Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 09:03, курсовая работа
Цель данной работы - выявить характер взаимодействия формальных и неформальных групп, их влияние на процесс функционирования организации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.ознакомиться с понятием групп и их характерными особенностями;
2.рассмотреть формальные и неформальные группы;
3.определить особенности неформальных групп;
4.рассмотреть влияние неформальных групп;
Введение………………………………………………………………………….3 1.Основная характеристика групп …………………………………………….. 4 1.1 Понятия формальных и неформальных групп……………………………. 1.2 Характерные особенностей групп и их эффективность работы………… 2. Управление группами ……………………………………………………... 2.1 Управление формальными и неформальными …………………….......... 2.2 Методы управления организациями…………………………………………. 2.3 Управление с помощью комитетов………………………………………
Заключение………………………………………………………………………… Список используемой литературы…..................
группы друг к другу и к группе. Высоко сплочённая группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высоко сплочённых групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, – менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их
труда выше, чем в несплоченных группах. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации. Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть
его или ее вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем. Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.
Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем» чтобы не нарушать гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности – держаться общей линии в обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение. Эта тенденция самоукрепляется, Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Поскольку никто не высказывается, никто не знает, что другие члены могут тоже быть скептически настроены или озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не
обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.
Конфликтность.
Различие во мнениях повышает вероятность
конфликта. Последствия конфликта могут
быть положительными, так как позволяют
выявить разные точки зрения (это ведет
к повышению эффективности группы). Отрицательные
последствия заключаются в снижении эффективности
группы: плохое состояние духа, низкая
степень сотрудничества, смещение акцента
(придание большего внимания своей «победе»
в конфликте, а не решению реальной проблемы).
эффективность работы группы, является поведение каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют две основные направленности ролей для создания нормально работающей группы - целевые и поддерживающие роли.
Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность
отбирать групповые задачи и выполнять их. Для работников, выполняющих целевые роли, характерны следующие функции:
1. Инициирование деятельности. Предлагать решения, новые идеи, новые
постановки проблем, новые подходы к их решению, или новую организацию
материала.
2. Поиск информации. Искать
разъяснение выдвинутого
дополнительную информацию или факты.
3. Сбор мнений. Просить членов группы выражать свое отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи.
4. Предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, применять свой собственный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо положений.
5. Высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого- либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты.
6. Проработка. Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться
прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято.
7. Координирование. Разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы.
8. Обобщение. Повторно перечислить предложения после окончания дискуссии.
Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы. Работники, выполняющие поддерживающие роли, выполняют такие функции:
1. Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы.
2. Обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение. Поощрять это, например, такими словами: «Мы еще ничего не слышали от Джима» или предложить всем определенный регламент для выступления, чтобы все имели возможность высказаться.
3. Установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна
руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты, или оценивая решение группы. Напоминать группе о необходимости избегать решений, несогласующихся с групповыми критериями.
4. Исполнительность. Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий.
5. Выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение
группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.
Большинство американских управляющих выполняют целевые роли, в то время как японские управляющие – целевые и поддерживающие роли. Обсуждая этот вопрос, профессор Ричард Паскаль и профессор Энтони Атос заявляют: «Японцы чрезвычайно чутко реагируют на взаимодействия и взаимоотношения в группе. Их отношение к группам очень похоже на отношение к браку в западных странах. И, что особенно интересно, японцы выделяют те же проблемы и озабоченности в трудовых взаимоотношениях, какие мы выделяем в браке: они касаются доверия, взаимопомощи и преданности. На Западе лидеры рабочих групп склонны делать упор на производственную деятельность и игнорировать социальные аспекты, в то время как в Японии сохранение состояния удовлетворенности членов рабочей группы идет бок о бок с выполнением целевых.
2. Управление группами.
В украинском законодательстве организации,
которые обладают определенным имущественным
комплексом для осуществления предпринимательской
деятельности и имеют статус юридического
лица, называют предприятиями. Следовательно,
организациями являются фирмы (экономические
субъекты), профсоюзы, политические партии,
университеты, неприбыльные организации,
государственные учреждения или органы
местного самоуправления и множество
других "единиц, координации, которые
имеют определенные границы и функционируют
для достижения цели или нескольких целей.
Члены организации дополняют друг друга,
что делает их сильнее в борьбе за выживание.
Без объединения в организации, самыми
примитивными из которых были первобытные
племена, человечество не смогло бы выжить
и создать цивилизацию.
Организации могут быть формальными и
неформальными. Вышеприведенное определение
касается формальной организации. Неформальные
же возникают спонтанно, но тогда, когда
люди достаточно часто вступают в отношения
между собой. Неформальные группы, организации,
существуют почти во всех формальных организациях,
за исключением, возможно, очень маленьких,
их возникновение объясняется тем, что
не все интересы или социальные потребности
людей могут быть удовлетворены в пределах
формальной организации. Неформальные
группы занимают особенное место в системе
отношений, которая складывается в формальной
организации и является предметом отдельного
разговора. В дальнейшем, ведя речь об
организации, будем иметь в виду только
формальную организацию.
Организации проектируются предварительно,
они моделируются для формирования структуры,
которая подчиняется| интересам достижения
поставленных целей. При проектировании
организации используется представление
о ней как об организме, который будет
действовать рационально и целеустремленно
для достижения поставленной цели и будет
совершенствовать методы ее достижения.
Но возникши, организации начинают часто
действовать за собственной логикой и
могут, в большей или меньшей степени,
терять зависимость от людей, которые
ее создали. Люди стремятся использовать
организацию для достижения собственных
целей. В частности, они надеются, что организация
даст им возможность вести интересную
и важную деятельность, обеспечит определенной
информацией, предоставит необходимые
права и самостоятельность, гарантирует
безопасность и социальную защиту.
Организация, в свою очередь, использует
возможности людей для собственного укрепления
и развития. Поэтому она ожидает от своих
членов наличия определенного опыта, знаний,
квалификации, активного участия, по делам,
ответственности, дисциплины, признание
своих целей и ценностей и тому подобное.
В идеале отношения между человеком и
организацией должны быть сбалансированы,
но баланс может нарушаться в результате
злоупотреблений с той или другой стороны,
когда или организация унижает людей до
положения винтиков, или люди используют
организацию в своих корыстных целях,
нанося убытки ее потенциалу и репутации.
Так или иначе результат одинаков — организация
ослабевает и перестает эффективно выполнять
свои функции.
Люди вступают в формальные организации
по целому ряду причин. Амитаи Етциони
классифицирует организации исходя из
этих причин и выделяет три основных типа
организаций: добровольные, принудительные
и утилитарные. Добровольные организации
– это ассоциации, члены которых обладают правом свободного
вступления и выхода. Примерами таких
организаций являются: клуб шахматистов,
общество охраны природы, ветеранов афганской
войны, общество рыболовов и т.д. Члены
таких организаций не получают платы за
участие в их деятельности. Индивиды вступают
в добровольные организации, чтобы заполнить
свободное время, пообщаться с единомышленниками,
исполнить общественный долг, послужить
какому-то делу или постараться помочь
самим себе.
Членами некоторых принудительных
организаций становятся
против своей воли. Люди могут попасть
в клинику для душевнобольных, быть приговорены
к тюремному заключению или призваны на
службу в армию. Индивиды также вступают
в формальные организации, созданные с
практическими целями,– в утилитарные организации.
Университеты, корпорации, фермерские
ассоциации, профсоюзы, правительственные
и частные фонды принадлежат к числу формальных
организаций, созданных людьми для выполнения
насущных повседневных задач.
Утилитарные организации представляют
собой нечто среднее между добровольными
и принудительными организациями: членство
в них не является ни полностью добровольным,
ни исключительно обязательным. К примеру,
никто не будет заставлять вас поступить
на работу в корпорацию, но если вам понадобятся
средства к существованию, вам просто
необходимо будет согласиться на эту должность.
Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными ( смотреть приложение 2) . Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформальных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп. В Модели Хоманса (смотреть приложение 3) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению чувств – положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.
Помимо того, что модель демонстрирует, как из процесса управления
(делегирования заданий, вызывающих взаимодействие) возникают неформальные организации, она показывает необходимость управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать влияние и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных ею целей. Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению группами и неформальными организациями, – это изначально невысокое мнение о них руководителей. Некоторые руководители упрямо продолжают считать, что неформальная организация – это результат неэффективного управления. По существу возникновение неформальных организаций явление естественное и весьма распространенное, – они есть в каждой организации. Подобно многим другим факторам, действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты. Действительно, некоторые неформальные группы могут вести себя непродуктивно, так, что это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут
привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что
определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и
тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать
необходимую модернизацию производства. Однако, такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым. Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной
организации, дополняя формальную систему коммуникаций.
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, не зависимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
Более ранние авторы считали, что знают, как справиться с неформальной
организацией, – надо просто уничтожить ее. Сегодняшние теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей. Скотт и Дэвис предлагают решить этот вопрос следующим образом:
1. Признать существование
неформальной организации и
уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.
2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Развивая эту
мысль, Дэвис пишет: «Каждому руководителю надлежит знать, кто является
лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации».
3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
4. Чтобы ослабить сопротивление
переменам со стороны
организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.
5. Быстро выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.
2.2. Методы управления организациями.
Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Существуют несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы:
1. Экономический метод
управления - это способы и приемы
воздействия на людей, имеющие в своей
основе экономические отношения людей
и использование их экономических интересов.
Они представляют собой конкретный механизм
сознательного использования на практике
объективных экономических законов. Содержание
экономических методов управления состоит
в целенаправленном воздействии на экономические
интересы личности, коллектива, государства,
в целях достижения наилучших результатов
их функционирования с наименьшими требованиями
и материальными затратами.
Информация о работе Формальные и неформальные группы в менеджменте