Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы, – потребностей в причастности, в понимании причин принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации. Одной из характеристик группы являются происходящие в ней групповые процессы.

Содержание работы

1. Понятие «группа», теория групп: реальные, формальные и неформальные группы, групповые процессы. 2
2. Классификация групп 3
3. Потенциал группы. 5
4. Личность и группа. Роли в группах. 5
5. Понятие команд. Факторы и этапы превращения группы в команду. 7
6. Характеристика этапов существования группы (команды) по Такману 8
7. Роли в команде по Бельбину. Диагностика командных ролей. Опасность проявления группового мышления. 9
8. Управление групповым поведением 12
9. Алгоритм перехода к работе в группах. 13
10. Факторы неэффективности работы в группах. Минуcы организации команды. 16
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Понятие группы.docx

— 557.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Югорский государственный университет

 

Институт менеджмента и экономики

 

 

Контрольная работа

по «Организационному поведению» на тему:

«Формирование группового поведения в организации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): студент(ка) группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «группа», теория групп: реальные, формальные и неформальные группы, групповые процессы.

 

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Реальные группы – это такие объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков и в которых люди определенным образом осознают свою принадлежность к групп.

Формальные группы имеют юридический статус, создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации. Западные ученые выделяют следующие:

  • команды — соподчиненные группы руководителя-лидера и его сотрудников;
  • рабочие (целевые) группы — создаются на определенное время с целью выполнения определенного задания;
  • комитеты — специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т. п.

Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы, – потребностей в причастности, в понимании причин принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.

Одной из характеристик группы являются происходящие в ней групповые процессы.

Групповые процессы – процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы – образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений.

  1. Классификация групп

 

 

 

Рассмотрим более подробно основные виды групп.

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

  1. Потенциал группы.

 

Потенциал группы складывается из способностей людей, которые в нее входят.

Потенциал группы можно декомпозировать примерно по тем же элементам, что и трудовой потенциал человека. Элементы группового потенциала:

  • профессионально-квалификационный потенциал;
  • выносливость и устойчивость к неблагоприятным воздействиям;
  • творческий потенциал;
  • нравственно-мотивационный потенциал, направленность группы;
  • эффективность внешних и внутренних коммуникаций в группе;
  • способность группы стать лидером среди других групп;
  • уверенность в своих силах и энтузиазм группы;
  • способность группы к развитию;
  • гибкость и адаптивность к изменениям.
  1. Личность и группа. Роли в группах.

 

Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения.

Статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

  1. альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
  2. бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;
  3. гамма-1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;
  4. гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
  5. гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться;
  6. гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
  7. омега – лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы».

Улучшению производственных показателей команды способствуют два типа ролей:

  • роли, направленные на выполнение задания;
  • роли, направленные на формирование отношений.

Членам команды сложно исполнять обе роли одновременно, и потому они имеют тенденцию вносить в одно направление больший вклад, чем в другое. Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. Реализация ролей, ориентированных на задачу, позволяет двигаться к поставленным целям быстро и эффективно. Роли, ориентированные на взаимоотношения, способствуют поддержанию гармоничных межличностных взаимоотношений внутри команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде. Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достигнуть максимального успеха и могут полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими. К ним относятся:

  • неприятие – нежелание принимать идеи, высказываемые определенными лицами, невзирая на достоинства самого предложения;
  • использование служебного положения – статуса, должности или титула для принятия идей без их обсуждения и проверки;
  • сопротивление – блокирование всех преобразований, нововведений и прогрессивных идей, заведомое неприятие любых предложений от членов команды;
  • уклонение – нежелание оставаться в рамках темы, обсуждаемой командой, уход от предмета обсуждения.

Роли в организациях можно назвать профессионально-функциональными.  Профессионально-функциональная роль определяется должностными инструкциями, в которых указаны цели данной деятельности, обязанности и права работника, его ответственность, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам, уровню образования.

 

По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности. Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой.

Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для него более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь. Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время человек не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных человек деградирует, теряет способность общения, взаимодействия.

  1. Понятие команд. Факторы и этапы превращения группы в команду.

 

Понятие «команда» отличается от понятия «группа». Далеко не каждая группа становится или может стать командой. Команда — это рабочая группа, в которой обеспечено единство членов, и уровень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне. Члены команды стремятся к достижению общей цели на основе постоянного взаимодействия и координации своих усилий, демонстрируя ответственность и энтузиазм, поддерживая друг друга.

Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.

Превращение группы в команду происходит, когда:

    • все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;
    • доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;
    • культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;
    • принадлежность к команде считается престижным состоянием;
    • цели команды постоянно реализуются.

Информация о работе Формирование группового поведения в организации