Решение о создании Агентства было принято  в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 20 ноября 1998 года. № 1642-р.      

6 января 1999 года Агентство было  зарегистрировано в виде небанковской  кредитной организации как открытое  акционерное общество с уставным  капиталом 10 млрд. рублей. Учредителем  Агентства стал Российский фонд  федерального имущества (РФФИ).       

К практической деятельности АРКО приступило после оплаты уставного капитала в соответствии с Федеральным  законом "О федеральном бюджете на 1999 год" и получения лицензии Банка России (22 марта 1999 года).      

До  июля 1999 года реструктуризация банков осуществлялась на добровольной основе, путем заключения соглашений с их акционерами. За этот период Агентство  провело переговоры и рассмотрело  документы по реструктуризации 46 банков. В результате отбора предложенных проектов были приняты решения об участии  Агентства в реструктуризации 17 кредитных организаций. В последующем, реализация двух проектов была прекращена: проекты реструктуризации Промстройбанка России (в связи с отзывом лицензии) и АКБ "Хованский" (в связи  с последующим отказом банка).       

Со  вступлением в силу 13 июля 1999 г. Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"начался второй этап деятельности Агентства - этап "принудительной" реструктуризации банков. Агентство из акционерного общества было преобразовано в некоммерческую организацию новой организационно-правовой формы - государственную корпорацию.      

Цели, функции и принципы деятельности.       

Целью деятельности Агентства являлась реструктуризация кредитных организаций, находящихся  под управлением Агентства, в  соответствии с требованиями и порядком, которые установлены законодательством.       

Кредитная организация могла перейти под  управление Агентства, если достаточность  её капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», не превышала 2 % и она не удовлетворяла требования отдельных  кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей в  сроки, превышающие семь дней с момента  наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием  или недостаточностью денежных средств  на корреспондентских счетах кредитной  организации.      

Функции Агентства:      

- принимать под свое управление  кредитные организации;      

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций