Философия управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе рассмотрения данного вопроса были приведены примеры четырех наиболее распространенных и специфичных моделей управления персоналом. Каждая из них имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Различия приведенных моделей управления персоналом обуславливают различием исторического развития Японии, Америки, Европейских стран и России, ведь каждая философия управления базируется на исторически сложившихся традициях и культуре данных стран на менталитете проживающего в каждой стране народа, его ценностях и приоритетах.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие философии управления персоналом, её примерный состав и принципы разработки. 6
1.1. Понятие философии управления персоналом 6
1.2. Состав философии организации и общие принципы её разработки 7
2. Японская философия управления персоналом 10
2.1. Философские принципы, предложенные Акио Морита 10
2.2. Творческая лаборатория И. Мацусита 11
2.3. Традиционные корни Японской философии управления 13
3. Американская философия УП 16
3.1 Основные принципы компании McDonald’s 17
4. Философия управления персоналом в европейском менеджменте. 20
5. Российская философия УП 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Философия УП. Богданова БкУП-100 курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

Кафедра менеджмента 

 

 

 

 

Философия управления персоналом 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы управления персоналом» 

 

Выполнил 

студент группы БкУП-100

Богданова Маргарита Андреевна

 

Научный руководитель

доктор социологических наук, профессор

Субочев Николай Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 ВОЛГОГРАД  

2013  
Содержание

Список используемой литературы 

 

Введение

Философия управления – те принципы и идеи, по которым организация осуществляет свою деятельность. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем, ведь организация обречена на медленное вымирание в том случае, если она не имеет четко сформулированных целей и принципов, на которых она могла бы основываться.

Управление как вид человеческой деятельности существует с тех пор, как возникла необходимость в  совместной деятельности людей. По словам нобелевского лауреата Г. Саймона, когда  два человека совместными усилиями передвигают камень, который в одиночку с места не сдвинуть, здесь уже возникают зачатки управления. Простое действие приобретает два основополагающих свойства, становясь тем, что именуется управлением. Эти свойства – цель (передвинуть камень) и совместность (несколько человек объединяют свои усилия для выполнения задачи, которая невыполнима без такого объединения). Управление в самом широком смысле может быть определено как деятельность группы людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей.1 Сменялись исторические эпохи, и каждая из них, несомненно, вносила свои коррективы в отношения между субъектами управления, способы стимулирования и мотивации, но только в прошлом веке стали появляться и развиваться научные подходы к управлению.  Двадцатый век имеет много названий, одно из них - “век управления”. Это неудивительно, учитывая, что прогресс в производстве, достигнутый в том столетии во многом обусловлен развитием управленческой науки.

Наиболее очевидны проявления философии  управления, конечно, в Японии.  Японская модель управления популярна и сегодня, она находит множество сторонников во многих странах мира и продолжает вызывать всесторонний интерес к себе. Это обусловлено тем, что за столь короткий срок японцам удалось сделать и развить свой рынок.

Менеджемент в любой стране отражает особенности её культуры и исторически сложившихся традиций. Японская модель управления в корне отличается от американской, европейской и русской, но это не значит, что  японцы управляют с большей или меньшей эффективностью.

Правильнее будет сказать, что их принципы управления лежат в разных плоскостях, хоть и имеют достаточно много точек соприкосновения.

В основном, история развития управленческий идей и концепций опережает совершенствование  процессов производства на практике. Поэтому нам представляется возможным найти способу улучшения управления общественным производством в любой стране, основываясь на положительном опыте применения собственной системы управления в Японии. В условиях рыночных отношений необходимо учитывать, что мировая управленческая мысль состоит из частей, которые представляют собой достижения в управленческой науке каждой отдельно взятой страны.  В связи с этим,мы должны рассматривать модель японского менеджмента как звено цепи всей управленческой системы мирового хозяйства. Японцы очень любят говорить языком сравнений, поэтому можно было бы сказать, что экономика всего мира - это хороший автомобиль, в движении которого ведущую роль играет водитель, а не руль, колеса или же дизайн. Если водитель не знает правил дорожного движения, устройства и тонкостей своего автомобиля - перспектива поездки может быть не совсем удачной, а то и непоправимой. На сегодняшний день многие страны находятся в кризисе, и далеко не все руководители знают как направить экономику в нужное русло. Стоит ли говорить, что обычные рабочие знают об этом еще меньше? Основываясь на японском опыте в работе с персоналом, можно было бы найти способы решения этих проблем. Понимание японского менеджмента наверняка способно помочь российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам разобраться в проблемах экономики своей страны, дать возможность к усовершенствованию производства. Не стоит забывать, что предприятия, работающие «по-японски» уже давно созданы в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и многих других странах.Одним из показательных примеров является германский концерн «Порше», который оказался на грани банкротства в 1992 году. Тогда их руководство прибегло к помощи японской консалтинговой фирмы, которая состояла из бывших служащих «Тойоты». Результат говорит сам за себя: выпуск автомашин увеличился при сокращении численности персонала на 19%, а занимаемой территории – на 30%. Компания расширила ассортимент выпускаемой продукции и, как следствие, у нее появилась прибыль.

Мы надеемся, что вышенаписанное сделало актуальность рассматриваемого вопроса еще более очевидной и наглядной. Наша Вселенная существует по неким универсальным принципам, подчиняется некому всеобщему управлению, которое проявляется во многих сферах нашей жизни, в функционировании широко спектра систем от природных до социальных. К сожалению, человек со своей свободой воли не всегда выстраивает свою деятельность в соответствии со всеобщими принципами управления. Отсюда и берутся различные проблемы. Философия управления призвана понять и применить эти принципы в жизни. 
1. Понятие философии управления персоналом, её примерный состав и принципы разработки.

1.1. Понятие философии управления персоналом

Философия управления персоналом - философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения.

Суть философии управления персоналом организации состоит в  том,  что работникам предоставляется  возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в данной организации, а так же в создании условий для справедливых, открытых, доверительных взаимоотношений на предприятии; каждый сотрудник имеет возможность полностью использовать свои навыки и умения: он может играть активную роль в принятии важных производственных решений, пользоваться адекватными и справедливыми компенсациями, трудиться в безопасных и комфортных условиях. Возможно, это высокая цена, но у руководства таким образом появляется шанс достигнуть лояльности персонала, и средства, затраченные на все вышеперечисленное, несомненно, опаздывают себя. Организация не может управлять сотрудниками с максимальной эффективностью, когда она о них не заботится и не вызывает доверия.

Философия организации представляет собой отдельный нормативный  документ. Эта необходимость обуславливается тем, что отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех правилами. Нельзя забывать, однако, о том, что в организации нет одинаковых людей. Как правило, новые работники быстрее адаптируются к уже существующей системе ценностей. Часто случается, что администрация проводит кадровую политику, отличающуюся от кадровой политики других организаций, поэтому даже при смене руководства  предприятия работники должны жить по общим сложившимся правилам. Следует иметь общие принципы, которые являлись бы обязательными для представителей всех религий и национальностей. Соблюдения всех этих условий возможно только при оформлении философии организации в отдельный документ.

1.2. Состав философии организации и общие принципы её разработки

Примерный состав раздела документа «Философия организации»:

−  цели и задачи организации;

−  декларирование прав и обязанностей сотрудников;

−  требования к деловым и нравственным качествам персо-

нала;

−  характеристики условий труда и рабочих мест.

Значительную часть фундамента философии управления конкретной организации должны составлять принятые в соответствии с действующим законодательством локальные нормативно-правовые акты. В случае, если организация имеет внешнеэкономические связи, необходимо учитывать, кроме отечественного, также и иностранное законодательство и предписания международного права. В процессе управления менеджер также должен учитывать такие составляющие, как религиозные, моральные и этические  нормы, обычаи делового оборота, опыт передовых предприятий аналогичных и смежных отраслей народного хозяйства, национальные и региональные особенности стратегии кадровой политики на уровне государства, региона, предприятия и его структурного подразделения.

Основными принципами разработки философии организации являются:

• системность;

• исключение дублирования действующего законодательства;

• соответствие действующему законодательству;

• конкретность включаемых положений;

• реальность закрепляемых прав и  обязанностей;

• наличие механизмов защиты в случае нарушения требований философии организации.

Суть и содержание перечисленных выше принципов заключается в следующем:

Системность разработки философии  управления персоналом означает отсутствие противоречий между отдельно взятыми её элементами, а так же наличие взаимосвязи. В частности, каждой обязанности должно соответствовать определенное право (например, обязанность руководства предприятия обустроить рабочие места на соответствующем уровне соотносится с правом работника на работу в комфортных и безопасных условиях). Кроме того системность предполагает то, что права одних работников не должны способствовать ущемлению прав других. К примеру, если в организации с ограниченным штатом сотрудников значительно удлинить отпуска, то без остановки деятельности организации другая часть компании попросту не сможет реализовать свое право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Принцип исключения дублирования действующего законодательства заключается в отсутствии необходимости у работодателя включать в философию своей организации те положения, которые уже закреплены в правовых нормативных актах различного уровня. Рассмотрим данный принцип так же на примере предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Право работника на такой отпуск уже закреплено в Трудовом Кодексе РФ,  поэтому включение данного положения в философию организации не станет ни для кого полезным, а только загромоздит структуру документа.

Соответствие действующему законодательству подразумевает противоречие философии организации с положениями, закрепленными в правовых нормативных актах различного уровня. При этом менеджеру необходимо учитывать положения статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающей иерархию действующих нормативно-правовых актов на территории страны. Пользоваться ей приходится в том случае, когда существует противоречие между положениями, закрепленными в правовых актах разного уровня. Если существует такое противоречие, руководство организации должно ориентироваться на нормативный акт высшего уровня, пренебрегая тем, что написано в нормативном акте низшего уровня.

Следующий принцип разработки философии  управления персоналом -конкретность включаемых в нее положений. Менеджер должен избегать размытых формулировок принципов, обозначенных в философии управления персоналом организации, для того, чтобы нельзя было истолковать то или иное положение в зависимости от желания и намерений субъекта.

Принцип реальности закрепляемых прав и обязанностей предполагает наличие организационно-экономических предпосылок для выполнения прав и обязанностей сотрудников предприятия. Например, если философия управления персоналом компании предполагает повышение зарплаты сотрудника в зависимости от его заслуг или стажа, руководство должно быть уверено в том, что организация сможет выделить средства на повышение зарплаты.

Наличие механизмов защиты в случае нарушения требований философии  организации - этот принцип при разработке философии управления персоналом материализуется в формирование конкретных институтов защиты закрепленных прав от нарушения, например создание и деятельность комиссии по трудовым спорам, суда чести и т. д.2 
2. Японская философия управления персоналом

Философия УП возникла в Японии, где в это понятие вкладывалась совокупность целей и правил поведения сотрудников. Первыми, разработавшими и применившими эти принципы стали такие крупные компании, как Toyota, Sony, Mitsubishi. Позднее философия управления персоналом получила широкое распространение в США, но их примеры рассмотрим в следующем разделе.

Философия УП в Японии основывается на традициях уважения к старшему,  коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма.

Японское общество однородно  и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего  как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Мэйо, который показал, что работа есть групповая деятельность. Преобладает преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.

2.1. Философские принципы, предложенные Акио Морита

Философские принципы предприятия нового типа были сформулированы президентом компании Sony, господином А. Морита. Эта формулировка звучала следующим образом: «Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твердым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то такая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу.»

Информация о работе Философия управления персоналом