Домашние хозяйства в современной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование экономического субъекта "домашнее хозяйство". Достижению этой цели служит выполнение таких задач, как раскрытие социально-экономической сущности понятия «домашнее хозяйство», исследование особенностей поведения домашних хозяйств (рассмотрение домашних хозяйств как сферы потребления), определение степени важности домашних хозяйств в современной экономической системе, а также анализ роли государства в развитии домашних хозяйств. Объектом исследования выступают домашние хозяйства Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ | |
1. | ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ | |
| 1.1. Сущность понятия «домашнее хозяйство», его основные черты1.2. Экономические функции домашнего хозяйства. | |
2. | ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ПОТРЕБЛЕНИЯ | |
3. | ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА | |
4. | ПОЛОЖЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ | |
| 4.1. Организации проведения выборочного обследования домашних хозяйств в Республике Беларусь4.2. Выборочное обследование домашних хозяйств Республики Беларусь | |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | |

Файлы: 1 файл

AKADEMIYa_UPRAVLENIYa_PRI_PREZIDENTE_RESPUBLIKI_B.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

   *

      *  

      *  

      *  

      *  

   *

   *

      *  

   *

 

   *

 

   * 3.  Влияние государства  на  домашние хозяйства

Домохозяйство как часть  национального хозяйства само по себе не в состоянии заботиться обо  всем необходимым для общественной жизни и для его собственного существования: об общественной безопасности, охране границ, удержании армии, судей, управленческого аппарата, учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения. Поэтому государство берет эти  обязанности на себя, проводя тем  самым социальную политику.[13]

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических  условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений  как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения  благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства  направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего  столетия вышли не с нарастанием  противоречий между социальными  группами населения, а с все более  заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о  непримиримых противоречиях между  богатыми и бедными сместилось к  слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.

Основными факторами, влияющими  на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.

Основная функция государства  по перераспределению национального  дохода состоит в том, чтобы уменьшить  различия в доходах населения  и обеспечить более благоприятные  для всех членов общества условия  материальной жизни. В то же время  чрезмерное вмешательство государства  в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.

Нельзя забывать, что неравенство  в доходах в значительной степени  порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного  ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов  означало бы намерение полностью  разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в  рыночном хозяйстве должна быть очень  гибким и тонким инструментом, она  призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности  и в то же время не подрывать  стимулов предпринимательства и  высокоэффективного труда по найму. Разрешение проблемы бедности связано  с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии  обеспечить себе лучшую жизнь. Регулярно  в нашей стране повышается ставка минимальной заработной платы.  В  республике Беларусь, в соответствии с постановлением Совета Министров  от 26 декабря 2009 года № 1700, с 1 января 2010 года минимальная ставка заработной платы повышена с 229 700 рублей до 258 600 рублей. Также установлена часовая минимальная заработная плата в размере 1530 рублей.[9]

Однако следует отметить, что государство проводит социальную политику небезвозмездно. Каждый человек, получая доходы выше определенной законом суммы, платит в государственную казну налог, который вместе с другими налогами составляет доходы бюджета государства. Налогообложение является одной из форм взаимодействия государства и домохозяйств. Однако если все члены домохозяйства работают непосредственно в государственных структурах, получают из государственного бюджета заработную плату, то государство взаимодействует с таким домохозяйством как работодатель с наемным работником.

Именно из средств, полученных от домохозяйств в виде налогов, в  стране, государство финансирует  выплаты стипендий студентам, обеспечивает бесплатное среднее образование, создает  условия для получения специального и высшего образования, гарантирует  выплату пенсий, заботится о нетрудоспособных и малообеспеченных членах домохозяйств, выплачивая им помощь. Домохозяйствам, имеющим на то законное основание, государство  снижает налоги, вводит льготы. С  теми домохозяйствами, которые ведут  производственную деятельность, государство  взаимодействует также посредством  налогообложения, способствуя вместе с тем их деятельности.

Таким образом, государство  способствует созданию условий для  благосостояния домохозяйств как основы существования национальной экономики.

 

4. Положение домашних хозяйств  в Республике Беларусь

 

Проведение активной социальной политики невозможно без изучения уровня жизни населения, его материального  благосостояния. Для обоснования  приоритетных мероприятий по повышению  уровня жизни населения необходима информация о фактическом положении  дел в этой области. Домашнее хозяйство  рассматривается сегодня как  один из главных субъектов экономики  наряду с предприятиями, фирмами, государством. Важной практической задачей является поиск более точных методов измерения  совокупных доходов домашних хозяйств, что крайне необходимо как для  определения более эффективных  шагов на современном этапе при  проведении социальной политики государства, так и для организации необходимой  социальной адресной помощи малообеспеченным слоям населения.

В связи с этим весьма актуальным является изучение показателей, позволяющих  определить направленность процессов, происходящих внутри домашних хозяйств, особенности их протекания, а также  место и роль этих хозяйств в условиях реформирования экономики. Роль домашнего  хозяйства в развитии общества многогранна. В нём человек удовлетворяет  свои потребности, в нём осуществляется организация потребления и быта людей, физическое и духовное развитие личности.

В последнее время часто  стал употребляться термин не "семья", а "домашнее хозяйство", ибо к  последнему относятся не только семьи, но и официально не зарегистрировавшие свои отношения, но живущие как одна семья, а также и те, кто живет  один. Под домашним хозяйством в  экономической литературе и в  соответствии с Методическими пояснениями  к материалам выборочных обследований, проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, понимается хозяйственная единица, состоящая  из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания. При этом родственные связи не являются обязательными. Следует отметить, что понятия "семья" и "домашнее хозяйство" совпадают не полностью и часто используется термин "семья" вместо "домашнего хозяйства".

Довольно полную информацию о домашних хозяйствах дают нам материалы  переписи населения начиная с 1999 г., которые показали изменения социально-экономического положения домашних хозяйств, произошедшие в Беларуси после 1990 г. При проведении указанной переписи впервые за единицу наблюдения было принято домашнее хозяйство, а не семья, которая принималась как единица наблюдения в предыдущих переписях. Результаты выборочных обследований домашних хозяйств и переписи населения содержат основные показатели, характеризующие уровень жизни отдельных групп населения в зависимости от их материальной обеспеченности. На основе анализа этих данных определяются основные мероприятия по сближению жизненного уровня различных групп населения.

Основным источником информации о доходах и расходах семей  служат материалы ежегодных обследований домашних хозяйств. Семейные бюджеты  включают данные о структуре денежных доходов, потребительских расходах, потреблении основных продуктов  питания, имущественной обеспеченности, а также о распределении населения  по уровню среднедушевых располагаемых  ресурсов различных групп населения, что даёт возможность составить  представление об уровне жизни различных  групп населения [4,5].

 

4.1. Организации проведения  выборочного обследования домашних  хозяйств в Республике Беларусь

Начиная с 1932 года, во всех союзных  республиках бывшего Советского Союза проводилось выборочное обследование бюджетов семей (домашних хозяйств). И  в настоящее время такое обследование является единственной информационной базой для изучения уровня жизни  населения. Организация проведения выборочного обследования домашних хозяйств постоянно совершенствовалась: постепенно увеличивалось количество обследуемых семей, менялись методологические подходы к формированию выборочной совокупности и разработке инструментария (форм) обследования.

Начиная с 1995 года Министерство статистики и анализа Республики Беларусь перешло на новую методологию изучения уровня жизни населения, соответствующую международным стандартам. Совершенствование методов оценки уровня жизни различных групп населения, анализ положения малообеспеченных семей, пенсионеров, семей с детьми предполагает использование информационной базы, объективно отражающей влияние на жизнь семей многих процессов и явлений социально-экономического развития, происходящих в Республике Беларусь. В настоящее время такой информационной базой и являются статистические данные выборочных обследований домашних хозяйств.

Национальный статистический комитет Республики Беларусь ежегодно проводит выборочное обследование 6000 домашних хозяйств (семей) по методологии, соответствующей международным  стандартам. Обследование проводится во всех областях республики и в  г. Минске, им охвачено 49 городов и  поселков городского типа и 53 сельских Совета.

В соответствии с международными стандартами, была изменена система  сбора и обработки данных обследования, а также порядок формирования выборочной совокупности домашних хозяйств. При построении выборки стали  использовать не отраслевой принцип, как  ранее, а метод вероятностного (случайного) отбора адресов домашних хозяйств, смысл которого заключается в том, что единицы отбора определяются на основе вероятности, пропорциональной численности населения. Этот метод гарантирует представительность (репрезентативность) выборки на республиканском и областном уровнях, независимость результатов выборки и избежание преднамеренных ее ошибок.

Обследование строится на принципах добровольного участия  в нем домашних хозяйств. Домашние хозяйства, попавшие в отбор, обследуются  в течение года, по истечении которого происходит их замена (ротация).

Для проведения выборочного  обследования отбираются адреса жилых  помещений, в которых проживают  домашние хозяйства.

Генеральную совокупность при  отборе составляет общее число проживающих  в Республике Беларусь домашних хозяйств (по данным последней переписи населения  Республики Беларусь), за исключением  коллективных домашних хозяйств, а  также студентов, проживающих в  общежитиях.

Выборочная совокупность составляет часть (0,2%) генеральной совокупности домашних хозяйств, ее формирование ежегодно осуществляется Белстатом.

Прежде, чем посетить домашнее хозяйство, специалист, проводящий обследование, отправляет в адрес каждого отобранного  для обследования домашнего хозяйства  копию письма-обращения к гражданам  с просьбой принять участие в  обследовании, в котором кратко описана  процедура проведении в республике выборочного обследования домашних хозяйств и указана дата первого  посещения.

В начале обследования один раз в год предусмотрено проведение специалистами Белстата, проводящими обследование, основного опроса для заполнения формы государственного статистического наблюдения 1-дх  (основной) «Вопросник для основного интервью», а также четырех квартальных опросов для заполнения формы 4-дх  (вопросник) «Ежеквартальный вопросник по расходам и доходам домашних хозяйств».

Обследованием также предусмотрено  заполнение одним из членов домашнего  хозяйства «Дневника учета ежедневных расходов» в течение двух недель каждого квартала и «Журнала ежеквартальных расходов» в течение квартала.

За предоставление личной информации домашним хозяйствам, согласившимся  участвовать в обследовании, предусмотрено  денежное вознаграждение в размере  одной базовой величины в месяц.

В ходе обследования собирается информация о различных сторонах жизнедеятельности домашних хозяйств: демографические характеристики домашних хозяйств (размер и состав домашних хозяйств, пол, возраст, семейное положение, уровень образования, занятость  членов домашних хозяйств), жилищные условия, личное подсобное хозяйство, имущественная  обеспеченность, расходы и доходы домашних хозяйств.

Органы государственной  статистики гарантируют конфиденциальность информации, предоставленной домашними  хозяйствами, которая используются исключительно для формирования сводных статистических данных.

Информация, полученная в  ходе выборочного обследования домашних хозяйств, используется для исследования закономерностей влияния новых  социальных процессов на уровень  жизни населения и выработки  соответствующей политики, направленной на социальную защиту различных групп  населения; при составлении счетов сектора домашних хозяйств в системе  национальных счетов; при расчете  индекса потребительских цен  на товары и услуги и в других экономико – статистических расчетах. Обследование является единственным источником статистических данных (информации) о распределении населения по уровню материального благосостояния и об уровне бедности населения.

Распространение данных по выборочному  обследованию домашних хозяйств осуществляется путем издания статистических сборников  и бюллетеней, размещения данных на сайте Белстата.[10]

 

4.2. Выборочное обследование  домашних хозяйств Республики  Беларусь

По данным выборочного  обследования домашних хозяйств, в  январе-сентябре 2010 г. располагаемые  ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1735,6 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличились на 14% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%.

Информация о работе Домашние хозяйства в современной экономической системе