Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование системы финансового планирования на предприятии на основе анализа теоретического материала, обоснование роли и значения финансового планирования в системе управления организацией, состава и назначения финансовых планов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание и значение финансового планирования
1.1 Сущность и задачи финансового планирования……………5
1.2 Место и роль финансового плана в бизнес-плане………….9
Глава 2. Методы финансового планирования
2.1 Основные этапы процесса финансового планирования..12
2.2 Методы расчета показателей финансового плана………..14
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией
3.1 Перспективный финансовый план………………………..……..17
3.2 Текущий финансовый план………………………………….…….20
3.3 Оперативный финансовый план………………………….…….24
Заключение……………………………………………………………….……29
Список литературы……………………………………………………….…31
Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогнозов отчета о прибылях и убытках; бухгалтерского баланса; движения денежных средств, основная цель которых — оценка финансового состояния предприятия в перспективе.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Для этого используются следующие методы [9, c. 216-217]:
Эвристические — основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка. Этот метод дает точную информацию о нуждах потребителей, однако не учитывает вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
Анализ
временных рядов — используется
для учета временных колебаний
объема продаж продукции. Включает метод
экстраполяции — продлении
Эконометрические модели — с помощью этих моделей определяется степень влияния изменений внешней среды предприятия на размер продаж.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Также, при проведении прогнозного анализа прибыли широко применяется метод «издержки — объем — прибыль» или CVP-анализ. Иногда этот вид анализа называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении объема производства, при котором прибыль равна нулю, или, иначе, «точки безубыточности (самоокупаемости)». Объем производства можно найти по формуле [9, c. 218]:
, где
К — объем производства, при котором достигается безубыточность
FC — постоянные издержки
Р — цена продукции
VC — переменные издержки.
Пример статей, которые могут содержаться в прогнозном отчете о прибылях и убытках, приведен в приложении 2.
Прогноз баланса представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники формирования имущества (пассив) и имущество по составу и размещению (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций организации, прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия (Приложение 3, Приложение 4), так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. Соответственно, активы должны быть равны пассивам.
Прогноз
движения денежных средств отражает
движение денежных потоков по текущей,
инвестиционной и финансовой деятельности.
Представляет собой таблицу, которая
делится на две части — источники
денежных средств и использование
денежных средств (Приложение 5). Части
не обязательно должны быть равны
между собой. Прогноз движения денежных
средств позволяет дать оценку использованию
организацией денежных средств и
определить их источники, охарактеризовать
будущие денежные потоки и, соответственно,
определить финансовые потребности
организации. Также, можно определить,
сколько финансовых ресурсов необходимо
вложить в хозяйственную
Таким образом,
путем составления
Количественные и качественные характеристики целей и задач, выявленных и поставленных на этапе перспективного финансового планирования, уточняются путем составления текущих финансовых планов.
3.2 Текущий финансовый план
Текущее финансовое планирование является составной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование обычно осуществляется на период в один год с разбивкой по кварталам.
В настоящее время текущее финансовое планирование осуществляется в рамках бюджетирования. «Бюджетирование — это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением» [9, c. 221-222]. Также, бюджетирование, как элемент менеджмента, представляет собой «распределенную систему согласованного управления деятельностью подразделений предприятия» [6, c. 8]. Бюджетирование, как управленческая технология, включает три составные части (приложение 6): «технологию бюджетирования, организацию процесса бюджетирования, использование информационных технологий» [9, c. 223]. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.
«Бюджет — это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана организации на определенный период» [9, c. 224]. Сводный бюджет объединяет два составные части: операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет, в зависимости от сферы деятельности организации, может содержать бюджеты продаж, производственный, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, производственных запасов, коммерческих расходов, управленческих расходов, доходов и расходов. Финансовый бюджет включает бюджеты: инвестиционный (капитальных вложений), бюджет движения денежных средств (кассовый), прогноз баланса (балансовый отчет). Сводный бюджет содержит основные бюджеты, составление которых обязательно для каждой организации, использующей бюджетирование, независимо от организационной формы и сферы деятельности. Основные бюджеты — это консолидированные бюджеты, имеющие стандартные форматы. К ним относятся прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. «При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджетов более высокого уровня».
Существует дискуссия по поводу соотношения понятий «план» и «бюджет». В западной экономической литературе, особенно англоязычной, наблюдается четкое разграничение этих понятий [13, c. 69]. Подобного мнения придерживаются и некоторые отечественные авторы [6, c. 9]. Однако в отечественной практике различие между финансовым планом и бюджетом несущественно, можно даже сказать, что эти понятия идентичны, поскольку по структуре и содержанию вышеперечисленные основные бюджеты идентичны планам прибылей и убытков, движения денежных средств и плановому балансу [10, c. 268-279], которые составлялись на практике в недавнем прошлом.
Бюджеты могут быть классифицированы по разным основаниям.
По реакции
на изменения различают жесткие
бюджеты, цифровые показатели которых
не изменяются в течение года, и
гибкие бюджеты, в которых плановые
документы могут периодически корректироваться
для отражения оперативных
Различают два основных метода бюджетирования. Традиционный метод — планирование производится от достигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Нулевой метод — применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельности действующего.
Существует два основных способа построения бюджета:
1. Бюджетирование «снизу вверх» (build up) начинается с бюджета продаж. Исходя из суммы продаж и соответствующих затрат получают финансовые показатели деятельности предприятия, которые затем сводятся в общий бюджет организации.
2. Бюджетирование «сверху вниз» (break-down) начинается с определения руководством организации целей и задач, плановых показателей, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений.
Рассмотрим основные бюджеты.
Бюджет доходов и расходов — показывает, какой доход заработало предприятие за плановый период, какие затраты были понесены, отражает прогнозируемый размер прибыли. Большая часть исходных данных берется из операционных бюджетов. Бюджет доходов и расходов для упрощения процесса планирования может разрабатываться по форме, идентичной прогнозному отчету о прибылях и убытках (Приложение 2) или форме №2 бухгалтерской отчетности [2]. Показатели отображаются с разбивкой по кварталам. Дополнительно, на последней строке можно отобразить нераспределенную прибыль нарастающим итогом.
Бюджет
движения денежных средств — охватывает
совокупность денежных потоков, представляющих
собой непрерывный процесс
по масштабам обслуживания хозяйственного процесса — по предприятию в целом, по видам хозяйственной деятельности, по структурным подразделениям, по хозяйственным операциям;
по направлению
движения денежного потока — положительный,
который означает приток денежных средств,
и отрицательный — отток
по видам хозяйственной деятельности денежные потоки оцениваются по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность, связанная с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции и оказанием услуг. Деятельность организации характеризуется положительно, если основной приток денежных средств связан с операционной деятельностью. Инвестиционной считается деятельность, связанная с приобретением и продажей недвижимости, осуществлением строительства и прочих капитальных вложений. Инвестиционная деятельность обычно дает отток денежных средств. В результате финансовой деятельности изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств.
Бюджет движения денежных средств отражает предполагаемые в течение года притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности. Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Денежным потоки также могут планироваться не только по организации в целом, но и по отдельным подразделениям.
Завершается процесс бюджетирования составлением прогноза баланса. Прогноз баланса также должен состоять из двух, равных между собой разделов — актива и пассива. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений, для определения которых используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств.
В дополнение иногда разрабатывается бюджет по налогам, который отражает плановый уровень и сроки погашения налогов и иных обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды. Бюджет по налогам всегда рассчитывается только по организации в целом.
В связи
с динамичностью рыночной среды
возникает потребность в
3.3 Оперативный финансовый план
финансовый бизнес план
«Оперативное
финансовое планирование — разработка
краткосрочных плановых заданий (оперативных
мер) по обеспечению денежными
В процессе оперативного финансового планирования производится:
конкретизация
установленного бюджетного задания
по более узким показателям, структурным
подразделениям (центрам финансовой
ответственности) на короткое время
для обеспечения его
контроль исполнения бюджетов организации, который включает в себя определение круга лиц-контролеров, перечня контрольных показателей, сбор информации, сравнение плановых и фактических показателей, определение и анализ отклонений, выявление их причин, принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.
увязка
финансовых показателей с движением
материальных ценностей — определяется
оптимальных уровень товарно-
эффективное
управление оборотными активами —
обеспечение ликвидности
Результатом оперативного финансового планирования является составление «платежного календаря (кассового плана (бюджета), оперативного бюджета денежных средств) — на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням» [9, c. 246].
«Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы на определенный период времени» [9, c. 246]. Платежный календарь позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность организации.
Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:
1. Занесение плановых выплат и поступлений по операционной деятельности;
2. Занесение
данных на оплату и
3. Занесение плановых выплат и поступлений по финансовой деятельности;
4. Формирование
промежуточного сальдо
5. Определение
необходимости дополнительного
финансирования или