Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:47, курсовая работа
Многие организации в своем развитии попадают в ситуации кризиса или застоя, когда рост эффективности тормозится, или перестает соответствовать требованиям конкурентной среды. Негативные симптомы проявляются и приобретают высокую остроту в различных областях и функциональных сферах. Попытки решить проблему приемами, которые срабатывали в прошлом, имеют малую результативность, и даже вызывают негативные побочные последствия [1].
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 19
Глоссарий 20
Список использованных источников 21
Список сокращений 22
Приложения 23
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема |
Диагностика систем упарвления |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Многие организации
в своем развитии попадают в ситуации
кризиса или застоя, когда рост
эффективности тормозится, или перестает
соответствовать требованиям
Столкнувшись с проблемами многие руководители склоняются к решениям направленным на устранение негативных последствий и видимых причин, каждого симптома в отдельности. Не случайно поэтому, их характерной «причиной оказываются конкретные работники, а в качестве типовых мер используются радикальные кадровые решения и изменения организационной структуры. Коренные источники проблем – системные факторы при этом не устраняются, проблемы загоняется внутрь и ждет своего часа. Подход основанный на поиске «виновников» порождает страхи, разрушает сотрудничество, блокирует возможность своевременно обнаруживать предвестники проблем, и извлекать уроки из опыта их решения.
Провести диагностику организационных проблем - эначит выявить порочный круг взаимосвязей, порождающих совокупность симптомов и обеспечивающих их хроническое воспроизводство. Опыт показывает, что в основе множества, кажущихся различными симптомами организационных проблем лежит небольшое число ключевых факторов, порожденных существующей организационной системой.
Выявление указанных факторов позволяет сфокусировать внимание руководителей, ресурсы на изменениях, обеспечивающих максимальную отдачу, вывести систему на более высокий уровень эффективности.
Диагностика осуществляется группой высших менеджеров организации совместно с консультантом.
Процесс начинается с формирования
списка наиболее острых проблем организации,
а завершается разработкой
Процесс диагностики является одним из лучших способов развития у членов управленческой команды системного подхода к управлению организацией, формированию стратегического мышления [9].
Объектом курсовой работы выступает система управления.
Предметом исследования являются методы диагностики систем управления.
Целью курсовой работы являются анализ сущности и основных концепций и методов диагностики систем управления в современных организациях.
Задачи курсовой работы:
1. Общая характеристика назначения и сущности диагностики систем управления
2. Изучение концепций и направлений диагностики систем управления
3. Анализ методов
4. Характеристика комплексной
Методами исследования курсовой работы явились анализ литературы, монографический метод, метод анализа и синтеза, метод выдвижения гипотез.
1.1 Сущность диагностики систем управления
Диагностика систем управления - это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Основная конечная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, - например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, - тогда диагностика ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же - получение прибыли.
Основная цель диагностики - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:
координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
информационную и
создание и обеспечение
обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами:
повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:
смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления;
необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации;
необходимость продуманной системы
действий по обеспечению выживаемости
организации и избежанию
усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления;
информационный бум при
общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
В современных условиях можно выделить
следующие концепции
Стоит отметить, что эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970—1980-х гг.; концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.
В целом система диагностики в организации решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.
Современный менеджмент разделяет цели организации на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные).
Поэтому диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия.
Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическую диагностику и оперативную диагностику.
Стратегическая диагностика несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы.
Цели стратегической диагностики:
обеспечение выживаемости системы;
проведение антикризисной
поддержание потенциала успеха.
Главные задачи стратегической диагностики:
участие в установлении количественных и качественных целей системы;
ответственность за стратегическое планирование;
разработка альтернативных стратегий;
определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
определение узких и поиск слабых мест;
определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
анализ экономической
Основные направления
Анализ внешней среды:
анализ рынка капитала;
анализ рынка сырья и материалов;
анализ возможностей конкурентов;
анализ экономико-политической сферы;
анализ рынка технологий;
анализ рынка труда;
изучение экологических
изучение социально-
Анализ внутренней среды:
анализ маркетинга;
анализ людских ресурсов;
анализ технических и
анализ проведения НИОКР;
анализ выпускаемой продукции;
анализ существующей организационной структуры;
анализ финансового состояния организации;
оценка территориального расположения.
Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, рассмотренные ранее.
Прежде чем осуществлять контроль
за достижением какой-либо цели, необходимо
установить, насколько обоснованно
она выбрана и насколько
Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы.
Цель оперативной диагностики — обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия.
Главные задачи оперативной диагностики:
руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
сравнение плановых (нормативных) и
фактических показателей
анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов.
Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики:
рентабельность капитала;
производительность;
степень ликвидности.
Систему оперативной диагностики используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
Диагностика не тождественна контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика нацелена на перспективу, опережающий контроль, а также оперативное отслеживание текущих событий.
1.2 Диагностика финансового состояния организации и организационная диагностика
В зависимости от объекта диагностику
подразделяют на диагностику финансово-
Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами.
Основные цели диагностики финансово-
объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы;
постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;
прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана.
Исходя из этого можно сказать, что главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы.