Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:50, реферат
Управление организацией - это, прежде всего, управление людьми. Искусство управления поведением людей становится в современном обществе решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и организаций, стабильность их развития, а так же одним из путей усовершенствования государственной системы. Человеческий ресурс, по своим свойствам, существенно отличается от любых других ресурсов используемых организациями, и поэтому требует особых методов управления. Научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное направление в области менеджмента.
Введение
Сущность организационного поведения
Организационное поведение как наука
Объекты изучения и цели организационного поведения
Факторы организационного поведения
Силы, определяющие организационное поведение
Система факторов, определяющих организационное поведение
Модели организационного поведения
Система организационного поведения
Модели организационного поведения
Заключение
Литература
Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на организационное поведение 5:
1. Макроэкономические факторы
- экономическая ситуация в стране, регионе
- географическое положение организации
- уровень жизни в регионе
- внешнеэкономические контакты
- статус организации на рынке
- ожидания окружающих
2. Микроэкономические факторы
- профиль и вид деятельности организации
- уровень финансового состояния личности
- личность первого руководителя
- реальная ситуация
3. Факторы социально-культурной среды
- менталитет
- особенности образования
4. Факторы правовой среды
- действующее законодательство
- свобода граждан и формы правовой защиты
Перечислить все факторы, определяющие организационное поведение, невозможно, так как такой подход может привести или к бесконечности, или к тупиковой позиции. В традиционном подходе при анализе эффективности управленческого процесса обычно выделяются следующие факторы (элементы системы), такие как степень достижения цели, ритмичность работы, удовлетворенность трудом, прирост качества, производительность, конкурентоспособность и др.
В нетрадиционном подходе, основанном
на теории пульсирующего управления 6, факторы организационного
поведения делят на внутренние и на внешние
(рисунок 2). Уровень развития экономики
обуславливает внешние факторы, включающие
повышающие и понижающие фазы больших
и малых циклов, конкуренцию, цены на ресурсы
и др. Внутренние факторы представлены
организационно-
Влияние внешних и внутренних факторов находит свое отражение и на развитии коллектива, поэтому возникает острая потребность в изучении составляющих организационного поведения, необходимых вариантов реакции на внешнее и внутреннее воздействие. Необходим конкретный механизм повышения эффективности управления производством, используемый в процессе формирования и развития организационного поведения.
Внедрение, механизма организационного поведения на предприятии позволяет эффективнее использовать потенциал предприятия и обеспечить достижение поставленных целей и задач.
Назад
4. Модели организационного поведения
4.1 Система организационного поведения7
Достижение целей, поставленных перед организацией, предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения. Системы организационного поведения существуют в каждой организации, но в различных формах. Наиболее эффективными зарекомендовали себя сознательно созданные; регулярно контролируемые и совершенствуемые системы. Основная задача систем организационного поведения состоит в определении важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение целей поставленных организацией, и создании условий для эффективного управления ими.
Элементы системы организационного поведения
Фундамент системы организационного поведения в каждой конкретной организации образуют основные убеждения и намерения людей, объединяющих свои усилия для ее создания руководителей и управленцев.
Философия организационного поведения организации - это комплекс предположений и убеждений руководителей и управленцев организации относительно реального состояния дел компании и задач ее производственной деятельности, а также возможной идеальной системы.
Философия базируется на двух источниках
Фактические предпосылки - это наш описательный взгляд на бытие и основываются как исследованиях поведенческих наук, так и на нашем личном опыте. |
Ценностные предпосылки представляют наш взгляд на желательность определенных целей и видов деятельности. Мы можем выбирать их, изменять их, отказываться от них. |
Менеджеры, которые в настоящее время руководят организацией, несут основную ответственность за введение в систему организационного поведения еще трех основных ее элементов:
Видение - это противоречивый образ того, чем организация и ее члены могут быть, т.е. ее возможное (и желательное) будущее. Руководителям необходимо создать привлекательные планы относительно того, в каком направлении должна развиваться организация и какие основные изменения ждут ее впереди. Формулировка видения требует настойчивой его пропаганды, чтобы донести его до работников всех рангов.
Цели - это конкретные показатели, к которым организация стремится в определенный период времени. Постановка целей представляет собой комплексный процесс, здесь цели руководства высшего уровня должны быть увязаны с целями сотрудников. Поэтому, создание эффективной социальной системы предполагает реальное объединение индивидуальных, групповых и организационных целей.
Философия организации определяет ценностные предпосылки, способствующие формированию видения компании. Видение - «расширенная» миссия организации, а цели - «вехи», отмечающие движение компании. Философия, ценности, видение, миссия и цели образуют восходящую иерархию, которая образует «каркас» организационной культуры. Культура отражает формальную организацию с ее политикой, структурами, процедурами и внешней социальной средой. Менеджеры должны помнить о неформальных группах организации.
Управленческая деятельность предполагает, что менеджеры придерживаются определенного стиля руководства, используя свои коммуникативные навыки и знания межличностной и групповой динамики для достижения высокого качества трудовой жизни в организации. Решение данной задачи позволяет должным образом мотивировать работников к достижению целей организации, а также к индивидуальной удовлетворенности трудом. Создаются двунаправленные отношения, поддерживающие обе стороны, т.е. менеджер и работники влияют друг на друга к обоюдной выгоде. Поддерживающие системы организационного поведения характеризуются скорее управлением с помощью сотрудников, чем властью над ними, что имеет большое значение в контексте современной системы человеческих ценностей.
Таким образом, общую схему системы организационного поведения можно представить в виде следующего рисунка:
Назад
4.2 Модели организационного поведения
Поведение - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
Источником поведения являются потребности живых существ. Поведение осуществляется как единство психических (побудительных), регулирующих, отражательных звеньев и исполнительных внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Поведение человека, в отличие от поведения животного, всегда общественно обусловлено и приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, производственной и социальной деятельности.
Реальное трудовое поведение включает в себя несколько форм. Правильная классификация, которых, позволяет определить адекватные способы коррекции поведения и повысить обоснованность его прогнозирования.
Целевые формы поведения обусловлены стремлением работника к определенной значимой для него цели. Если эти цели связаны с трудовыми обязанностями, функциями , исполняемыми на рабочем месте , то они называются «функциональным трудовым поведением», определяют содержание труда.
Если цели связаны со стремлением к достижению определенного уровня благосостояния и качества жизни, то их определяют как, целевое экономическое поведение. Выделяется несколько форм такого поведения:
«максимум доходов ценой минимума усилий»,
«минимум доходов при минимуме усилий»,
«максимум при максимуме труда».
Организационное поведения, с этой точки зрения выступает как самостоятельный подвид целевого поведения, которое связывают с реакцией сотрудников на применение различных видов стимулирования, нормативные акты, административные указания и пр. обеспечивающие достижение целей организации.
Можно выделить три категории поведения работников:
работники с инновационным поведением, они постоянно ищут пути к улучшению в содержании, организации, условий труда и часто эти пути носят инновационный характер. Такие работники обеспечивают прогресс и будущее организации.
Работники с адапционно-приспособительным поведением, которое часто проявляется при перемене места работы или коллектива. Такое поведение способно исказить восприятие этого человека другими работниками, оно накладывает определенный отпечаток на поведение человека.
Церемониально-субординационная составляющая поведения проявляется в организациях с устойчивой структурой, она составляет правила этикета, манеру общения между сотрудниками и начальством. В конечном счете, отражает культуру организации и ее структурные особенности.
Основой моделей организационного поведения можно считать две управленческие теории, которые разработал и обосновал Д. Макгрегор. Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:
Теория Х |
Теория Y |
* Типичный индивид негативно относится к труду и по мере возможности постарается избежать участия в работе; |
* Труд также естественен для человека, как игра или отдых; |
* Типичный индивид не склонен принимать на себя ответственность, неамбициозен и, прежде всего, нуждается в безопасности; |
* Человек отнюдь не является прирожденным лентяем. Его негативное отношение к труду - результат приобретенного опыта; |
* Участие людей в процессе труда осуществляется только под принуждением, под контролем менеджмента. |
* Решая поставленные задачи, работники будут самостоятельно регулировать свою деятельность и контролировать трудовой процесс * Заложенный в человеке потенциал позволяет сотрудникам в надлежащих условиях не только принимать на себя, но и искать дополнительную ответственность. Они обладают воображением, изобретательностью и творческими способностями, которые могут быть использованы в трудовом процессе |
В соответствии с логикой теории основная роль менеджмента состоит в принуждении к труду и контроле за действиями работников. |
В соответствии с логикой теории основная роль менеджмента заключается в развитии потенциальных способностей работников и в оказании им помощи в их применении для решения общих задач |
Существует четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная, основные черты которых представлены в таблице8 :
Авторитарная |
Опекунская |
Поддерживающая |
Коллегиальная | |
Базис модели |
Власть |
Экономические ресурсы |
Руководство |
Партнерство |
Ориентация менеджмента |
Полномочия |
Деньги |
Поддержка |
Работа в команде |
Ориентация работников |
Подчинение |
Безопасность и льготы |
Выполнение рабочих заданий |
Ответственное поведение |
Психологический результат для работника |
Зависимость от непосредственного начальника |
Зависимость от организации |
Участие в управлении |
Само-дисциплина |
Удовлетворение потребностей работника |
В существовании |
В безопасности |
В статусе и признании |
В самореализации |
Участие работников в процессе труда |
Минимальное |
Пассивное сотрудничество |
Пробужденные стимулы |
Умеренный энтузиазм |
Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения.
Анализ моделей организационного поведения позволяет сделать следующие выводы:
* развитие и смена моделей носят эволюционный характер;
* они во многом определяются превалирующими потребностями работников;
* в настоящее время отмечается тенденция к применению новых моделей;
* эффективность модели во многом зависит от конкретной ситуации;
* модели могут модифицироваться и развиваться в различных направлениях.
Информация о работе Факторы и модели организационного поведения