Формирование группового поведения в орагнизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:49, реферат

Описание работы

Понятие «группа». Причины объединения в группы.
Классификация групп.
Основные характеристики группы.
Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
Факторы, влияющие на групповую сплоченность.
Этапы формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена).
Формальные и неформальные группы. Рекомендации менеджеру по работе с неформальной группой.
Условия, влияющие на эффективность работы групп.

Файлы: 1 файл

FORMIROVANIE_GRUPPOVOGO_POVEDENIYa_V_ORGANIZATsII.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

  1. Понятие «группа». Причины объединения в группы.
  2. Классификация групп.
  3. Основные характеристики группы.
  4. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
  5. Факторы, влияющие на групповую сплоченность.
  6. Этапы формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена).
  7. Формальные и неформальные группы. Рекомендации менеджеру по работе с неформальной группой.
  8. Условия, влияющие на эффективность работы групп.

 

 

1. Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группа состоит из работников, которые взаимодействуют таким образом, что поведение и результативность каждого зависят от действий других ее участников. При правильной организации работы в группе проявляется эффект синергии, т.е. возможности группы как целого многократно увеличиваются по сравнению с суммарной возможностью отдельных ее участников.

Причины создания групп

       Классические теории группообразования

Теория близости  - люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.

Теория формирования групп Дж. Хоманса  - люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций — как положительных, так и отрицательных — по отношению друг к другу и к руководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

Теория равновесия  - люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

Теория обмена - люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

Другие причины, по которым люди объединяются в группы:

  • возможность достижения целей
  • удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса.

 

 

 

 

2.

Вид классификации

Виды групп

По размеру

большие (социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные концессии, общественные организации, возрастные группы).

Малые (немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии).

По сфере совместной деятельности

управленческие (группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах — совместное, коллективное принятие решений. И командные группы и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм).

  • Производственные (группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание)

По уровню развития

высокоразвитые (группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т.д.)

  • Слаборазвитые (группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными).

По реальности существования

  • реальные (группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.)
  • условные (группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например по полу, возрасту и т.п.)

По принципу создания и характеру межличностных отношений

  • формальные (группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.)
  • неформальные (группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей)

По цели существования

целевые (проектные) (группы для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом)

  • функциональные (группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции)
  • по интересам, дружеские (группы объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп).

По периоду функционирования

постоянные (группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость)

  • временные (группы, которые формируются для выполнения краткосрочных, разовых задач.)

По вхождению индивида в группу

референтные (группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которой он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях, их иногда называют эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.)

  • нереферентные (группы принадлежности) (группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся)

 

 

3. Характеристики группы

      Различают основные и ситуационные характеристики группы

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

 

 

Основные

характеристики

 

Группа

 

Ситуационные

характеристики

   

• Структура

• Статус

• Роли

• Нормы

• Лидерство

• Состав

• Групповой процесс

• Сплоченность

• Конфликтность

 

• Размер

• Пространственное расположение

• Задачи, решаемые группой

• Система вознаграждения


 

 

Основные характеристики группы

Структура группы — схема взаимоотношений в группе между должностями. Члены группы определяют престиж каждой должности, значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях, но и профессионально-квалификационных оценках половозрастном составе.

Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус - уважение).

Роли — модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. Сотрудник может играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу может одновременно быть председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. Одновременно он может выполнять ряд социальных ролей: мужа, отца, капитана футбольной команды т др.

Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.

Роли могут быть:

  • предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
  • воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
  • предписанными — фактическая модель поведения члена группы.

        Все  эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.

Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.

        Люди  исполняют неформальные роли  группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.

Так, американский исследователь Мередит Белбин выделяет следующие возможные роли членов группы:

координатор, организатор, генератор идеи, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик идеи, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.

Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.

М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место быстрые изменения содержания работы.

Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

    • способный руководитель;
    • сильный генератор идей;
    • интеллектуал, стимулирующий генератора идей; » математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

М. Белбин рекомендует менеджерам развивать навыки работы не только в предпочитаемой ими командной рол и, но и в других ролях, что позволит им решать периодически возникающие в группе проблемы.

Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.

1. Для эффективной групповой  деятельности нужны не только  идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое  исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.

2. Чем более полная  и разнообразная ролевая структура  группы, тем динамичнее процесс  формирования и эффективнее деятельность этой группы.

3. Состав группы должен  отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.

 

Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.

 Групповые нормы оказывают сильное влияние па поведение ее членов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации .

Примеры позитивных и негативных норм в организациях

Позитивные нормы

Негативные нормы

У нас все сотрудники считают, что «успех компании — это мой успех»

В нашей организации сотрудники придерживаются мнения, что человек человеку волк, и поэтому спасается кто как может

В нашей организации псе сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок

У нас все работают но принципу «всю работу не переделаешь»

В нашей организации все сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок

У нас сотрудники знают, что чем лучше и быстрее ты работаешь, тем больше работы на твои плечи взваливает руководитель, поэтому не надо торопиться, ведь «работа не Алитет, в горы не уйдет»

У нас все сотрудники рассматривают работу в компании как возможность творчества и самореализации

У нас. все сотрудники знают, что инициатива наказуема

В пашей организации интересы клиента ставятся превыше всего

Для наших сотрудников клиенты воспринимаются как случайные люди, доставляющие одни неудобства

У нас в коллективе поддерживается мнение, что в споре рождается истина

В пашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и дистанцироваться от своих начальников и тем более не спорить с ними


IУсловно выделяют 3 совокупности норм:

1. Нормы деятельности: касается непосредственно работы и ее качества (отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т. п).

Информация о работе Формирование группового поведения в орагнизации