Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 09:03, курсовая работа
Цель данной работы - выявить характер взаимодействия формальных и неформальных групп, их влияние на процесс функционирования организации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.ознакомиться с понятием групп и их характерными особенностями;
2.рассмотреть формальные и неформальные группы;
3.определить особенности неформальных групп;
4.рассмотреть влияние неформальных групп;
Введение………………………………………………………………………….3 1.Основная характеристика групп …………………………………………….. 4 1.1 Понятия формальных и неформальных групп……………………………. 1.2 Характерные особенностей групп и их эффективность работы………… 2. Управление группами ……………………………………………………... 2.1 Управление формальными и неформальными …………………….......... 2.2 Методы управления организациями…………………………………………. 2.3 Управление с помощью комитетов………………………………………
Заключение………………………………………………………………………… Список используемой литературы…..................
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
Формальные и неформальные группы в менеджменте
Выполнила:
студентка з-411 группы
специальности 100106
«Организация обслуживания
в общественном питании»
Аврамкова Галина Андреевна
Руководитель курсовой работы:
преподаватель ОмКПТ
Петрушова Юлия Юрьевна
Омск – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организаций существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательств руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воли руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель не выполнял свой функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организаций, стремящийся вперед. Руководителю и подчинённому часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должностного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляется с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для любой успешно развивающейся организации в условиях современного бизнеса человеческий фактор, а именно взаимоотношение формальных и неформальных групп играет важную роль и оказывает большое влияние на жизнь организации в целом. Поэтому важно знать и понимать роль, взаимодействие формальных и неформальных групп, методы управления группами. Менеджерам необходимо искать нестандартные приемы управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.
Цель данной работы - выявить характер взаимодействия формальных и неформальных групп, их влияние на процесс функционирования организации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.ознакомиться с понятием
групп и их характерными
2.рассмотреть формальные и неформальные группы;
3.определить особенности неформальных групп;
4.рассмотреть влияние неформальных групп;
5.осветить методы управления
организациями; 1.Основная характеристика
групп.
Формальные группы – это “узаконенные” группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. В обиходной речи слово “формальный” имеет негативный оттенок, означающий не заинтересованность в результатах, равнодушное отношение к выполнению должностных обязанностей. И действительно, злоупотребление формальностями ведет к различного рода бюрократическим извращениям. Однако формальное имеет ряд достоинств:
- делает общим достоянием полученные знания и, основывающиеся на них, передовые технологии и приемы работ;
- устанавливает единые нормы и правила для всех, чем исключает произвол и способствует объективизации деятельности;
- обеспечивает “прозрачность” постановки дела для контроля и гласность для взаимодействия с общественностью, что, безусловно, важно для демократизации управления.
В организации существует три основных типа формальных групп:
- группы руководителей;
- производственные группы;
- комитеты.
Группа руководителя состоит из
руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа.
Второй тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она
обычно состоит из лиц, вместе
работающих над одним и тем же заданием.
Хотя у них есть общий руководитель, эти
группы отличаются от командной группы
тем, что у них значительно больше самостоятельности
в планировании и осуществлении своего
труда.
Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он
сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.
Неформальные группы
Неформальные группы возникают
вследствие принципиальной неполноты
формальных групп, поскольку должностными
инструкциями все возможные ситуации,
какие могут случиться, предусмотреть
попросту невозможно, а формализовать
все субъективные представления в качестве
норм для регуляции общественных отношений
возможно только при тоталитарных политических
режимах.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях: 1. Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д. 2. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.
Картина неформальной группы
чрезвычайно пестра и изменчива по направленности
интересов, характеру деятельности, по
возрастному и социальному составу. В
зависимости от идейной и нравственной
направленности, стиля поведения неформальные
организации можно классифицировать по
трем группам:
Всякая реально существующая
организация как социальная система всегда
является соединением формальных и неформальных
элементов, она как бы состоит из двух
“половинок” , соотношение между которыми
очень подвижно и зависит от степени формализации
или правовой регламентации в окружающей
среде, возраста самой организации, ее
культуры и стиля делового поведения,
которого придерживается ее руководство.
Размер группы. По мере увеличения группы
общение между членами усложняется. Кроме
того, внутри группы могут возникнуть
неформальные группы со своими целями.
В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди
чувствуют персональную ответственность
за принятие определенного решения. Считают,
что оптимальный размер группы 5 — 11 человек. Состав (или степень
сходства личностей, точек зрения, подходов).
Считается, что наиболее оптимальное решение
могут принять группы, состоящие из людей,
которые находятся на различных позициях
(т.е. непохожих людей).
в трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям. С позиций организации можно сказать, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают
цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организаций. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя – положительные нормы. Примером отрицательных норм служат такие нормы, которые поощряют неконструктивную критику компании, кражи, прогулы и низкий уровень
производительности труда.
Существует следующая классификация групповых норм:
1) гордость за организацию
2) достижение целей
3) прибыльность
4) коллективный труд
5) планирование
6) контроль
7) профессиональная подготовка кадров;
8) нововведения
9) отношения с заказчиком;
10) защита честности.
Руководителям следует выносить свои суждения о нормах группы с
осторожностью. Например, может показаться, что группа руководителей низового звена, которые считают правильным всегда соглашаться с начальством, проявляют высокую степень лояльности. Однако, на самом деле такая норма приведет к подавлению очень выигрышных для организации инициатив и мнений. Подобное подавление важной информации чревато снижением эффективности решений. Сплоченность. Сплоченность группы – это мера тяготения членов
Информация о работе Формальные и неформальные группы в менеджменте