Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:49, реферат
Понятие «группа». Причины объединения в группы.
Классификация групп.
Основные характеристики группы.
Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
Факторы, влияющие на групповую сплоченность.
Этапы формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена).
Формальные и неформальные группы. Рекомендации менеджеру по работе с неформальной группой.
Условия, влияющие на эффективность работы групп.
2. Поощряйте групповые дискуссии, дебаты, конфликты в процессе принятия решений.
3. Спокойно выслушивайте различные точки зрения и критику.
4. Предоставляйте возможность высказывать свое мнение каждому желающему.
5. Разделяйте во времени процессы генерирования идей и их оценок.
6. Предоставляйте
возможность подчиненным
7. Назначайте одного из членов группы на роль «адвоката дьявола». («Адвокат дьявола» — человек, защищающий явно неправое дело).
8. Привлекайте к участию в работе группы независимо настроенных людей, не являющихся ее формальными членами.
Команды в современных организациях
Рабочая группа и команда: сходство и различие
Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.
Превращение группы в команду происходит, когда:
* все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;
* доверие друг к другу и
к руководителю постоянно
* культивируется и усиливается
чувство принадлежности к
* принадлежность к команде
* цели команды постоянно
Таким образом, команду можно рассматривать как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития.
Различия между рабочей группой и командой
Сравниваемый параметр |
Рабочая группа |
Команда |
Лидер |
Ярко выражен |
Лидерство поделено между членами |
Ответственность |
Личная |
Личная и взаимная групповая |
Миссия |
Совпадает с миссией организации или обусловлена ею |
Собственная |
Производятся продукты |
Индивидуальной деятельности |
Коллективной деятельности |
Формы совместного решения проблем |
Собрания |
Свободные встречи |
Оценка эффективности |
Косвенная |
Непосредственно по произведенному продукту |
Процесс работы |
Обсуждение Решение Делегирование полномочий |
Обсуждение Решение Совместное выполнение |
Состоит из работников |
Одного уровня управления |
Всех уровней и подразделений |
Модель развития команды
Представляет интерес модель развития команды, предложенная Дж. Катценбахом и Д. Смитом. В ней увязаны общие результаты групповой деятельности с производительностью команд, находящихся на различных ступенях развития.
Авторы различают следующие типы групп и команд в их развитии.
1. Рабочая группа. Взаимодействие членов группы в ней осуществляется в основном для обмена информацией и опытом. Для нее характерна персональная ответственность членов группы за результаты их деятельности.
2. Псевдокоманда. Члены ее могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших
усилий.
3. Потенциальная команда. Члены ее осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий, направленных на ее достижение. Они пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества.
4. Настоящая команда. Члены ее обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, выработали эффективные методы совместной деятельности.
5. Высокоэффективная команда. Это группа, обладающая всеми характеристиками настоящих команд и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Результаты ее деятельности превосходят ожидания окружающих людей.
Командная деятельность должна строиться на следующих принципах:
Самоуправляемая команда
Самоуправляемая команда — это группа, которой предоставляется существенная автономия; она несет полную ответственность за поведение своих членов и результаты деятельности.
Основные отличия самоуправляемых команд состоят в комбинации наделения властью и обучения планированию, управлению, мониторингу и контролю над собственной деятельностью, в значительной самостоятельности и свободе действий, возможности выполнять функции управления.
Самоуправляемые команды формально создаются руководством компании, которое задает общее направление деятельности команд. В них нет назначенного руководителя.
Самоуправляемая команда самостоятельно:
* планирует свою работу;
* организует работу входящих в них сотрудников путем определения и согласования обязанностей каждого, наделения полномочиями для выполнения задания и принятия решений, составления рабочего графика;
• координирует работу входящих в псе сотрудников, а также деятельность всей команды с функциональными отделами в организации, развивает кооперацию и коммуникации как на внутрикомандном, так и межкомандном уровнях;
* мотивирует своих сотрудников
на эффективное выполнение
* принимает на работу новых сотрудников;
* обучает своих сотрудников смежным профессиям; выявляет и разрешает потенциальные и реальные продлены, которые мешают ее деятельности;
* поддерживает инициативу каждого сотрудника — члена команды—в отношении новых творческих способов выполнения задания;
* задает стандарты качества;
* несет коллективную ответственность за полученные результаты работы.
Таким образом, самоуправляемые команды выполняют не только реальную работу, но и функции управления.
Управленческая команда (команда менеджеров высшего уровня управления)
Процесс формирования управленческой команды связан с рядом проблем:
В этих условиях руководитель должен:
Практика показывает, что процесс «притирки» людей к руководителю и друг к другу занимает значительное время, иногда до 9-12 месяцев. И если к концу этого срока совместная работа не налаживается, то команда может распасться или же уйти из компании.
Причины ухода команд из компании.
Условия и факторы эффективности групповой работы
Критерии эффективности групповой работы
Эффективность групповой деятельности является важной составляющей общеорганизационной эффективности. Важнейшими критериями ее могут служить:
Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают нарастающий опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, к повышению эффективности работы и группы, и организации в целом.
В эффективной команде:
Условия деятельности организации
На эффективность влияют условия деятельности групп, определяемые организацией. Например, стратегия развития организации определяет стратегию функционирования групп, входящих в ее состав.
Если предполагается реорганизация производства, то в подразделениях, которых она будет касаться, увеличивается беспокойство сотрудников, создаются потенциальные причины для конфликтов.
Организационная структура организации определяет место каждого подразделения в системе управления, его взаимоотношения с другими подразделениями в процессе совместного труда. Деятельность групп, исходя из занимаемого положения в структуре организации и в соответствии с формальными ее нормами и правилами, будет относительно предсказуемой.
Степень обеспеченности
предопределяет
Если организация
поддерживает коллективный
Большое влияние
на эффективность групповой
Очень важна
роль менеджмента в оказании
консультативной помощи при
Консультации
необходимы в процессе
Введение менеджментом
командного вознаграждения
Повышению эффективности
деятельности групп
Информация о работе Формирование группового поведения в орагнизации