Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении путей повышения эффективности взаимоотношения людей в коллективе. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
изучить история развития доктрины человеческих отношений;
определить основные положения доктрины;
дать характеристику понятия коллектив;
выявить сущность социально-психологического климата;
проанализировать человеческие отношения в коллективе;
Введение………………………………………………………………………...…5
Глава 1. Теоретические основы доктрины человеческих отношений……...….6
1.1. История развития доктрины…………………………………………..6
1.2. Основные положения доктрины……………………………………...9
Глава 2. Отношений людей в коллективе…………………………………...…14
2.1. Понятие коллектива ………………………………………………....14
2.2. Понятие социально-психологического климата…………………...17
Глава 3. Анализ человеческих отношений в коллективе…………………...…21
Заключение………………………………………………………………...……..25
Список литературы………………………………………………………………28
Школа человеческих отношений и
психологическое направление
· ввели учет человеческого фактора, поведения членов организации, что позволило использовать при управлении психологические и социально-психологические методы для повышения эффективности организации;
· выделили неформальную структуру организации, что позволило существенно расширить рамки деятельности руководителей, использовать систему горизонтальных коммуникаций в организации;
· существенно обогатили теорию мотивации, используя новые эффективные подходы к побуждению членов организации к достижению организационных целей.
Вместе с тем эти теории не могли учесть ряда серьезных проблем, и в настоящее время их применение в чистом виде ограничено. Так, представители школы человеческих отношений:
· преувеличивали влияние психологического фактора;
· не принимали во внимание особенностей корпоративной культуры, распространяя свои методы как, например, на бригады грузчиков, так и на группы по разработке высоких компьютерных технологий;
· не оставляли руководителю возможности для принятия жестких организационных решений, если того требует ситуация;
· не учитывали связи
· рассматривали организацию
Решению проблем, связанных с применением психологических теорий, способствовало внедрение теории систем, или системного подхода, в практику изучения организаций.
Глава 2. Отношений людей в коллективе
2.1. Понятие коллектива
Коллектив является одним из видов
малой группы. Малые группы могут
быть разными по величине, по характеру
и структуре отношений, существующих
между их членами, по индивидуальному
составу, особенностям ценностей, норм
и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, межличностным отношениям,
целям и содержанию деятельности.
Количественный состав группы называется
ее размером, индивидуальный – композицией.
Структуру межличностного общения,
или обмена деловой и личностной
информацией, именуют каналами коммуникаций,
нравственно-эмоциональный тон
Среди высокоразвитых малых групп
особо выделяются коллективы.
Психология развитого коллектива характеризуется
тем, что деятельность, ради которой он
создан и которой на практике занимается,
имеет, несомненно, положительное значение
для очень многих людей, не только для
членов коллектива. В коллективе межличностные
отношения основаны на взаимном доверии
людей, открытости, честности, порядочности,
взаимном уважении и т.п. [11 с. 301].
Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив
считается такая малая группа,
в которой сложилась
Коллективистские отношения
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется
в умелом взаимодействии членов коллектива,
в бесконфликтном распределении
обязанностей между ними, в хорошей
взаимозаменяемости. Организованность
– это также способность
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность
решения коллективом всех имеющихся
у него задач. Одним из важнейших
показателей эффективности
Таких малых групп, которые полностью
бы отвечали всем перечисленным требованиям
коллектива, в действительности почти
нет. Большинство реально
Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.
Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.
Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально- психологического климата.
2.2. Понятие социально-
Понятие социально-психологического климата.
Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.
Не только в социологии, но и
в психологии утвердилась точка
зрения, согласно которой главной
структурой образующей СПК является
настроение.
Сошлемся, в частности, на высказывание
известного советского психолога К.К.
Платонова, по мнению которого социально-психологический
климат (как свойство группы) является
одним (хотя и важнейшим) из компонентов
внутренней структуры группы, определяется
межличностными отношениями в ней, создающими
стойкие настроения группы, от которых
зависит степень активности в достижении
целей [6 с. 177].
Климат коллектива представляет собой
преобладающий и относительно устойчивый
психический настрой
Структура социально-психологического климата.
Существенным элементом в
В свою очередь отношения друг к
другу дифференцируются на отношения
между товарищами по работе и отношения
в системе руководства и
В конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается
Под предметным настроем подразумевается
направленность внимания и характер
восприятия человеком тех или
иных сторон его деятельности. Под
тональным – его эмоциональное
отношение удовлетворенности
Психологический климат коллектива,
обнаруживающий себя прежде всего в
отношениях людей друг к другу
и к общему делу, этим все же не
исчерпывается. Он неизбежно сказывается
и на отношениях людей к миру в
целом, на их мироощущении и мировосприятии.
А это в свою очередь может
проявиться во всей системе ценностных
ориентаций личности, являющейся членом
данного коллектива. Таким образом,
климат проявляется определенным образом
и в отношении каждого из членов
коллектива к самому себе. Последнее
из отношений кристаллизуется в
определенную ситуацию – общественную
форму самоотношения и
В результате создается определенная
структура ближайших и
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело
и с отношением к самому себе.
Самосознание человека складывается в
течение всей его жизни, а самочувствие
находится в существенной зависимости
не только от его статуса в трудовом коллективе,
но нередко в еще большей мере от семейно-бытового
положения и физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.