Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач менеджмента является разработка оптимальной стратегии развития организации, определение конкретных целей, их приоритетности и последовательности достижения, и расстановка задач – выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на определенные временные периоды. Для достижения положительных результатов, руководство предприятия должно достаточно четко представлять, к чему следует стремиться, от чего лучше отказаться, какой долгосрочный курс развития будет предпочтительнее избрать. Для этого осуществляется процесс планирования, в ходе которого определяются цели деятельности организации, ставятся задачи и оцениваются ресурсы, необходимые для их достижения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Цели, их виды и значение………………………………………………….4
Основная цель организации (миссия)……………………………………..5
Краткосрочные цели и задачи…………………………………………….6-11
Стратегическое планирование…………………………………………..11-14
Виды стратегий…………………………………………………………..15-17
Стратегии роста, сокращения и ценообразования……………………..18-20
Стратегия и конкурентное преимущество……………………………...20-21
Реализация стратегии, тактические планы……………………………...21-22
Практическая часть на примере ООО «Альтаир»………………………23-27
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовик.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

По дисциплине «Основы  менеджмента»

По теме: «Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Цели, их виды и значение………………………………………………….4

Основная цель организации (миссия)……………………………………..5

Краткосрочные цели и  задачи…………………………………………….6-11

Стратегическое планирование…………………………………………..11-14

Виды стратегий…………………………………………………………..15-17

Стратегии роста, сокращения и ценообразования……………………..18-20

Стратегия и конкурентное преимущество……………………………...20-21

Реализация стратегии, тактические планы……………………………...21-22

Практическая часть  на примере ООО «Альтаир»………………………23-27

Заключение………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных задач  менеджмента является разработка оптимальной  стратегии развития организации, определение  конкретных целей, их приоритетности и последовательности достижения, и расстановка задач – выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на определенные временные периоды.

Для достижения положительных результатов, руководство предприятия должно достаточно четко представлять, к чему следует стремиться, от чего лучше отказаться, какой долгосрочный курс развития будет предпочтительнее избрать. Для этого осуществляется процесс планирования, в ходе которого определяются цели деятельности организации, ставятся задачи и оцениваются ресурсы, необходимые для их достижения. В современном мире необходимо учиться прогнозировать события на годы вперед, чтобы успеть подготовиться к будущему. Если этого не делать, то будущее все равно наступит, только для организации оно станет неожиданным, а времени на адаптацию не будет. Опыт компаний, эффективно планирующих свою деятельность на длительную перспективу, свидетельствует, что выбор правильных стратегий развития и грамотное планирование позволяют не только удержаться на плаву, но и активно влиять на прогнозируемую ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, их виды и значение

 

Цели, вкупе с их правильной расстановкой направляют и регулируют человеческую деятельность. Цели организации имеют системный характер, предполагающий их определенную классификацию.

Исходя из периода времени, необходимого для их реализации, цели разделяются на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). Долгосрочные цели устанавливаются после проведения досконального анализа всех возможных вариантов развития предприятия. Эти возможности возникают из взаимодействия внешнего окружения фирмы и элементов ее внутренней структуры. В результате анализа менеджер определяет рыночный потенциал, пути его реализации, варианты распределения ресурсов и обязательства перед акционерами. Когда произведен анализ долгосрочных целей и стратегического· плана, работающий в фирме персонал составляет для себя общее представление о том, в каком направлении будет развиваться производство. Но на этом процесс разработки плана не заканчивается. Далее нужно решить, что конкретно будет делать фирма в текущем году.

Краткосрочные цели определяют, что должно быть сделано в ближайшее время для установления соответствия между краткосрочными результатами и долгосрочными перспективами, а также для создания основы выполнения стратегических решений, принятых ранее в процессе планирования менеджерами компании.

По функциональному содержанию цели можно разделить на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

 

 

 

 

 

 

Основная цель организации (миссия)

 

Чтобы управлять усилиями и действиями организации в целом, каждый менеджер должен иметь представление об общих целях, связанных с фундаментальными причинами образования компании. Цели организации могут быть определены как основная причина ее существования. Это определение, как правило, вытекает из контекста конкретной ситуации, в которой действует фирма. Основная цель коммерческих организаций,  состоит в получении прибыли, высшие учебные заведения, существуют с целью развивать научные исследования и готовить высокоинтеллектуальную молодую смену, правительство выполняет цели обеспечения национальной безопасности, внутреннего порядка и социальной защиты.

Миссия организации - это элемент общей цели, который выделяет данную организацию среди других и обозначает масштаб ее деятельности, вид продукции и тип рынка. Хорошо разработанное обоснование миссии фирмы должно четко и последовательно соотноситься со структурой и специфическими целями организации. Поскольку предполагаемые направления деятельности формируются, соответствуя организационным целям, менеджер выбирает путь, по которому эти цели будут достигаться. Этот путь и есть миссия.

Опытные менеджеры обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии:

  1. Основной продукт (услуга), производимый фирмой.
  2. Главный рынок для реализации товаров (услуг).
  3. Технологическая система производства.

Каждый из этих трех элементов  незаменим, поскольку только их комбинация составляет полную картину деятельности фирмы.

 

 

 

 

 

Краткосрочные цели и  задачи

 

Постоянные изменения во внешней  и внутренней среде организации  приводят к тому, что цели приходится соответствующим образом корректировать или пересматривать. В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг к другу. На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками.













Таким образом, заключительная фаза планирования, в которой цели, опять же, играют значительную роль, требуют от менеджера определить специфические, краткосрочные задачи, которые представляют собой промежуточный этап в стратегическом плане, а также составить планы для отдельных звеньев его организации. Совершенно ясно, что цели играют важную роль в планировании. Они подчеркивают, что конкретно каждый служащий должен знать. Более того, наличие целей на самых разных уровнях производства создает определенную иерархию – «дерево целей», которая соотносится с соответствующими элементами структуры организации и различными фазами процесса планирования. Цели создают основу для плана, с одной стороны, и являются руководством к действию для управления - с другой. Чтобы цели в полной мере выполняли эту функцию, они должны быть четкими и имеющими потенциал эффективности. Поэтому уделим особое внимание более детальному рассмотрению некоторых категорий системы целей.

Общие цели, которые определяют основное направление развития предприятия, предполагают соответствующий стиль управления и принятия решений на протяжении всего жизненного пути фирмы. Но этого далеко не достаточно для управления компанией. Она нуждается в постановке более конкретных, а также специфических задач для всех подразделений и отделов. Прежде всего, необходимо разработать долгосрочные цели. Они рассчитаны и на компанию в целом и на ее структурные единицы. Кроме того, они являются базой для общеорганизационной координации и ориентиром для определения степени успеха в действиях компании. Помимо этого, менеджер разрабатывает также специфические краткосрочные цели, в которых предусмотрены ближайшие действия. Они, однако, должны быть строго подчинены идее долгосрочных целей. Существуют следующие основные специфические краткосрочные цели:

- Выживание и рост. Эти понятия являются одними из самых важных для любой организации. Они находят отражение в стратегическом плане. Менеджер вносит в него такие показатели, как объем продаж, темпы роста объема продаж, данные о спросе и т. п. Причем показателям роста уделяется особое внимание. Время от времени компании собираются отыскать ключевой элемент, связывающий цели с выживаемостью и ростом. Организации, ориентированные на политику роста, никогда не уделяют должного внимания цели удовлетворения нужд потребителей, во всяком случае, в первые 5 лет своего существования. Введение новых мощностей, сокращение зависимости фирмы от поставщиков, отказ от неприбыльных производственных линий - это примеры реализации целей выживания и роста.

- Прибыльность. Способность любой фирмы развиваться до достаточного уровня прибыльности. Хорошо ориентированный бизнес обязательно имеет в своем плане разделы, характеризующие источники получения прибыли, такие, как прибыль от реализации активов, проценты по ценным бумагам других фирм, выручка от реализации продукции, выручка от долевого участия в других производствах.

 - Распределение ресурсов и риски. Еще одним примером целей бизнес-организации могут служить цели, связанные с распределением ресурсов и предсказанием возможных рисков, возникающих в период возникновения организации.

- Продуктивность производства. Одной из задач менеджера любой фирмы является забота о повышении уровня продуктивности. А в условиях роста конкуренции эта задача выходит, фактически, на первое место. Продуктивность представляет собой количество произведенной или проданной продукции на единицу затраченных средств или количество оказанных услуг также в расчете на единицу затраченных средств.

- Конкурентная позиция. Наиболее чутким индикатором успеха или неудач фирмы является ее доля на отраслевом рынке или ее конкурентная позиция. Менеджеры обычно измеряют долю на рынке:

1) по количеству продаваемых  товаров (в % к общеотраслевому);

2) по количеству потребителей, покупающих товар данной фирмы; 

3) по географическому  охвату (относительно общей территории);

- Повышение квалификации служащих и отношения с коллективом. Служащие на любой работе всегда ценят предоставляемые им широкие возможности для профессионального роста. Компании с гибкой системой управления уделяют этому вопросу особое внимание при постановке целей. В конечном итоге фирма получает колоссальную отдачу (увеличение производительности, снижение текучести кадров) от любых мероприятий, позволяющих служащим, реализовать творческий потенциал и сделать карьеру. Хорошие отношения с коллективом со стороны руководства могут поддерживаться через уделение внимания интересам рабочих, как в долгосрочных, так и в краткосрочных планах. Подобные действия укрепляют уверенность служащих в заинтересованности руководителя поддерживать их благосостояние. Среди целей подобного рода могут быть принятие программ по укреплению безопасности на рабочем месте, различного рода поощрения за выполнение установленных норм или достижение поставленной цели; вовлечение служащих в процесс управления и т. д.

- Технологическая деятельность. Менеджер должен решать практически постоянно вопрос о том; стоит ли в данном месяце (году) проводить техническое перевооружение или производство будет эффективным и на существующей технологической базе. Некоторые компании при постановке целей уделяют огромнейшее внимание техническому совершенству своего оборудования. Другие умышленно выбирают позицию умеренного совершенствования· технологии, предпочитая резкую реконструкцию лишь в ситуации, когда того требует рынок и конкуренция. Оба эти подхода могут быть одинаково успешными. В конкретной ситуации все будет зависеть от умелого построения краткосрочных целей, касающихся технологических исследований и перевооружения оборудования.

- Ответственность перед обществом. Каждая преуспевающая компания на определенном этапе своего развития становится неким социальным институтом, который возлагает на себя определенного рода обязанности перед потребителями и обществом в целом. И в такой компании менеджер при постановке целей будет учитывать все местные, национальные и международные особенности среды. Примером может служить участие в благотворительных и образовательных программах, специальная работа с членами социальных меньшинств, общественные услуги, политическая деятельность и вклад в общее экономическое развитие.

Цели должны содержать  сроки их выполнения. Измеримые цели являются эффективными не только потому, что они количественно определены, но еще и потому, что каждая указывает сроки для достижения этой цели. Намного лучше утверждать, что тот или иной показатель должен возрасти на некоторую величину, указывая при этом определенный период времени. Проведение подобной тактики помогает менеджеру определить, с какой частотой проводить обзорные проверки, чтобы в случае отклонения от графика, было достаточно времени, чтобы активизировать деятельность и привести его к норме. В конечном итоге, определение временных рамок помогает служащим узнавать, когда определенные стадии, от которых зависит их собственная работа, будут завершены.

Цели должны быть краткими. Долгосрочные и краткосрочные цели наиболее эффективны, когда они кратки.

Цели должны призывать  к превышению стандартов. В большинстве  случаев стандарты - это минимальный  уровень приемлемого выполнения того или иного вида деятельности, существующий как для отдельных  рабочих, так и рабочих групп или подразделений организации. Стандарты обычно отражают низший уровень исполнения, который приемлем в этой организации. Цели же являют собой желаемый результат, который должен быть выше стандарта.

Цели должны быть реалистичны. Цели, которые устанавливают слишком высокую планку, никогда не будут достигнуты. С другой стороны, когда цели ставятся слишком низко, достижение их не дает чувства удовлетворения. Исследования неоднократно показывали, что люди работают наиболее продуктивно, когда цели установлены на так называемом побудительном уровне - достаточно высоком, чтобы было к чему стремиться, но не настолько высоком, чтобы потерпеть неудачу, и не настолько низком, чтобы не нужно было затрачивать усилия для ее достижения. Одно из решений этой проблемы - разрабатывать многочисленные конкретные цели для каждой группы. Подобная дифференциация целей требует дополнительного времени и использования методов планирования, но результатом обычно бывают более реалистичные, побудительные цели.

Информация о работе Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте