Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении путей повышения эффективности взаимоотношения людей в коллективе. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
изучить история развития доктрины человеческих отношений;
определить основные положения доктрины;
дать характеристику понятия коллектив;
выявить сущность социально-психологического климата;
проанализировать человеческие отношения в коллективе;
Введение………………………………………………………………………...…5
Глава 1. Теоретические основы доктрины человеческих отношений……...….6
1.1. История развития доктрины…………………………………………..6
1.2. Основные положения доктрины……………………………………...9
Глава 2. Отношений людей в коллективе…………………………………...…14
2.1. Понятие коллектива ………………………………………………....14
2.2. Понятие социально-психологического климата…………………...17
Глава 3. Анализ человеческих отношений в коллективе…………………...…21
Заключение………………………………………………………………...……..25
Список литературы………………………………………………………………28
На самочувствие личности в коллективе
отражаются отношения личности к
определенной группе в целом, степень
удовлетворенности своей
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной
мере может служить и известным
показателем степени
Глава 3. Анализ человеческих отношений в коллективе
В современных
условиях, когда человеческий ресурс
становится основным ресурсом предприятия,
особо важное значение приобретает
деятельность каждого члена коллектива.
Среди факторов, способствующих трудовой
активности людей или, наоборот, препятствующих
этому, важную роль играет их межличностная
совместимость. В психологии это
понятие стали использовать при
изучении процессов и результатов
межгрупповых коммуникаций, общения, динамики
межличностных отношений и
Совместимость
как процесс взаимной деятельности
реализуется в течение
1. Начальная стадия развития группы. Когда люди впервые объединяются в группу для того, чтобы выполнить определенное задание, каждый их них оказывается в ситуации, когда прежде всего он должен сориентироваться. Он чувствует при этом некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными.
2. Вторая
стадия: взаимное раскрытие (
3. Третья
стадия: консенсус и кооперация.
После того как группа во
второй фазе решила
4. Четвертая
стадия: оптимальный коллектив. Если
группа достигает этой стадии,
то это означает идентификацию
разных членов группы с целями
группы и ее общей задачей.
Внутреннее взаимодействие в
группе характеризуется
Чтобы сделать изложенные выше наблюдения полезными для практики, требуется, чтобы руководитель и члены группы реально осознавали, на какой стадии развития группа находится и учитывали особенности этого этапа.
В России
сегодня практически невозможно
найти предприятие, руководство
которого было бы довольно достигнутыми
результатами. Мало кто из российских
руководителей оценивает
Питер
Друкер, признанный "гуру" менеджмента,
указывает, что у любой
Единственными
ресурсами, поддающимися
1.Высокий
уровень напряженности в
*недостаточная
связь оплаты труда и
*нерешенность
в организации важнейших
*низкий уровень взаимопонимания между руководством и персоналом и др.
2.Недостаточная
заинтересованность
3.Низкий
уровень доверия между
4.Руководители
среднего уровня часто
5.И самая
главная проблема, которая почему-то
игнорируется практически
Видят ли руководители эти барьеры? Не всегда. Но и в тех случаях, когда видят, часто недооценивают их серьезность, действуя по принципу: "Некогда думать, дело делать надо". В одиночку же рассчитывать на успех руководителю не приходится. Ему нужна команда единомышленников.
Сотрудничество покупается только уважением - на другую валюту его не купишь, сколько не переплачивай.
Заключение
Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно
поэтому сегодня опытный
Этой двуединой задачей современного хозяйственного управления — необходимостью ориентации не только на результат, но и на людей, обеспечивающих этот результат.
До сих
пор у нас сохраняется
Не сразу утвердилось понимание роли этих факторов и в научном мышлении.
Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо (1880—1949) обосновал доктрину "человеческих отношений". Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения экономистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотношения, возникающие в процессе труда. Роль этих представлявшихся ранее несущественными моментов оказалась не столь призрачной. Э. Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора (1856—1915), ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явления так называемой "промышленной тоски", апатии, подавленности, повышенной раздражительности, потери всякого интереса к работе, участились конфликты между рабочими и администрацией.
Теория "человеческих отношений" как раз и явилась ответом на возникновение в сфере производства психологических проблем. Доктрина "человеческих отношений" быстро получила признание среди предпринимателей и стала широко применяться в практике управления производством. На практике теория "человеческих отношений" использовалась в разных направлениях.
Одно из таких направлений — внедрение чувства принадлежности к своему трудовому коллективу как к единой семье, которое различными средствами массовой пропаганды стало внедряться в сознание работников. Это чувство подкреплялось изданием заводских газет, проведением совместных праздников, спортивных соревнований, "семейных дней", когда на рабочее место, где трудится, например отец семейства, приглашались его близкие. Особых успехов на этом направлении добились японские предприниматели.
Другое
направление — разработка и осуществление
на производстве целой системы мероприятий
по повышению уровня взаимоотношений
между руководителями и подчиненными.
Особое значение придавалось налаживанию
человеческих отношений между рабочими
и младшими администраторами, мастерами,
бригадирами как ключевыми
Еще одно
направление — в практике хозяйствования
стало уделяться много внимания
даже таким "мелочам", как форма
общения между руководителями и
подчиненными, вплоть до структуры
общего языка, который не разъединял
бы, а объединял рабочих и
Расширение
практики использования психологических
факторов в производстве повлекло за
собой два важнейших
Быстрыми темпами стала развиваться система психологических наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины, как психология труда, управления и др.
Успехи развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования. Психологические дисциплины стали активно изучаться в университетах и школах бизнеса западных стран, особенно в США.
В результате
развертывания всех этих процессов
в области психологической
Список литературы
1. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.
2. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер", 2000.
3. Василевский А.И. Курс лекций: "История менеджмента" -М., РУДН, 2003.
4. Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек,
стратегия, организация,
5. Герчикова И. Н. Менеджмент / Учебник — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003.
6. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2003.
7. История менеджмента. - М.: Инфра- М., 2002.
8. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС. 1998.
9. Кнорринг В.И. Искусство управления. - М., АСТ-Пресс, 2003.
10. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент, - М.:"Элник", 2003.
11. Минцберг
Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы
стратегий. СПб: Изд-во «Питер»