Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель работы изучение финансовой политики предприятия в условиях рынка.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики предприятия;
- определить основные стратегии финансовой политики предприятия в рыночных условиях;
- разработать рекомендации по повышению эффективности финансовой политики.
Объект исследования является финансовая деятельность предприятия в условиях рынка.
Предмет исследования является финансовая политика предприятия.
- своевременное и в
полном объеме выполнение
- обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
- выявление резервов роста доходов предприятия;
- оптимизация использования прибыли;
- определение дивидендной политики;
- обоснование размера
и условий привлечения внешних
источников для финансирования
инвестиционной деятельности
- поддержание
1.3. Стратегии финансовой политики предприятия в рыночных условиях
Финансовая стратегия - это финансовый курс, рассчитанный на долгосрочную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт, интуиция специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленной цели. С позиции стратегии формирования конкретной цели и задачи производственной и финансовой деятельности принимают оперативные управленческие решения.
Стратегическими задачами финансовой политики являются следующие: максимизация прибыли; оптимизация капитала и поддержка финансовой устойчивости предприятия; достижение информационной прозрачности для собственников, инвесторов.
При разработке эффективной системы управления постоянно возникают проблемы единства таких противоречивых целей, как развитие производства и поддержание достаточно высокой ликвидности предприятия.
Разработка финансовой стратегии на предприятии предлагает принятие решений по учетной, налоговой, кредитной, амортизационной, ценовой и дивидендной политике; управление оборотными средствами и кредиторской задолженностью, операционными расходами, сбытом продукции и прибылью.
Финансовая стратегия
реализуется благодаря
Финансовая тактика определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов. Если финансовая стратегия относительно стабильна, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
2. НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ
2.1. Резервы повышения эффективности деятельности предприятия
Резервы представляют собой упущенные (не использованные) на данный момент возможности роста объема выпуска и продаж продукции, снижения ее себестоимости, увеличения суммы прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансового состояния, а также улучшения других экономических показателей деятельности организаций.
Суммы резервов могут быть определены как разность между возможными и фактически достигнутыми величинами экономических показателей деятельности.
По признаку зависимости от деятельности анализируемой организации можно выделить внутренние (внутрихозяйственные) и внешние резервы. Основное внимание уделяется поиску внутренних резервов. Это прежде всего, резервы в части трудовых ресурсов, резервы в части основных фондов, резервы в части материалов.
Внутренние резервы
Внутренние резервы могут быть подразделены на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные резервы представляют собой увеличение объемов используемых в процессе производства ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), а также увеличения времени использования трудовых ресурсов и основных фондов, и кроме того, устранение причин непроизводительного использования всех названных видов ресурсов.
Интенсивные резервы заключаются в том, что организация может с неизменным количеством используемых ресурсов изготовить больший объем продукции, либо изготовить тот же объем продукции с меньшим количеством используемых ресурсов. Основным направлением использования интенсивных резервов является использование достижений научно-технического прогресса. В результате этого происходит качественное улучшение используемых основных фондов, материалов, совершенствование характеристик персонала, повышение уровня применяемой технологии, а также организации производства, и т.д. Кроме того, научно-технический прогресс предполагает также повышение уровня качества продукции, ее прогрессивности, повышение степени механизации и автоматизации производственных процессов, рост технической и энергетической вооруженности труда и т.п.
Таковы основные виды внутрихозяйственных резервов, которые могут иметь место в анализируемой организации. Конкретно эти резервы и пути их мобилизации, находят отражение в планах организационно-технических мероприятий.
Внешние резервы
Наряду с внутренними имеют место также внешние резервы повышения эффективности деятельности организаций.
Внешние резервы могут быть подразделены на народнохозяйственные, отраслевые и региональные. К внешним резервам можно отнести перераспределение выделяемых средств между отдельными отраслями экономики или промышленности, а также между определенными регионами страны.
Резервы подразделяются по отдельным экономическим показателям. Существуют резервы увеличения выпуска и продаж продукции, резервы улучшения использования отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов)
В зависимости от срока, в течение которого выявленные резервы могут быть мобилизованы, то есть использованы, различают два основных вида резервов: текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть мобилизованы в течение одного года. Перспективные же резервы можно использовать лишь в долгосрочной перспективе, то есть в течение периода, превышающего один год.
По признаку количества раз использования выявленных резервов последние можно подразделить на два вида — резервы однократного использования и резервы многократного использования.
В зависимости от возможностей выявления резервов последние можно классифицировать как явные и скрытые (латентные). К первому виду относится ликвидация причин различных внеплановых потерь и перерасходов. Скрытые же резервы, что называется, не лежат на поверхности, подобно явным резервам. Их можно установить лишь при детализированном анализе, используя методы сравнения показателей исследуемой организации с данными других организаций, а также методы функционально-стоимостного анализа.
В зависимости от внутренней сущности резервов их можно подразделить на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные).
Например, резервы увеличения отработанного рабочими времени представляют собой количественные экстенсивные резервы повышения производительности труда, а пути снижения трудоемкости изготавливаемой продукции — качественные, интенсивные резервы.
Резервы можно подразделить также по структуре на простые и сложные. Например, повышение сменности работы оборудования можно причислить к простым резервам, а снижение затрат времени работы оборудования на выработку единицы продукции — к сложным резервам.
В зависимости от характера влияния мобилизуемых резервов на соответствующие экономические показатели можно выделить резервы прямого и косвенного действия. Так, внедрение новой техники прямо влияет на производительность труда, а улучшение жилищных и культурно-бытовых условий жизни рабочих — косвенно.
В зависимости от возможности количественного измерения влияния используемых резервов на обобщающие экономические показатели деятельности организации можно классифицировать резервы на измеряемые количественно и не измеряемые количественно. Большинство резервов следует отнести к первому виду. Примером второго вида резервов могут служит мероприятия по повышению социально-экономического уровня, качества жизни работников организаций.
По способам исчисления резервы могут подразделяться на резервы улучшения использования конкретных видов производственных ресурсов и так называемые комплектные резервы. Последние представляют собой минимальную сумму из следующих групп резервов: по трудовым ресурсам, по основным фондам, по материальным ресурсам. Дело в том, что в этой минимальной сумме будет достаточно резервов по всем трём видам производственных ресурсов и следовательно, из этих сэкономленных ресурсов можно будет выпустить дополнительный объем продукции.
2.2. Оптимизация финансового состояния предприятия на основе финансового планирования .
Для того, чтобы эффективно управлять финансовым состоянием предприятия необходим такой элемент управления финансами как финансовое планирование.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечения нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижения рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными
частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа
предприятия.
Они позволяют:
- предвидеть перспективу
развития предприятия на
- более рационально
использовать все ресурсы
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую
политику на предприятии;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и
повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое
состояние предприятия.
Но для того, чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять
эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические
положения, которыми следуют руководствоваться в процессе планирования на
предприятии.
К основным принципам
- непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на
предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и
краткосрочные планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны
систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся
обстоятельств, а годовые должны вытекать из среднесрочных планов. Этим
достигается непрерывность планирования на предприятии;
- научность. Этот принцип означает, что планирование должно
осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно
проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны
использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также
передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом
сообществе государств;
- нацеленность
планов на рациональное
предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение
максимальной прибыли;
Информация о работе Финансовая политика предприятия в условиях рынка