Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 17:49, реферат
Цель реферата - исследование форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. Для того, чтобы добиться определенной цели нужно решить ряд задач:
- изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации;
- провести анализ рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в РФ, выявить проблемы по развитию рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в Российской Федерации.
Введение. 3
1 Теоретические аспекты источников финансирования: факторинги форфейтинг 5
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 5
1.2 Особенности и виды форфейтинга. 10
1.3 Правовая основа факториноговых и форфейтинговых операций. 15
2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации. 19
2.1 Рынок форфейтинговых и факторинговых услуг в России. 19
2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и форфейтинговых операций 29
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России 33
Заключение. 39
Список используемой литературы.. 41
Содержание
Введение. 3
1 Теоретические аспекты источников финансирования: факторинги форфейтинг 5
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 5
1.2 Особенности и виды форфейтинга. 10
1.3 Правовая основа факториноговых и форфейтинговых операций. 15
2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации. 19
2.1 Рынок форфейтинговых и факторинговых услуг в России. 19
2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и форфейтинговых операций 29
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России 33
Заключение. 39
Список используемой литературы.. 41
Введение
Процессы, происходящие в мировой экономике в настоящее время, - усиление инфляционных тенденций, возрастание общей экономической нестабильности, проблемы неплатежей, в том числе при расчетах коммерческими векселями, приводят к увеличению экономических рисков при осуществлении расчетов между субъектами хозяйствования, что вызывает необходимость использования для предприятий, банков и для экономики в общем форфейтинговых и факторинговых операций.
Форфейтинг и факторинг представляют собой формы по кредитованию внешнеторговых операций, известные теоретически в РФ давно, однако, они продолжительное время являлись доступными лишь определенному количеству «пользователей». Вследствие этого формирование этих разновидностей услуг способствует росту актуальности сущности данных внешнеторговых разновидностей кредитования. Помимо этого, форфейтирование и операции факторинга в Российской Федерации обладают рядом специфик, что обусловливается как особенностями российского законодательства, а также рыночными различными факторами.
Цель реферата - исследование форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. Для того, чтобы добиться определенной цели нужно решить ряд задач:
- изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
- рассмотреть нормативно-
- провести анализ рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в РФ, выявить проблемы по развитию рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в Российской Федерации.
Объект исследования – форфейтинг и факторинг, а предмет – рынок услуг данного типа в Российской Федерации, а также в курсовой работе являются факторинг и форфейтинг, предметом – рынок данных услуг в России и проблемы по его развитию в наше время.
Глава 1 Теоретические аспекты источников финансирования: факторинг и форфейтинг
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга
Факторинг является одной из древнейших разновидностей финансирования торговли. Некоторые его разновидности использовались торговцами с давних времен – в период празднования царя Хаммурапи (две тысячи до нашей эры). Тем не менее, активное формирование факторинга стало происходить в 19 веке в Англии и связывалось с формированием текстильной промышленности. В тот период времени сбытовые рынки были удаленными от мест, где производят продукцию, связующую роль между конечными покупателями и производственными организациями играли факторы.
Термин «фактор» в переводе с латинского языка означает того, кто делает (facio). Главное различие факторинга того времени и нынешнего содержится в прекращении несения функции дистрибьютора различных товаров фактором. Большое число факторинговых организаций появилось в конце 19 века в Соединенных Штатах Америки. Они были «агентами делькредере» английских и немецких поставщиков текстиля и одежды. Немалые дистанции между различными населенными пунктами в США, а также отличия законодательств различных штатов привели к предоставлению этими же компаниями услуг местным производителям, гарантированию ими оплаты всех различных товаров. Компенсацией риска неплатежа служило комиссионное вознаграждение (дополнительное). С увеличением числа факторинговых компаний к ранее перечисленным услугам прибавилась функция по финансированию поставщика продукции. В Европе факторинг приобрел второе дыхание в пятидесятых годах двадцатого века. В данный период времени организации стали еще активнее использовать рассрочку платежа при различных поставках товаров собственным контрагентам. Данная практика обусловлена 2 главными причинами – ростом роли покупателей на многочисленных рынках товаров и недостатком свободных денежных средств у покупателей. [13, c. 25].
На сегодняшний день на рынке функционируют около 1000 компаний, которые расположены на всех континентах, а также во всех странах.
Европа – самый крупный рынок, на нее приходится 71% от факторингового оборота, потом США (14%), Азия (14%). Редкостные темпы роста в 1998-2003гг. показали страны, расположенные в Восточной Европе (434%), что в особенности образцово при очень маленьких объемах факторингового рынка в данных странах в самом начале анализируемого периода.
В Российской Федерации в настоящий момент времени рынок факторинга развит слабо. В странах Западной Европы обороты по факторингу показывают более 5% ВВП (в Италии, Англии - 10%), в Восточной Европе - 1,5-2% от ВВП, в РФ - менее 0,1%. В некоторой степени это связано с тем, что только 5 лет из 20 истории присутствия факторинга в РФ считаются годами по реальному развитию рынка [13, c. 26].
Под факторингом понимают комплекс финансовых услуг, которые оказываются клиенту, а тот в обмен уступает дебиторскую задолженность. Данный комплекс услуг содержит в себе страхование кредитных рисков, финансирование поставок товаров, учет состояния дебиторской задолженности, а также работу с дебиторами по своевременной оплате. Покупателю факторинг дает возможность отсрочки платежей, поставщику – возможность получения основной части оплаты за товар сразу же после поставки данного товара. [7, c. 208]
По своему существу, факторинг – альтернативная форма кредитования на пополнение оборотных средств, однако в отличие от многих видов кредитования факторинговые операции не нуждаются в залоге и не требуют оформления немалого комплекта различных документов.
Коммерческий банк, оказывая факторинговые услуги, сам осуществляет управление дебиторской задолженностью, освобождает при этом клиента от кропотливой работы, связанной с анализом. В процессе проведения факторинговых операций коммерческий банк работает только лишь с клиентами (поставщиками), а взаимодействие с покупателями (дебиторами) заключается только в уведомлении их об изменившихся реквизитах для оплаты счетов, которые выставлены им. Требование, которое уступается, имеет характер отношений кредитных, потому что оно всегда обусловлено отсрочкой (рассрочкой) платежа, которая предоставлена должнику клиентом. [7, c. 209].
Факторинг, в отличие от других форм кредитования обладает своими особенностями, преимуществами и отличиями, потому что они обладают различной природой и сориентированы на то, чтобы удовлетворять различные потребности поставщиков. Одно из наиболее важных отличий факторинга от овердрафта и кредита заключается в том, что факторинг направлен на успехи продаж в будущем, кредит с овердрафтом – на успехи предприятия в прошлом (на активы, заработанные вчера). Даже рост продаж в несколько раз не является ограничивающим фактором для финансирования в факторинговых рамках.
Под факторингом подразумевается осуществление финансирования на действительный срок кредита товарного, возврат товарного кредита проводится покупателями. Поставщик также обладает возможностью следить непосредственно за финансированием, состоянием задолженности простроченной, платежами покупателей при помощи отчетов, которые предоставляет ему банк. Размеры кредиторской задолженности клиентов не увеличиваются в процессе получения финансирования в пределах факторинга от коммерческого банка. Оставаясь «чистым» от долгов, Организации, остаются «чистыми» от долгов, при этом могут при необходимости претендовать на финансирование дополнительное. Примером может служить финансирование дополнительное в форме овердрафта или кредитной линии. Товары, оборудование, запасы сырья, а также иные активы для обеспечения данных кредитов сохраняют за собой залоговую функцию. [12, c. 23].
Факторинг, как инструмент финансового менеджмента для организаций и предприятий РФ, имеет множество положительных сторон.
Положительные стороны факторинга:
Положительные качества факторинга:
Факторинг является существенным элементом в системе страхования бизнеса, так как в его орбиту входят инкассирование дебиторской задолженности поставщика, предоставление гарантий от кредитных рисков, от возникновения сомнительных долгов.
Весьма перспективной областью использования факторинга выступают малые и средние предприятия, испытывающие нехватку денежных средств не только из-за несвоевременного возврата долгов дебиторами, но и проблем, обусловленных способностями производственного цикла. К этому же собственные ресурсы малого бизнеса крайне ограничены.
Использование факторинга позволяет клиенту отказаться от банковского кредита - и ему уже не потребуется никакого обеспечения, а следовательно, он перестанет нести все расходы, связанные с оформлением кредита.
Факторинговые операции
Риски в зависимости от объема рисков передаваемых фактору
Факторинг с регрессом, регрессивный факторинг (recoursefactoring) - вид факторинга при котором фактор, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика
Факторинг без регресса, безрегрессный факторинг факторинг (nonrecoursefactoring) - вид факторинга, при котором фактор предоставляет клиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.
География в зависимости от страны нахождения участников торговой сделки
Внутренний факторинг (domesticfactoring) - вид финансирования торговой операции, при котором стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны
Международный факторинг, внешний факторинг (internationalfactoring) - вид финансирования торговой операции, при котором поставщик и покупатель являются резидентами разных государств
Публичность в зависимости от информирования покупателя об участие фактора в сделке:
Открытый факторинг (disclosedfactoring) - разновидность факторинга при которой покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки
Закрытый факторинг (undisclosedfactoring) - разновидность фактоинга при которой покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора
Реверсивный факторинг - разновидность факторинга ориентированная на финансирование закупок покупателя, однако стороной по договору в рамках продукта все равно выступает поставщик.
1.2 Особенности и виды форфейтинга
Возникновение форфейтинга началось после II мировой войны. Некоторое количество коммерческих банков Цюриха, которые имели очень богатый опыт по финансированию международной торговли, начали применять данный способ для того, чтобы финансировать закупки зерна странами Западной Европы в Соединенные Штаты Америки. В те времена поставка продукции, а также конкуренция между многими поставщиками столь выросли, что покупатели были вынуждены требовать увеличить сроки предоставляемых кредитов до 180 дней, вместо 90 привычных. Кроме этого, изменилась структура мировой торговли в сторону товаров дорогостоящих с сравнительно немалым сроком производства. Следовательно, произошло повышение роли кредита в международном экономическом обмене, его развитии. Поставщикам стало необходимо искать новые способы финансирования собственных сделок. [14, c. 12]
Информация о работе Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации