Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:12, курсовая работа
Целью работы является
- освоение приемов управленческих решений;
- овладение теоретическими знаниями по проблеме разработки и принятия управленческих решений;
- овладение правилами и нормами принятия управленческих решений.
- формирование навыков самостоятельной работы при принятии решений.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Проанализировать процедурный характер выбора управленческого решения;
Охарактеризовать виды решений;
Обосновать рациональные процессы принятия решения;
Раскрыть функции власти при разработке и реализации управленческого решения.
Введение 3
1. Процедурный характер выбора управленческого решения 5
1.1. Логика выбора решения 5
1.2. Формы разработки решения 7
1.3. Правила и нормативы принятия решения 14
1.4. Формы реализации решения 17
2. Обоснование рационального процесса принятия решения 20
2.1. Формулировка проблемы 20
2.2. Интеграционные механизмы для обеспечения принятия решения на регулярной основе 21
2.3. Оценка, способ реализации управленческих решений 21
3. Функции власти при разработке и реализации управленческого решения 26
Заключение 34
Список литературы 36
Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненному в
устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
В качестве примера рассмотрим только одну форму реализации УР - Предписание. В предписании принимают участие, с одной стороны, руководитель, с другой - потенциальный исполнитель. Предписание включает этапы:
· согласование основных целевых установок будущего задания;
· ознакомление исполнителей с необходимой информацией;
· ознакомление со сроками выполнения;
· обоснование задания и аргументирование неясных положений;
Процесс принятия решения должен быть взаимосвязан с условиями его принятия:
Уверенность. Принимающий решение менеджер имеет всю необходимую информацию. Но в реальном мире, в условиях полной определенности принимается лишь незначительная часть решений, а большинство из них связаны с риском или с неопределенностью.
Риск. Связанное с риском решение принимается на основе достаточного объема информации, направлено на достижение конкретной цели, но будущие результаты различных альтернатив могут изменяться. Тем не менее имеющиеся данные позволяют оценить прибыль в случае успеха каждого из варианта. Для вычисления вероятности успеха или неудачи используется статистический анализ. Степень риска характеризует вероятность отрицательного воздействия будущих событий на эффективности сделанного выбора.
Неуверенность. Ситуация неуверенности возникает в тех случаях, когда менеджеры четко осознают цели, к которым они стремятся, но информация о вариантах решений и будущих событиях недостаточна, не позволяет оценить риски и возможные последствия. Очевидно, что такие определяющие стратегические управленческие решения факторы, как цены, производственные издержки, объемы выпуска, процентные ставки во многом находятся вне сферы контроля менеджмента, их оценки носят прогнозный характер. Таким образом, решения принимаются на основе предположений, достоверность которых становится известной в будущем. Нередко менеджеры применяют творческий подход к таким решениям или выбира ют наилучшую альтернативу на основании собственного опыта.
Неопределенность. Наиболее сложная для принятия решения ситуация, когда управленческая цель или проблема, которую необходимо устранить, неочевидны, идентифицировать альтернативные решения не удается, а значительная часть информации недоступна. Она возникает в тех случаях, когда менеджер не согласен с целями или возможными альтернативами решения или не знает их, когда обстоятельства меняются очень быстро, информация противоречива, взаимосвязь между элементами решения неоднозначна. К счастью, состояние неопределенности не характерно для большинства решений. Но когда оно все-таки возникает, менеджеры должны четко определить цели и разработать разумные сценарии развития событий.
Организация выполнения принятого решения - важнейший элемент процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на последнем этапе процесса управления - преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление и т.д.) используются меры материального стимулирования работников, воздействие путем авторитета и убеждения и т.д. Все они направлены на то, чтобы преодолеть сопротивление нововведению, изменить взгляды и повысить заинтересованность участников процесса реализации принятого решения, активизировать их деятельность и в конечном счете - решить проблему, стоящую перед организацией.
Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений. Эффективность этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры и руководители при выполнении всех необходимых видов управленческих работ.
Управленческие действия - внешне наблюдаемые процессы деятельности управленческих работников по обеспечению выполнения управленческого решения. Принятие решения можно охарактеризовать как промежуточную фазу между решением и действием, в значительной мере коммуникационную, включающую воздействие на социальную среду - разработчиков и исполнителей принятия того решения.
С учетом сказанного понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.
Под эффективностью в общем виде понимается результативность чего-либо. Эффект - это достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном и других выражениях. Соотношение эффекта и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления Эффективность - это относительный эффект, результативность процесса или операции, определяемый как отношение эффекта к затратам, обусловившим его появление.
Эффективность деятельности организации складывается из эффективности управленческих решений (УР), способности к производству качественной продукции, эффективности ее сбыта, имиджа и т.д.
Эффективность управленческих решений - это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, персонал.
Классификация эффективности
управленческих решений аналогична
общей классификации
- организационная эффективность УР - это факт достижения организацией целей меньшим числом работников или за меньшее время;
- социальная эффективность УР - это факт достижения целей для большего числа работников с меньшими финансовыми затратами;
- экономическая эффективность УР - это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации УР, и затрат на его разработку и реализацию.
Эффективность управленческих
решений зависит от уровня неопределенности
внешней среды и характера
деятельности лица, принимающего решения.
К эффективным управленческим решениям
относятся решения
В теоретическом и
методическом плане вопросы оценки
эффективности управленческих решений
разработаны еще недостаточно. Поэтому
чаще всего эффективность
В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:
— своевременность представления проекта решения;
— степень научной обоснованности решений;
— многовариантность расчетов;
— применение технических средств;
— ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;
— расходы, связанные с разработкой проектов решений;
— численность занятых в разработке решений;
— стоимость и сроки реализации проекта;
— количество соисполнителей на этапе разработки решений;
— использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений;
— степень риска в реализации решений и др.
Отмеченное относится, прежде всего, к управленческим решениям перспективного характера, связанным с кардинальными изменениями в организации.
Количественная оценка
эффективности управленческих решений
во многом затруднена из-за специфических
особенностей управленческого труда,
которые заключаются в
— управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизиологических возможностей людей;
— фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;
— реализация решений сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;
— результаты реализации решений проявляются опосредованно через деятельность коллектива организации в целом, в котором можно выделить долю затрат труда управленческого. Таким образом, отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которые направлено управленческое воздействие;
— из-за существующих трудностей нередко отсутствует текущий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказывающих влияние в прошлом, хотя в будущем они могу не проявиться;
— затрудняет оценку эффективности решений и временной фактору поскольку их реализация может быть как оперативной, так и развернутой во времени. Динамизм хозяйственной жизни может привносить нюанс в совокупности искажающие величину ожидаемой результативное: решений;
— затруднено и количественное выражение характеристик качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действия и взаимодействия отдельных работников.
Качество УР - это степень соответствия УР внутренним требованиям
(стандартам) организации. При разработке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР.
Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.
Допустим, при разработке УР было выполнено 10 операций со следующими значениями качеств: 0,8; 0,9; 0,7; 0,8; 0,7; 0,8; 0,8; 0,9; 0,7 и 0,8. Значение качества каждой операции само по себе хорошее, но общее качество УР будет равно 0,091! Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемлемое качество всего УР.
Еще раз перечислим основные элементы, влияющие на качество процесса
разработки и реализации УР: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель предприятия, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР.
Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и
общесистемные: законы управления и организации и законы для организаций.
В среде этих законов и осуществляется процесс разработки и реализации УР.
Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, т.е.
составлять систему, обладающую свойством эмерджентности.
3. Функции власти при разработке и реализации управленческого решения
На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления - 'целеполагание'.
Целеполагание пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Эта функция определяет содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Действительно, каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из них носит подчиненный характер относительно основной цели - общества в целом.
Следует отметить, что в теории и практике торгового управления определение главных целей, согласование целей разных уровней исследовано крайне недостаточно, что приводит к огромным издержкам в практике торгового управления. Особенно большая путаница существует в классификации целей по содержанию (социальные, экономические, политические, нравственные и т. п.), по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по уровням управления. Цель нередко путается со средствами ее достижения.
Информация о работе Формализация процесса разработки и реализации управленческих решений