Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:30, контрольная работа
Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы, – потребностей в причастности, в понимании причин принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации. Одной из характеристик группы являются происходящие в ней групповые процессы.
1. Понятие «группа», теория групп: реальные, формальные и неформальные группы, групповые процессы. 2
2. Классификация групп 3
3. Потенциал группы. 5
4. Личность и группа. Роли в группах. 5
5. Понятие команд. Факторы и этапы превращения группы в команду. 7
6. Характеристика этапов существования группы (команды) по Такману 8
7. Роли в команде по Бельбину. Диагностика командных ролей. Опасность проявления группового мышления. 9
8. Управление групповым поведением 12
9. Алгоритм перехода к работе в группах. 13
10. Факторы неэффективности работы в группах. Минуcы организации команды. 16
Список используемой литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Югорский государственный университет
Институт менеджмента и экономики
Контрольная работа
по «Организационному поведению» на тему:
«Формирование группового поведения в организации»
Выполнил(а): студент(ка) группы
Содержание
Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Реальные группы – это такие объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков и в которых люди определенным образом осознают свою принадлежность к групп.
Формальные группы имеют юридический статус, создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации. Западные ученые выделяют следующие:
Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы, – потребностей в причастности, в понимании причин принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.
Одной из характеристик группы являются происходящие в ней групповые процессы.
Групповые процессы – процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы – образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений.
Рассмотрим более подробно основные виды групп.
Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.
Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.
Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.
Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.
Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.
Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.
Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.
Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.
Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.
Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.
Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.
Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.
Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.
Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.
Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.
Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.
Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.
Потенциал группы складывается из способностей людей, которые в нее входят.
Потенциал группы можно декомпозировать примерно по тем же элементам, что и трудовой потенциал человека. Элементы группового потенциала:
Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения.
Статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
Улучшению производственных показателей команды способствуют два типа ролей:
Членам команды сложно исполнять обе роли одновременно, и потому они имеют тенденцию вносить в одно направление больший вклад, чем в другое. Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. Реализация ролей, ориентированных на задачу, позволяет двигаться к поставленным целям быстро и эффективно. Роли, ориентированные на взаимоотношения, способствуют поддержанию гармоничных межличностных взаимоотношений внутри команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде. Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достигнуть максимального успеха и могут полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими. К ним относятся:
Роли
в организациях можно назвать профессионально-
По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности. Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой.
Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для него более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь. Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время человек не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных человек деградирует, теряет способность общения, взаимодействия.
Понятие «команда» отличается от понятия «группа». Далеко не каждая группа становится или может стать командой. Команда — это рабочая группа, в которой обеспечено единство членов, и уровень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне. Члены команды стремятся к достижению общей цели на основе постоянного взаимодействия и координации своих усилий, демонстрируя ответственность и энтузиазм, поддерживая друг друга.
Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.
Превращение группы в команду происходит, когда:
Информация о работе Формирование группового поведения в организации