Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена: во-первых, значимостью для современной российской банковской системы вопросов финансового оздоровления кредитных организаций для восстановления их устойчивости; во-вторых, отсутствием комплексного исследования теоретических основ организации финансового оздоровления коммерческого банка как одной из стадий жизненного цикла кредитной организации и как подсистемы антикризисного управления, включающей в себя цели, функции и принципы, методы и средства управления; в-третьих, неразработанностью практических вопросов функционирования механизма финансового оздоровления коммерческого банка.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 92.59 Кб (Скачать файл)

- участвовать в формировании  органов управления кредитных  организаций, находящихся под  управлением Агентства;      

- осуществлять мероприятия по  реструктуризации кредитных организаций,  находящихся под управлением  Агентства;      

- привлекать необходимые финансовые  средства для реализации мероприятий  по реструктуризации кредитных  организаций;      

- создавать организации, в том  числе кредитные, необходимые  для осуществления задач и  функций Агентства;      

взаимодействовать с Правительством Российской Федерации  и Банком России при осуществлении  мероприятий по реструктуризации кредитных  организаций;      

- Во всех банках, переходящих  под управление АРКО, формировалась  система контроля за их деятельностью  и развитием, подписывались соглашения  о сотрудничестве с органами  власти субъектов Российской  Федерации.      

- Прибыль, получаемая АРКО в  результате осуществления предпринимательской  деятельности, направлялась на дальнейшую  реструктуризацию банковской системы.       

Органы  управления      

Генеральным директором Агентства являлся А.В. Турбанов — бывший до этого заместителем председателя Центрального банка РФ.      

В Совет директоров АРКО входили представители  Правительства РФ, Банка России, Ассоциации российских банков, Совета Федерации и генеральный директор Агентства. В полномочия Совета директоров входило принятие решений о проведении процедур реструктуризации на основе результатов обследования специалистами  Агентства конкретных кредитных  организаций. В случае отказа Агентства  о принятии под свое управление обследованного банка Центральный Банк Российской Федерации отзывал у него лицензию.       

За  всё время своего существования  Агентством реструктуризирован 21 банк.      

Агентство ликвидировано Федеральным законом  от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими  силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных  положений законодательных актов  Российской Федерации, а также о  порядке ликвидации государственной  корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» .

 

 

 

 

 

3.2. Финансовое оздоровление кредитных организаций

с участием АСВ

 

 

      В соответствии с Федеральным законом  от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» на Агентство возложены  функции по осуществлению мер  по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками ССВ.      

Согласно  закону меры по предупреждению банкротства  банков могут осуществляться Агентством путем:      

- оказания финансовой помощи  инвесторам, приобретающим акции  (доли в уставном капитале) банка  в размере, позволяющем определять  решения банка по вопросам, отнесенным  к компетенции общего собрания  его акционеров (участников);      

- оказания финансовой помощи  приобретателям имущества и обязательств  банка. В качестве таких приобретателей  могут выступать финансово устойчивые  банки, для которых подобная  сделка не вызовет нарушения  ими обязательных нормативов  Банка России или иных негативных  последствий;      

- приобретения акций (долей в  уставном капитале) банка в размере,  позволяющем определять решения  банка по вопросам, отнесенным  к компетенции общего собрания  его акционеров (участников);      

- оказания финансовой помощи  банку при условии, что Агентством  и (или) инвестором приобретены  у данного банка его акции  (доли) в установленном размере.      

При осуществлении мероприятий по предупреждению банкротства банков законом предусмотрено  как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное  финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству  в качестве имущественного взноса Российской Федерации выделено 200 млрд руб, кроме  того предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банком России и использование средств фонда страхования вкладов.   На  цели реструктуризации банков Агентством по состоянию на 1 октября 2010 г. фактически использовано 330,76 млрд руб. В том  числе Банк России предоставил Агентству  кредиты на цели участия Агентства  в предупреждении банкротства банков на общую сумму 190,3 млрд руб.      

За  весь период осуществления мер по финансовому оздоровлению Агентство  погасило кредиты Банка России на общую сумму 75,71 млрд руб., в том  числе за счет средств имущественного взноса Российской Федерации – 63,10 млрд руб.      

По  состоянию на 1 октября 2010 г. из средств  имущественного взноса РФ в Агентство (с учетом погашений Банку России выданных ранее кредитов) израсходовано 198,56 млрд руб.      

На  указанную дату Агентство принимает  участие в финансовом оздоровлении 13 банков. Cанация 10 банков осуществляется новыми инвесторами, в 5 случаях Агентство  приобрело акции (доли в уставном капитале) банков (ОАО «Банк Петровский», ОАО «Губернский Банк «Тарханы», АКБ «Российский капитал» (ОАО), АКБ  «СОЮЗ» (ОАО) и ООО «ПотенциалБанк»).       

Кроме того, в отношении 3 банков (АКБ «Электроника»  ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО) и  АКБ «МЗБ» (ЗАО)) были осуществлены мероприятия  по передаче части их имущества и  обязательств в финансово устойчивые банки.       

По 5 банкам Агентством принято решение  о нецелесообразности участия в  предупреждении их банкротства. Причинами  отказа от принятия предложения Банка  России являлись, прежде всего, существенная потеря капитала, низкое качество активов  банка (в частности, кредитного портфеля) и отсутствие потенциальных инвесторов.       

С 1 января 2010 г. досрочно завершены мероприятия  по финансовому оздоровлению ЗАО  «Нижегородпромстройбанк, с 5 мая 2010 г. – ОАО ГБ «Нижний Новгород».       

Банк  полностью стабилизировал свою деятельность, имеет устойчивую тенденцию развития, осуществляет прибыльную деятельность и работает в нормальном режиме, выполняя все пруденциальные нормы  деятельности. Проведенные мероприятия  позволили устранить причины  возникновения оснований для  осуществления мер по предупреждению банкротства банка. Денежные средства, предоставленные Банком России Агентству  для санации банка, возвращены в  полном объеме.      

Кроме того, с 27 сентября 2010 г. ОАО «Банк  Петровский» прекратил свою деятельность в связи с реорганизацией в  форме присоединения к ЗАО  «КБ ОТКРЫТИЕ». В настоящее время  на рассмотрении в Банке России находится  отчет о завершении мероприятий  по финансовому оздоровлению.     

С учетом практики применения мер по предупреждению банкротства кредитных  организаций Банк России считает  целесообразным дельнейшее совершенствование  механизма санации банков.       

По  мнению ЦБ, наиболее актуальным является расширение стимулов для частных  инвесторов по участию в финансовом оздоровлении банков. Стимулировать  их предлагается через предоставление Банку России возможности устанавливать  специальный режим для кредитных  организаций, санирующихся частными инвесторами  без использования госсредств. Кроме  того, необходимо уточнить правовую базу механизмов передачи имущества и  обязательств банков.      

Также ЦБ РФ планирует разработать предложения  по установлению ответственности лиц, контролирующих банк, который санирует АСВ.      

Вместе  с тем ЦБ РФ планирует продолжить работу по совершенствованию законодательства в целях снижения злоупотреблений  со стороны руководства и собственников  банков.     

 

 

 

Заключение.

 

 

      Важное  место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций. Именно для эффективного осуществления  этих функций в Банке России был  создан департамент по организации  банковского санирования. Проблема финансового оздоровления кредитных  организаций носит макроэкономический характер и связана прежде всего  с проблемой создания оптимальной  структуры банковской системы России, а именно: оптимальной структуры  активов и пассивов кредитной  организации, оптимального соотношения  крупных, средних и мелких банков и т. д. Планы санации проблемных кредитных организаций имеют  смысл только в том случае, когда  собственники и кредиторы этих кредитных  организаций готовы предоставить им реальную финансовую помощь.      

Проблемы  кредитных организаций появляются первоначально в виде нехватки ликвидности. Возможности коммерческих банков России решить проблему ликвидности путем  приобретения кредита на межбанковском  рынке или у Банка России как  кредитора последней инстанции  в последнее время ограничены. Банку России необходимо постоянно  и всесторонне оценивать на основе имеющейся информации финансовое состояние  каждой кредитной организации и  предупреждать различные негативные финансовые потери и последствия. Именно по такому принципу действовал Банк России, когда возник вопрос о предоставлении кредита ПКБ «Автовазбанку». Этот банк в свое время испытывал острый недостаток в ликвидных ресурсах и в этой связи обратился в  Банк России за финансовой поддержкой. Банк России направил в банк временную  администрацию, которая смогла не только установить реальное финансовое положение, но и приступить к осуществлению  мероприятий по восстановлению его  нормальной деятельности без каких-либо дополнительных ресурсов Банка России. В состав временной администрации  следует вводить представителей заинтересованных организаций, а именно кредиторов, что позволит установить двойственный контроль за деятельностью должника. Кроме того, временную администрацию следует вводить в кредитную организацию на ранней стадии выявления проблем. В этом случае, временная администрация будет способна не только оценить реальную ситуацию в кредитной организации, но и стабилизировать ее или, в крайнем случае, обеспечить сохранность банковского имущества и тем самым защитить законные интересы кредиторов и вкладчиков.      

В зависимости от реального финансового  положения в той или иной кредитной  организации Банк России принимает  решение либо о ее финансовом оздоровлении, либо о ее ликвидации или реорганизации. При этом Банком России учитывается  тяжесть финансовой проблемы, возможность  ее эффективного разрешения, наличие  необходимых финансовых ресурсов, позиция  кредиторов и вкладчиков кредитной  организации, а также социальная значимость данной кредитной организации  и ее место в банковской системе  региона или страны. На сегодняшний  день уже более 300 кредитных организаций  в результате реорганизационных  процедур стали филиалами и дочерними  предприятиями других кредитных  организаций. Реорганизацию Банк России поддерживает только в том случае, если существует полная уверенность, что  реорганизация более эффективна и полезна, чем ликвидация кредитной  организации.       

Отзыв у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций —  крайняя мера надзорного регулирования. На сегодня, в соответствии с действующим  законодательством, арбитражный суд  не может начать процедуру банкротства  кредитной организации до отзыва у нее лицензии на совершение банковских операций. После отзыва лицензии на совершение банковских операций создается  ликвидационная комиссия, которая и  занимается дальнейшей работой по ликвидации кредитной организации. Дальнейшее развитие системы банковского санирования будет определяться качеством и полнотой нормативно-правовой базы, а также эффективностью работы в этой области Банка России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 19.07. 2009 г.)
  2. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (с изменениями от 21 марта 2002 г.)
  3. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
  4. Инструкция ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»
  5. Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями от 26.06. 2009 г.)
  6. Положение ЦБР от 14 июля 1999 года N 81-П  «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации»
  7. Указание ЦБ РФ от 11.11.2005 N 1631-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России".
  8. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2007 г. N 57/134 «Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления»,
  9. Борисов А.Б. «Большой экономический словарь» Издательство: Книжный мир, 2010 г.
  10. Назарова Е.В. учебно-практическое пособие – «Антикризисное управление кредитными организациями» М.: ЕАОИ, 2007 г.
  11. Лаврушин И.О. Учебное пособие - «Банковское дело» «КНОРУС», 2009 г.
  12. Деловая газета Взгляд статья «ЦБ РФ: Механизм санации банков должен быть улучшен» от 20 сентября 2010
  13. Http://www.rbc.ru.
  14. http://www.asv.org.ru

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций