Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:49, реферат
Понятие «группа». Причины объединения в группы.
Классификация групп.
Основные характеристики группы.
Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
Факторы, влияющие на групповую сплоченность.
Этапы формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена).
Формальные и неформальные группы. Рекомендации менеджеру по работе с неформальной группой.
Условия, влияющие на эффективность работы групп.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Группа состоит из работников, которые взаимодействуют таким образом, что поведение и результативность каждого зависят от действий других ее участников. При правильной организации работы в группе проявляется эффект синергии, т.е. возможности группы как целого многократно увеличиваются по сравнению с суммарной возможностью отдельных ее участников.
Причины создания групп
Классические теории группообразования
Теория близости - люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.
Теория формирования групп Дж. Хоманса - люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций — как положительных, так и отрицательных — по отношению друг к другу и к руководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.
Теория равновесия - люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.
Теория обмена - люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.
Другие причины, по которым люди объединяются в группы:
2.
Вид классификации |
Виды групп |
По размеру |
большие (социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные концессии, общественные организации, возрастные группы). Малые (немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии). |
По сфере совместной деятельности |
управленческие (группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах — совместное, коллективное принятие решений. И командные группы и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм).
|
По уровню развития |
высокоразвитые (группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т.д.)
|
По реальности существования |
|
По принципу создания и характеру межличностных отношений |
|
По цели существования |
целевые (проектные) (группы для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом)
|
По периоду функционирования |
постоянные (группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость)
|
По вхождению индивида в группу |
референтные (группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которой он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях, их иногда называют эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.)
|
3. Характеристики группы
Различают основные и ситуационные характеристики группы
Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.
Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.
Основные характеристики |
Группа |
Ситуационные характеристики | ||
• Структура • Статус • Роли • Нормы • Лидерство • Состав • Групповой процесс • Сплоченность • Конфликтность |
• Размер • Пространственное расположение • Задачи, решаемые группой • Система вознаграждения |
Основные характеристики группы
Структура группы — схема взаимоотношений
в группе между должностями. Члены группы
определяют престиж каждой должности,
значение в группе. Структура группы может
основываться не только на статусно-ролевых
отношениях, но и профессионально-
Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус - уважение).
Роли — модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. Сотрудник может играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу может одновременно быть председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. Одновременно он может выполнять ряд социальных ролей: мужа, отца, капитана футбольной команды т др.
Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.
Роли могут быть:
Все
эти роли можно назвать функцио
Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.
Люди
исполняют неформальные роли
группового поведения в
Так, американский исследователь Мередит Белбин выделяет следующие возможные роли членов группы:
координатор, организатор, генератор идеи, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик идеи, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.
Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.
М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место быстрые изменения содержания работы.
Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:
М. Белбин рекомендует менеджерам развивать навыки работы не только в предпочитаемой ими командной рол и, но и в других ролях, что позволит им решать периодически возникающие в группе проблемы.
Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.
1. Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
2. Чем более полная
и разнообразная ролевая
3. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.
Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.
Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.
Групповые нормы оказывают сильное влияние па поведение ее членов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.
Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации .
Примеры позитивных и негативных норм в организациях
Позитивные нормы |
Негативные нормы |
У нас все сотрудники считают, что «успех компании — это мой успех» |
В нашей организации сотрудники придерживаются мнения, что человек человеку волк, и поэтому спасается кто как может |
В нашей организации псе сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок |
У нас все работают но принципу «всю работу не переделаешь» |
В нашей организации все сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок |
У нас сотрудники знают, что чем лучше и быстрее ты работаешь, тем больше работы на твои плечи взваливает руководитель, поэтому не надо торопиться, ведь «работа не Алитет, в горы не уйдет» |
У нас все сотрудники рассматривают работу в компании как возможность творчества и самореализации |
У нас. все сотрудники знают, что инициатива наказуема |
В пашей организации интересы клиента ставятся превыше всего |
Для наших сотрудников клиенты воспринимаются как случайные люди, доставляющие одни неудобства |
У нас в коллективе поддерживается мнение, что в споре рождается истина |
В пашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и дистанцироваться от своих начальников и тем более не спорить с ними |
IУсловно выделяют 3 совокупности норм:
1. Нормы деятельности: касается непосредственно работы и ее качества (отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т. п).
Информация о работе Формирование группового поведения в орагнизации