Фандрайзинг в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование эффективности фандрайзинга, его планирование и анализ.
Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
- рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга;
- определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;
- провести анализ эффективности фандрайзинга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности в сфере культуры
1.1 Планирование и анализ фандрайзинговой деятельности……………………………………………………………………5
1.2 Осуществление информационного обеспечения фандрайзинга………10
1.3 Организационное и техническое обеспечение фандрайзинговой деятельности………………………………………………………………...15
Глава 2. Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности
2.1 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере………..22
2.2 Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности…………………………………..25
Заключение…………………………………………….………………………29
Список использованных источников…………………………………...……31
Приложения……………………………………………………………...……33

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.36 Кб (Скачать файл)

- порождение  и редактирование большого количества  текстов: обращений, переписки, организационных  документов и т.д. Современные  цифровые технологии позволяют  легко и быстро получать на  основе базовых макетов всех  этих материалов их различные  модификации;

- использование  новейших информационных технологий  и средств связи, таких как электронная почта, мультимедиа, которое предполагает наличие хорошей компьютерной базы;

- современная  полиграфия, построение различных  оригинал-макетов документов и материалов, с использованием различных шрифтов, таблиц, схем и другого иллюстративного материала также возможны только при использовании компьютеров;

- создание  и ведение информационных баз  данных о реальных и потенциальных  донорах, степени и эффективности  их втягивания в благотворительную  или спонсорскую деятельность, разумеется, можно вести и вручную (в тетрадях, блокнотах, на карточках), но и  наглядность, и оперативность работы  с ними возрастают на порядки  с использованием компьютерной  технологии;

- учет  и контроль хода сбора средств, архивирование необходимых сведений (особенно - в едином формате и  сети с бухгалтерией), анализ результативности  и экономичности фандрайзинга - оперативность и эффективность этих операций, с очевидностью, возрастают при использовании персонального компьютера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности

 

2.1 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере.

Фандрайзинг— это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же "вектором движения". Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Но прежде чем дальше рассматривать фандрайзинг рассмотрим понятия, имеющие к этой деятельности непосредственное отношение. К таковым можно отнести благотворительность в форме меценатства и спонсорства.

Благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи, при этом она выражена двумя формами – меценатством и спонсорством.

Меценат – физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Причины, мотивирующие данное лицо делать пожертвования могут быть самыми разнообразными:

- просьба  о помощи;

- собственное  стремление помочь;

- личная  заинтересованность в решении  проблемы;

- прямая  выгода (например, налоговая льгота);

- общественный  интерес к проблеме;

- получение  непрямой выгоды или выгоды  в будущем (помогая больнице, люди  осознают, что сами они или  их близкие могут стать пациентами);

- косвенная  выгода (реклама);

- хорошая  репутация организации, представительный  Совет попечителей (известные люди).

Также люди могут жертвовать на благотворительность для личного удовольствия; из амбиций; чтобы приобщиться к тому, что они любят; выражая желание быть причастными к благородному делу; из религиозных побуждений; чувствуя себя обязанными кому-то.

Другое связанное с понятием благотворительности явление – донорство. Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. Близким по значению донорства является спонсорская деятельность.

Спонсор — индивидум или группа, которая обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие от благотворительности, спонсирование не носит бескорыстного характера. Спонсирование может быть договорным, обмениваться на рекламирование с целью популяризации товара или юридического лица.

Например, спонсор может обеспечивать покупку или аренду оборудования для известного спортсмена или спортивной команды в обмен на демонстрацию его торговой марки на обмундировании этого спортсмена или команды. Спонсор тем самым зарабатывает рейтинг, а поддерживаемый зарабатывает деньги или иные материальные выгоды. Этот тип спонсирования, является популярным инструментом спонсирования в таких сферах как спортивные соревнования, искусство, средства массовой информации и благотворительность. Оказываемая материальная помощь также может осуществляться в форме грантов. Грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

Теперь, определив круг сопутствующих понятий и терминов, определим главные особенности фандрайзинга в сфере культуры:

- фандрайзинг осуществляется в форме денежных средств и иных материальных ресурсов;

- финансирование  деятельности организаций культуры  происходит за счет нескольких  источников: привлеченные, собственные, государственные средства;

- на практике  в качестве основного источника финансирования организаций сферы культуры выступают привлеченные средства (до 90 % финансовых фондов организации), то есть пожертвования и спонсорская помощь;

- в фандрайзинге главное не деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых требует поддержки;

- фандрайзинг чаще является обоюдовыгодной деятельностью, как для спонсора, так и для самой организации.

Таким образом, подводя промежуточные итоги исследования, стоит отметить, что фандрайзинг играет для организаций сферы культуры системообразующую роль, представляя собой деятельность по определению и поиску основных потенциальны каналов поступления финансовых ресурсов. Необходимость фандрайзинга в данном случае является принципиальным вопросом нормального функционирования данной организации.

 

Глава 2.Фандрайзинг в условиях некоммерческой деятельности

 

2.2Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности.

Этический кодекс фандрайзера явился результатом практической деятельности и работы Национальной гильдии. Рассмотрение данного кодекса можно считать одним из принципиальных её моментов, так как именно на основе его положений разработаны и применяются указанные  механизмы осуществления франдрайзинга. Вначале приведем информацию о самой гильдии фандрайзеров, её основных целях и видах деятельности.

Национальная гильдия фандрайзеров–независимая профессиональная корпорация специалистов по привлечению ресурсов для некоммерческих проектов, которое также идентифицирует себя как "новое профессиональное сообщество".

Основными целями деятельности Национальной гильдии фандрайзеров являются: содействие становлению профессии фандрайзера и самоорганизации профессионального сообщества, а также содействие формированию цивилизованного рынка и деловой культуры в области привлечения ресурсов и развития благотворительности.

В связи с этим Гильдия ставит следующие задачи:

- содействие  формированию профессионального  и этического стандартов деятельности  специалистов по привлечению  ресурсов;

- пропаганда  и популяризация основ профессиональной  деятельности;

- теоретическое  и методическое обеспечение деятельности  специалистов по привлечению  ресурсов;

- повышение  профессионального уровня деятельности  специалистов по привлечению  ресурсов, содействие росту их  профессионального мастерства и компетентности;

- создание  корпоративной системы обмена  информации;

- организация  системы профессионального общения.

Приоритетными для деятельности Гильдии являются следующие направления:

1. содействие  законодательному закреплению профессионального  статуса специалистов по привлечению  ресурсов;

2. разработка  контрактной системы найма специалистов  по привлечению ресурсов;

3. проведение  теоретических и научно-практических  конференций, семинаров по проблемам  профессиональной деятельности;

4. подготовка  и издание методических материалов  по профессиональным аспектам  деятельности специалистов по  привлечению ресурсов;

5. организация  системы профессионального обучения;

6. разработка, формирование и продвижение информационных  систем;

7. оказание  помощи заинтересованным организациям  в подборе квалифицированных  кадров для выполнения работ  в области информации и услуг  по привлечению ресурсов и  организации благотворительной  политики;

8. выпуск  специальной литературы и периодических  изданий корпорации;

9. установление  контактов и связей с зарубежными  коллегами и организациями профессионального  сотрудничества.

В результате обозначенных направлений был сформирован свод ценностей и принципов, основополагающих для фандрайзинговой деятельности, состоящих из 26 пунктов:

1. Соблюдение  общечеловеческих норм и ценностей;

2. Соблюдение  прав человека;

3. Соблюдение  презумпции невиновности;

4. Право  любого человека на благотворительность;

5. Право  представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность. Равенство всех конфессий перед фандрайзером;

6. Соблюдение  принципа осознанного и добровольного  участия в благотворительности;

7. Добровольность  осуществления благотворительных  пожертвований, за исключением действий  чиновников по исполнению принятых  решений в рамках административных  структур;

8. Соблюдение  фандрайзером интересов клиента;

9. Ориентация  на принципы клиента;

10. Учет  общественного мнения;

11. Сохранение  собственного имиджа и имиджа  клиента;

12. Сохранение  кредита доверия к фандрайзеру и к профессии;

13. Сохранение  собственной репутации и репутации  клиента;

14. Открытость  информации;

15. Социальная  полезность;

16. Деньги  не цель, а средство решения  проблемы и реализации миссии;

17. Необходимость  вознаграждения за труд;

18. Прозрачность  финансовых операций;

19. Регламентация  финансовых операций законодательством;

20. Дело  важнее профессиональных амбиций;

21. Недопустимость  создания новых проблем при  решении существующих;

22. Работа  на создании позитивных, а не  негативных образов;

23. Недопустимость  желать другому того, что не  пожелаешь себе;

24. Независимость  партнеров и четкое определение  условий взаимодействия с ними;

25. Независимость  того, кто привлекает и того, для  кого привлекаются средства;

26. Независимость  донора от клиента.

По многим пунктам данные принципы коррелируют с общими правилами игры, как рыночных отношений, так и общественно-гражданского сектора. Однако существование правил игры, предполагая их обязательное соблюдение, на практике редко применимо. В связи с этим, необходимо отметить, что построение эффективной модели сотрудничества фандрайзера и донора является на сегодняшний день составной частью развития и совершенствования фандрайзинга в сфере культуры.

 

 

Заключение

 

Были исследованы основные теоретические аспекты фандрайзинга, дана характеристика сферы культуры и идентификации организаций культуры. В практической части работы рассмотрены основные механизмы осуществления фандрайзинговой деятельности на примерах и опыте организаций сферы культуры. В заключительной части рассмотрена деятельность Национальной гильдии фандрайзеров, представляющей профессиональную сферу специалистов в данной области. На основе изложенных этапов работы можно сформулировать конечные выводы:

- организации  сферы культуры представлены  в подавляющей своей части  некоммерческими организациями, вопросы финансирования которых являются принципиальными в современных условиях постепенного ухода государства от осуществления своих функций в данной сфере;

- основными  видами поддержки некоммерческих  организаций, в том числе сферы  культуры, является спонсорская  финансовая помощь, хотя в некоторых  случаях она может носить и  иной материальный характер;

Информация о работе Фандрайзинг в сфере культуры