Фандрайзинг в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование эффективности фандрайзинга, его планирование и анализ.
Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
- рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга;
- определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;
- провести анализ эффективности фандрайзинга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности в сфере культуры
1.1 Планирование и анализ фандрайзинговой деятельности……………………………………………………………………5
1.2 Осуществление информационного обеспечения фандрайзинга………10
1.3 Организационное и техническое обеспечение фандрайзинговой деятельности………………………………………………………………...15
Глава 2. Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности
2.1 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере………..22
2.2 Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности…………………………………..25
Заключение…………………………………………….………………………29
Список использованных источников…………………………………...……31
Приложения……………………………………………………………...……33

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.36 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

 

 

 

Кафедра ________________________

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

 

 

по дисциплине _____________________________________________

на тему: ___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент факультета _____________

__ курс, группа ________, ________         ___________ _____________

      (дата)                          (подпись)        (фамилия, инициалы)

 

 

Руководитель

_______________________________         ___________ _____________

               (ученая степень, ученое звание)                                      (подпись)        (фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

Минск 20__

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности в сфере культуры

1.1 Планирование и анализ фандрайзинговой деятельности……………………………………………………………………5

1.2 Осуществление информационного обеспечения фандрайзинга………10 
1.3 Организационное и техническое обеспечение фандрайзинговой деятельности………………………………………………………………...15

Глава 2.Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности

2.1 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере………..22

2.2 Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности…………………………………..25

Заключение…………………………………………….………………………29

Список использованных источников…………………………………...……31

Приложения……………………………………………………………...……33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в Беларуси. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться. Другими словами, вопросы выживаемости в условиях острейшей конкуренции, в том числе, в сфере организаций культуры, носят основополагающий характер, оказывая при этом факторное влияние на избранную руководством организации концепцию развития.

Необходимость поиска источников финансирования под определенный проект или их ряд на протяжении долгосрочного периода для некоммерческих организаций – организаций сферы культуры, принято обозначать как фандрайзинг. В целом данное направление деятельности может сочетаться с основным видом деятельности организации, однако, на практике, в том числе, и в нашей стране, поиск заинтересованных партнеров для реализации проектов организаций сферы культуры, является обременительным занятием, отвлекающим от главной цели. В этой связи, применение широкого набора PR услуг, как самостоятельного вида деятельности, при этом, желательно, выставленных на аутсорсинг, становится одним из основных направлений выхода из сложившейся ситуации.

Необходимо отметить следующее: возможности внедрения бизнес-технологий в структуры, носящие некоммерческий характер, то есть, не ставящие перед собой в качестве главной задачи получение максимальной прибыли, на сегодняшний момент считаются недостаточно изученными. Таким образом, потенциальная возможность использования PR технологий в некоммерческой деятельности для привлечения финансовых ресурсов, а также недостаточная степень изученность проблемы определили актуальность данной курсовой работы.

Объектом исследования является известный набор методов и инструментов, использующихся при осуществлении поиска и привлечения денежных средств, с целью реализации определенного проекта или целой серии, которые объединены общим вектором движения для организаций сферы культуры. Предметом исследования выступили применяемые на практике подходы фандрайзинга.

Цель работы – исследование эффективности фандрайзинга, его планирование и анализ.

Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:

- рассмотреть  теоретические аспекты фандрайзинга;

- определить  роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;

- провести  анализ эффективности фандрайзинга.

 

 

Глава 1. Механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности в сфере культуры

 

1.1 Планирование фандрайзинговой деятельности.

Планирование фандрайзина организации должно опираться на общую стратегию развития данной фирмы. Это может быть общая маркетинговая стратегия, но может быть и специальная стратегия фандрейзинга.

Она включает в себя следующие позиции:

1. Разработка стратегии работы  со спонсорами;

1.1 Разработка Титульного списка  мероприятий, требующих внебюджетного  финансирования;

1.2 Разработка и реализация функционирования  Книги меценатов;

1.3 Создание и утверждение графика  переговоров с потенциальными  спонсорами;

1.4 Принятие решения о работе  с Фондами;

1.5 Подготовка предложений о  налоговых льготах меценатам;

1.6 Разработка программы контактов  со спонсорами. (Юбилеи, Дни рождения  руководителей, и т.п.);

1.7 Создание системы "меценатских  спектаклей" с дорогими билетами, встречами с артистами и т. д.;

Для этого необходимо осуществлять планомерную работу в области фандрайзинга:

2. Контакты с меценатами;

2.1 Переговоры со спонсорами;

2.2 Работа с депутатами по  плану;

2.3 Постановка и проведение выездных  поздравлений;

2.4 Постановка и проведение эксклюзив - спектаклей.

Общие этапы проведения фандрейзинга могут быть представлены в следующей таблице:

 

Таблица Содержание этапов планирования фандрайзинговой           деятельности

Этапы фандрейзинга

Составляющие этапа

1. Планирование

а) разработка содержательной программы привлечения средств;

б) определение расходов организации культуры на предстоящий период;

– Выбор видов фандрайзинга.

2. Реализация

а) выбор методов проведения фандрайзинга;

б) установление ответственности за проведение фандрайзинга;

– Выделение средств на реализацию фандрайзинга.

3. Контроль

а) осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга;

б) корректировка планов с учетом произошедших изменений.

4. Анализ

а) определение эффективности этапа планирования;

б) анализ эффективности этапа реализации;

– Оценка эффективности конечных результатов.


 

Планированию проведения конкретной кампании фандрайзинга должна предшествовать разработка собственно содержательной программы или проекта, под которые будут привлекаться средства.

Такую программу организаторы фандрайзинга должны иметь на руках за 4-6 месяцев до начала фандрайзинговой кампании. Это необходимо для тщательной подготовки кампании. Речь идет о подготовке всех необходимых информационных материалов (обращений, предложений, описаний проекта и т.д.), а также для оценки перспективности фандрайзинга, определения круга возможных доноров, баланса расходов и возможных поступлений.

Оптимальный срок для начала фандрайзинговой кампании – 6-9 месяцев до главного итогового мероприятия проекта, под который ищутся средства. Начинать их искать за месяц до срока не принесет желаемого результата. Средства под большие масштабные проекты надо начинать искать за год или большие промежутки времени. Определение круга доноров, который совпадает с рассмотренными ранее источниками финансирования учреждений культуры. Отличие заключается лишь в том, что при планировании фандрайзинга эти источники должны быть представлены в виде перечня юридических и физических лиц - адресатов запросов на поддержку. Поэтому, в самом общем виде, можно говорить о четырех основных группах доноров и жертвователей средств:

- государственные  и межгосударственные организации  и инстанции (отечественные и  зарубежные);

- коммерческая  сфера, включая банковскую, промышленную, торговую, сферу услуг;

- некоммерческая  сфера, прежде всего - благотворительные  фонды (отечественные, зарубежные, международные);

- частные  лица.

Определяясь по каждой из основных групп применительно к конкретной фандрайзинговой кампании, не следует гнаться за количеством, распыляя силы и средства. Лучше сконцентрироваться на главных, потенциально наиболее перспективных донорах. Иногда отдачи только от одного донора оказывается вполне достаточно для того, чтобы оправдать все усилия по привлечению средств. Кроме того, не стоит привлекать к участию в поддержке одного и того же проекта конкурирующие организации (например, "Кока-колу" и "Пепси-колу"). Лучше привлекать разнородные организации и фирмы, принадлежащие к одним и тем же финансовым группам, или дополняющие друг друга. В последнем случае, их участие в поддержке одного и того же проекта может стать поводом установления контакта, развития партнерства и т.д.

Баланс расходов и возможных поступлений зависит от масштабов кампании фандрайзинга и круга возможных доноров, с которыми будет вестись работа. При этом следует помнить, что обычно процент реализации ожиданий при работе с возобновляемыми донорами не превышает 90%, а с новыми донорами – 30% от стартового списка.

Таким образом, стоит отметить, что организация франдрайзинговой деятельности в сфере культуры играет основополагающие значение, но при этом руководству организации необходимо осознавать предпочтительность частичной или полной передачи полномочий по осуществлению данной деятельности в целях экономии собственных сил, времени, необходимых для выполнения творческих задач и функций организации. 
Заключительным является этап анализа фандрайзинга, на котором определяется эффективность планирования, эффективность этапа реализации и оценка эффективности конечных результатов. 
Анализ эффективности фандрайзинга должен давать ответ на три основные вопроса: 
1. Насколько поставленные цели программы соответствовали объективным потребностям – эффективность поставленных целей. 
2. Насколько полученные результаты соответствуют поставленным целям – результативность программы. 
3. Насколько эффективными оказались затраты средств (денег, времени, людей) на получение этого результата. 
Несомненно, кроме социального эффекта (улучшения качества жизни, удовлетворение потребностей различных категорий граждан) от реализации программы может быть получен и экономический эффект, поскольку ее реализация способствует получению следующих результатов:  
- решению социальных задач государства; 
- развитию приоритетных направлений государственной политики; 
- повышению престижа благотворительной деятельности; 
- снижению давления на благотворителей; 
- снижению финансовой нагрузки на бюджет; 
- повышению степени участия бизнес-сообщества в решении социальных вопросов. 
Последствием реализации государственной программы фандрайзинга может также стать налаживание взаимовыгодного сотрудничества и партнерства в дальнейшем решении социальных проблем между органами государственной власти и представителями бизнеса.  
Социальные инновации должны быть эффективны и направлены на достижение результатов.

 

 

 

 

Глава 1. Механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности          в сфере культуры

 

1.2 Осуществление информационного  обеспечения фандрайзинга.

Информационное обеспечение фандрайзинговой деятельности включает в себя подготовку информационной базы данных (сведений о донорах, с которыми будет вестись работа), необходимых информационных и рекламных материалов, а также задание системы учета.

Сведения о донорах (информационная база данных) должны содержать необходимую информацию о всех потенциальных донорах и жертвователях, отобранных для работы по основным четырем группам (государственные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации и частные лица).

По каждой из четырех групп (категорий) необходимо составить перечни адресатов. А по каждому потенциальному донору иметь, как минимум, следующие сведения:

- полное  и сокращенное название организации;

- ее адрес;

- телефон, если  имеются - факс, e-mail, Skype;

- фамилии, имена, отчества, социальный статус (должности, звания, степени и проч.) первых  должностных лиц, а также лиц, принимающих решения по вопросам  спонсорства, благотворительности, патронажа;

- их личные  пристрастия в сфере культуры, хобби и т.д.

- сфера (виды) деятельности фирмы, ее потребители, клиенты, товары, партнеры;

- экономическое  состояние фирмы;

- географическая  зона деятельности фирмы;

- какие сферы  и виды деятельности являются  для этого донора предпочтительными  для оказания поддержки;

- В каких  формах и объемах традиционно  оказывается поддержка.

"Глубина" информационной базы данных может  быть и большей, что зависит  от целей, опыта, имеющихся контактов  и т.п.

Обычно база данных по каждой категории составляется по территориальному (географическому) признаку. Он является наиболее естественным в плане социальной среды фирмы-донора, в которой формируется ее репутация, имидж, общественное мнение. Хотя все чаще географический фактор оказывается не столь существенным.

Источники сведений о потенциальных донорах могут быть самые различные:

1. Всевозможные  справочники (телефонные справочники, издания типа "Кто есть кто" и т.п.). Они необходимы как при  работе "с нуля", так и на  всю последующую фандрайзинговую деятельность.

2. Списки  клубов, ассоциаций, союзов (клубы меценатов, Ротари - клубы, промышленные и банковские союзы, ассоциации и т.д.), объединяющих деловой мир – помимо прочего, сами эти организации могут стать донорами и жертвователями;

3. Интернет  – практически все крупные  фирмы, благотворительные фонды  имеют сейчас свои сайты, серверы, на которых обязательно содержится  информация об их спонсорстве, благотворительной деятельности, а  также об условиях их оказания.

Информация о работе Фандрайзинг в сфере культуры