Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:24, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ практического применения доктрины человеческих отношений в современном менеджменте. Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:
проанализировать предпосылки возникновения школы человече-ских отношений;
раскрыть ее основные положения;
определить механизмы формирования корпоративной культуры организации и изучить факторы влияния нее;
рассмотреть на конкретных примерах групповые идеи и ценности организаций как объекта управления;
показать значение ценностей компаний в контексте менеджмента;
Введение 3
1. Доктрина человеческих отношений. Возникновение и содержание. 6
1.1. Предпосылки возникновения школы человеческих отношений. 6
1.2. Этапы развития школы психологии и человеческих отношений 9
1.3. Основные положения доктрины «человеческих отношений» 16
2. Практическое применение основных положений школы человеческих отношений в современном менеджменте 18
2.1 Моральный климат организации 19
2.2. Значение ценностей компании в контексте менеджмента 22
2.3. Групповые ценности как объект управления 25
Заключение 31
Список использованных источников и литературы: 33
Каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.
Система ценностей находит свое отражение в формулировке кредо организации. Кредо компании включает цель ее деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персоналу, обществу. Четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы, эти принципы и обязательства позволяют сплачивать сотрудников вокруг единых ясно определенных целей и ценностей.
Деловое кредо организации - это концентрированное выражение ее философии и политики, провозглашаемых и реализуемых высшим руководством и разделяемых сотрудниками компании. Тем не менее, не все корпоративные ценности, осознаваемые и даже принимаемые сотрудником в качестве таковых, действительно становятся его личностными ценностями. Осознания той или иной ценности и положительного отношения к ней явно недостаточно. Более того, это даже не всегда необходимо. Действительно необходимым условием этой трансформации является практическое включение сотрудника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности.
Только ежедневно действуя в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая установленные нормы и правила поведения, сотрудник может стать представителем компании, соответствующим внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям.
Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости от того, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте. Более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.п.
Организационные ценности иногда называют «корпоративной ДНК», поскольку ценности определяют отличительные черты данной компании, ее особый стиль внутренней жизнедеятельности и проявляются в узнаваемом имидже компании.
Формирование ценностей компании происходит осознанно благодаря продуманной политике менеджмента, которая включает: разработку стратегически важных организационных ценностей; пропаганду этих ценностей с использованием слов и действий, не противоречащих личностным и групповым ценностям; оказание поддержки носителям ценностей; стимулирование копирования и тиражирования поведения, соответствующего организационным ценностям.17
Если организационные ценности сформулированы неконкретно, то, как правило, они не будут «работать» на цели менеджмента. Например, многие компании декларируют такие ценности, как «наши люди — наша ценность», «клиенты — наша ценность», «мы ценим наш бизнес» и так далее. Такие формулировки воспринимаются большинством людей как формальные и чисто декларативные. Надо сформулировать ценности так, чтобы каждый мог понять что или кого менеджмент ценит и почему; что в данной компании оберегается и поддерживается. Так, недостаточно отметить, что персонал является ценностью организации. Для того чтобы эта ценность «заработала» на повышение эффективности организационной деятельности, менеджерам следует решить вопрос, какие именно работники ценны, о ком компания проявляет особую заботу. Например: «Мы ценим работников, обладающих высоким профессионализмом, кто может вынести весомый вклад в организацию», «Мы ценим творческих работников, проявляющих инициативу», «Мы ценим тех, кто ищет новые возможности для развития конкурентных преимуществ организации», «Наши ветераны — наша ценность».18
Только ясное понимание стратегических целей организации позволяет менеджменту определить приоритетные ценности и так сформулировать их, чтобы они побуждали персонал к соответствующей активности. Например, при стратегии компании на интеграцию и развитие персонала, командную работу ценность персонала можно сформулировать так: «Мы ценим командных игроков», «Мы ценим помощь и поддержку коллегам», «Мы ценим работников, совершенствующих свое мастерство». При стратегической ориентации на стабильность функционирования компании ценность персонала можно сформулировать так: «Мы ценим дисциплинированных и ответственных работников», «Мы ценим тех, кто демонстрирует стабильную результативность», «Мы ценим наставничество». Если стратегической ориентацией компании является выход на новые рынки, то ценностью становятся работники-новаторы, предприниматели, творцы и те, кто обладает уникальной, высокотехнологичной компетентностью. Стратегическая ориентация на снижение издержек и расширение доли рынка — актуальными становятся работники, обладающие чертами стратегического видения, целеустремленностью и результативностью. Таким образом, стратегические приоритеты детерминируют фокус менеджмента на те ценности, которые имеют критическое значение для успеха и позволяют минимизировать деструктивное влияние противоположных ценностей.
Излишнее внимание к культивации определенных ценностей может привести к появлению серьезных проблем. Например, излишнее культивирование сплоченности и развития персонала может привести не только к формированию дружного коллектива, но и к падению дисциплины, развитию вседозволенности, отсутствию стремления к упорному труду. Излишнее культивирование порядка и процедур может привести к появлению бесполезных правил и процедур, потери скорости реакции на изменения рынков. Излишнее культивирование свободы творчества и предпринимательства может привести к росту безрассудства и утрате приоритетов. Излишнее культивирование стремления побеждать приводит к износу ресурсов (включая человеческие), падению мотивации и развитию цинизма.
Влияние менеджмента на ценности компании определяется совокупностью взаимосвязанных факторов. Во-первых, важным условием влияния на общие ценности является то, на что фокусируют внимание менеджеры, и что они игнорируют, а именно, поступки, переживания, суждения подчиненных. Во-вторых, существенным фактором влияния менеджмента на ценности компании являются действующие процедуры оценки персонала (поведения, вклада) и измерение результативности организационной деятельности. В-третьих, фактором культивирования определенных ценностей компании являются реакции менеджмента на нештатные ситуации и критические инциденты. В целом кадровая политика менеджмента обусловливает определенный стиль управления персоналом, методы внутренней коммуникации, подходы и критерии поощрения и наказания, а также найма, отбора и продвижения персонала, которые в свою очередь приводят к формированию соответствующих ценностей, действующих в данной компании.19
Заключение
Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Удивительно, но до сих пор у нас широко распространено мнение, что управлять людьми несложно, никаких специальных знаний для этого не требуется, нужны лишь минимальные организаторские способности и некоторый опыт. Однако, управление человеком в организации - исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Главная задача современного менеджера обладать психологическими знаниями, этикой делового общения, и историческими знаниями развития менеджмента.
В государственном образовательном стандарте в перечне специальностей сравнительно недавно появилась специальность «Менеджмент», и, конечно, сразу же возникли различные мнения по поводу ее названия, целесообразности, практического содержания, специфики и принадлежности к определенной области знаний и профессиональной деятельности. Наиболее общей точкой зрения является та, что менеджмент — это специальность, профессия и квалификация, требующая фундаментального основания: экономического, технологического, информационного, юридического. Менеджер – это современный, целеустремленный, свободный, уверенный в своих силах молодой человек.
Я уверенна, что эффективность развития любого предприятия зависит в первую очередь от системы менеджмента и его профессионализма. Производство не сможет достичь значительной эффективности, если оно не будет совершенствовать социальную организацию предприятия. Сегодня вопросы улучшения социально-психологического климата на предприятиях выходят на первое место. В последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Я уверенна, что такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.
Исследование показало, что на сегодняшний день, западный опыт психологической подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в России. Во всяком случае, доктрина человеческих отношений сыграла свою роль в управлении людьми, однако до сих пор в нашей стране сохраняется некоторое скептическое отношение к этому аспекту профессиональной деятельности. В связи с этим нашей стране еще предстоит пережить свою революцию менеджмента и менеджеров, без которой, как показывает мировой опыт, цивилизованное общество построить невозможно.
Список использованных источников и литературы:
1. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.
2. Василевский А.И. Курс лекций: "История менеджмента". - М.: РУДН, 2003. - 264 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2003. - 670 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гарда-рики, 2000. – 134 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. - 480 с.
6. Дубинина М.В. Корпоративная этика инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. №4, 2002.
7. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. - М.: НОРМА, 2001. - 528 с.
8. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Владос, 2000. – 352 с.
9. Кузнецова Н.В. Хороший лидер не имеет подчиненных // Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2003.
10. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. - М.:"Элник", 2003. - 494 с.
11. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб.: «Питер», 2000. – 336 с.
12. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони». - М.: 1993. –
290 с.
13. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда. Учебное пособие. - М.: 2003. - 230 с.
14. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. –
222 с.
15. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
16. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Настольная книга. – М.:1993. – 160 с.
17. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1999. – 224 с.
18. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России. – М.: Новости, 2000. – 202 с.
19. Яхонтова Е.С., Управление ценностями как элемент управления
человеческими ресурсами компании // Менеджмент в России и за рубежом. №4, 2003.
1 Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: "Питер", 2000. – Стр.52.
2 Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – Стр. 23.
3 Кузнецова Н.В. Хороший лидер не имеет подчиненных/Менеджмент в России и за рубежом. 2003/6. - Стр. 16.
4 Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. - Стр. 102.
5 Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Владос, 2000. – Стр. 317.
6 Василевский А.И. Курс лекций: "История менеджмента" - М.: РУДН, 2003. – Стр. 158.
7 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. – Стр. 199.
8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2003. – Стр. 55.
9 Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Настольная книга. – М.: 1993. – Стр. 68.
10 Дубинина М.В. Корпоративная этика инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. №4, 2002.– Стр. 19.
11 Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони». — М.: 1993. — Стр. 69.
12 Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб.: «Питер», 2000. – Стр. 214.
13 Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России. – М.: Новости, 2000. – Стр. 109.
14 Яхонтова Е.С., Управление ценностями как элемент управления
человеческими ресурсами компании // Менеджмент в России и за рубежом. №4, 2003.
Информация о работе Доктрина человеческих отношений: основные идеи и групповые ценности