Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:35, курсовая работа
Цель работы – исследование эффективности фандрайзинга, его планирование и анализ.
Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
- рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга;
- определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;
- провести анализ эффективности фандрайзинга.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности в сфере культуры
1.1 Планирование и анализ фандрайзинговой деятельности……………………………………………………………………5
1.2 Осуществление информационного обеспечения фандрайзинга………10
1.3 Организационное и техническое обеспечение фандрайзинговой деятельности………………………………………………………………...15
Глава 2. Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности
2.1 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере………..22
2.2 Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности…………………………………..25
Заключение…………………………………………….………………………29
Список использованных источников…………………………………...……31
Приложения……………………………………………………………...……33
- порождение
и редактирование большого
- использование
новейших информационных
- современная полиграфия, построение различных оригинал-макетов документов и материалов, с использованием различных шрифтов, таблиц, схем и другого иллюстративного материала также возможны только при использовании компьютеров;
- создание
и ведение информационных баз
данных о реальных и
- учет
и контроль хода сбора средств,
архивирование необходимых
Глава 2.Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности
2.1 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере.
Фандрайзинг— это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же "вектором движения". Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.
Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Но прежде чем дальше рассматривать фандрайзинг рассмотрим понятия, имеющие к этой деятельности непосредственное отношение. К таковым можно отнести благотворительность в форме меценатства и спонсорства.
Благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи, при этом она выражена двумя формами – меценатством и спонсорством.
Меценат – физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Причины, мотивирующие данное лицо делать пожертвования могут быть самыми разнообразными:
- просьба о помощи;
- собственное стремление помочь;
- личная заинтересованность в решении проблемы;
- прямая выгода (например, налоговая льгота);
- общественный интерес к проблеме;
- получение
непрямой выгоды или выгоды
в будущем (помогая больнице, люди
осознают, что сами они или
их близкие могут стать
- косвенная выгода (реклама);
- хорошая репутация организации, представительный Совет попечителей (известные люди).
Также люди могут жертвовать на благотворительность для личного удовольствия; из амбиций; чтобы приобщиться к тому, что они любят; выражая желание быть причастными к благородному делу; из религиозных побуждений; чувствуя себя обязанными кому-то.
Другое связанное с понятием благотворительности явление – донорство. Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. Близким по значению донорства является спонсорская деятельность.
Спонсор — индивидум или группа, которая обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие от благотворительности, спонсирование не носит бескорыстного характера. Спонсирование может быть договорным, обмениваться на рекламирование с целью популяризации товара или юридического лица.
Например, спонсор может обеспечивать покупку или аренду оборудования для известного спортсмена или спортивной команды в обмен на демонстрацию его торговой марки на обмундировании этого спортсмена или команды. Спонсор тем самым зарабатывает рейтинг, а поддерживаемый зарабатывает деньги или иные материальные выгоды. Этот тип спонсирования, является популярным инструментом спонсирования в таких сферах как спортивные соревнования, искусство, средства массовой информации и благотворительность. Оказываемая материальная помощь также может осуществляться в форме грантов. Грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.
Теперь, определив круг сопутствующих понятий и терминов, определим главные особенности фандрайзинга в сфере культуры:
- фандрайзинг осуществляется в форме денежных средств и иных материальных ресурсов;
- финансирование
деятельности организаций
- на практике в качестве основного источника финансирования организаций сферы культуры выступают привлеченные средства (до 90 % финансовых фондов организации), то есть пожертвования и спонсорская помощь;
- в фандрайзинге главное не деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых требует поддержки;
- фандрайзинг чаще является обоюдовыгодной деятельностью, как для спонсора, так и для самой организации.
Таким образом, подводя промежуточные итоги исследования, стоит отметить, что фандрайзинг играет для организаций сферы культуры системообразующую роль, представляя собой деятельность по определению и поиску основных потенциальны каналов поступления финансовых ресурсов. Необходимость фандрайзинга в данном случае является принципиальным вопросом нормального функционирования данной организации.
Глава 2.Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности
2.2Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности.
Этический кодекс фандрайзера явился результатом практической деятельности и работы Национальной гильдии. Рассмотрение данного кодекса можно считать одним из принципиальных её моментов, так как именно на основе его положений разработаны и применяются указанные механизмы осуществления франдрайзинга. Вначале приведем информацию о самой гильдии фандрайзеров, её основных целях и видах деятельности.
Национальная гильдия фандрайзеров–независимая профессиональная корпорация специалистов по привлечению ресурсов для некоммерческих проектов, которое также идентифицирует себя как "новое профессиональное сообщество".
Основными целями деятельности Национальной гильдии фандрайзеров являются: содействие становлению профессии фандрайзера и самоорганизации профессионального сообщества, а также содействие формированию цивилизованного рынка и деловой культуры в области привлечения ресурсов и развития благотворительности.
В связи с этим Гильдия ставит следующие задачи:
- содействие
формированию
- пропаганда
и популяризация основ
- теоретическое
и методическое обеспечение
- повышение
профессионального уровня
- создание корпоративной системы обмена информации;
- организация
системы профессионального
Приоритетными для деятельности Гильдии являются следующие направления:
1. содействие
законодательному закреплению
2. разработка
контрактной системы найма
3. проведение
теоретических и научно-
4. подготовка
и издание методических
5. организация
системы профессионального
6. разработка,
формирование и продвижение
7. оказание
помощи заинтересованным
8. выпуск
специальной литературы и
9. установление
контактов и связей с
В результате обозначенных направлений был сформирован свод ценностей и принципов, основополагающих для фандрайзинговой деятельности, состоящих из 26 пунктов:
1. Соблюдение
общечеловеческих норм и
2. Соблюдение прав человека;
3. Соблюдение презумпции невиновности;
4. Право
любого человека на
5. Право представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность. Равенство всех конфессий перед фандрайзером;
6. Соблюдение
принципа осознанного и
7. Добровольность
осуществления
8. Соблюдение фандрайзером интересов клиента;
9. Ориентация на принципы клиента;
10. Учет общественного мнения;
11. Сохранение собственного имиджа и имиджа клиента;
12. Сохранение кредита доверия к фандрайзеру и к профессии;
13. Сохранение
собственной репутации и
14. Открытость информации;
15. Социальная полезность;
16. Деньги не цель, а средство решения проблемы и реализации миссии;
17. Необходимость вознаграждения за труд;
18. Прозрачность финансовых операций;
19. Регламентация
финансовых операций
20. Дело
важнее профессиональных
21. Недопустимость создания новых проблем при решении существующих;
22. Работа на создании позитивных, а не негативных образов;
23. Недопустимость желать другому того, что не пожелаешь себе;
24. Независимость
партнеров и четкое
25. Независимость того, кто привлекает и того, для кого привлекаются средства;
26. Независимость донора от клиента.
По многим пунктам данные принципы коррелируют с общими правилами игры, как рыночных отношений, так и общественно-гражданского сектора. Однако существование правил игры, предполагая их обязательное соблюдение, на практике редко применимо. В связи с этим, необходимо отметить, что построение эффективной модели сотрудничества фандрайзера и донора является на сегодняшний день составной частью развития и совершенствования фандрайзинга в сфере культуры.
Заключение
Были исследованы основные теоретические аспекты фандрайзинга, дана характеристика сферы культуры и идентификации организаций культуры. В практической части работы рассмотрены основные механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности на примерах и опыте организаций сферы культуры. В заключительной части рассмотрена деятельность Национальной гильдии фандрайзеров, представляющей профессиональную сферу специалистов в данной области. На основе изложенных этапов работы можно сформулировать конечные выводы:
- организации сферы культуры представлены в подавляющей своей части некоммерческими организациями, вопросы финансирования которых являются принципиальными в современных условиях постепенного ухода государства от осуществления своих функций в данной сфере;
- основными
видами поддержки