Формирование и функционирование формальных и неформальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условиях эффективности управления, также является умение работать в малых группах, такие как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными. Из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности рассмотрения данной темы, так как в большинстве предприятий сочетаются формальные и неформальные группы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Формальные, неформальные и дружеские группы 5
1.2. Функции неформальных групп и влияние на них 7
1.3. Коллектив как единство формальной и неформальной структуры 9
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ООО «Усадьба» 12
2.1 Краткая характеристика ООО «Усадьба» 12
2.2. Влияние неформальных групп на результаты деятельности ООО «Усадьба» 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Дальневосточный федеральный университет

 

 

 


 

 

 

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Геня Никита Константинович

 

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине  «_________________»

Специальность ____________ «___________________________»

Очной (заочной) формы  обучения

 

 

 

 

Студент гр. С17213__________________

                                                  (подпись)

Руководитель 

__________       ____________________

     (и.о.ф)                    (подпись)

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись            И.О.Фамилия

« _____» ___________________  2012г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

       (подпись)            (И.О.Ф.)

 

«_____» ________________ 2012г.


 

г. Арсеньев

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

 

Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организаций существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательств руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Несмотря на то, что  неформальные организации созданы  не по воли руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное  влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель не выполнял свой функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организаций, стремящийся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должностного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляется с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Одним из необходимых  условиях эффективности управления, также является умение работать в малых группах, такие как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными. Из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности рассмотрения данной темы, так как в большинстве предприятий сочетаются формальные и неформальные группы.

В рамках этой курсовой работы целью является: формирование и функционирования формальных и неформальных групп (общие черты и различия).

Задача данной работы - рассмотреть механизмы образования формальных и неформальных групп. Теоретической основой явились научные труды таких исследователей как: Шейнов В. С., Веснин В. Р.

 

 

1 Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации

 

1.1 Формальные и неформальные группы

 

Рабочая группа включает в себя формальную и неформальную структуры и соответствующие  им группы (неформальных структур и  групп может быть несколько), которые  накладываются друг на друга. Формальные группы обычно создаются по инициативе сверху, как правило, вышестоящим руководством для выполнения определенных организационных задач, хотя иногда они могут создаваться и по инициативе снизу, например, в том случае, когда несколько знакомых, приятелей объединяют свои капиталы, усилия и создают совместное предприятие, скажем, торговую точку. Однако и в этом, весьма редком случае формальная группа образуется в результате реализации сознательно принятого решения.

Отличительными признаками формальной группы являются: четко  определенный состав и структура, в том числе организационные нормы; общие для группы задачи (цели); жесткое определение и распределение ролей; однозначное установление статусов, прав и обязанностей членов группы. Примеры формальных групп на предприятии — отделы (сектора) планирования, производства, маркетинга, снабжения и т.п. Формальные группы обеспечивают единство действий всех составных частей организации, связь различных подразделений с ее общими целями. В основе выделения формальных групп лежит целесообразность общественного разделения труда.

Неформальные группы в организации всегда создаются  стихийно, по инициативе снизу как  результат новых форм активности и коммуникаций, возникающих на базе формального взаимодействия работников. Поведение членов неформальной группы — это их своеобразная реакция на формальные структуры организации. Неформальные группы возникают на основе целей, прямо не совпадающих с целями организации, как результат общности интересов, симпатий и антипатий их членов, проявляющихся в отношениях взаимопомощи, обмена знаниями, навыками и информацией, а также в некоторых других специфических видах деятельности, в том числе наносящих вред организации (например, совместные действия группы расхитителей).

Неформальные группы не имеют четкой, устойчивой структуры и могут быть открыты для новых членов организации. Разграничение статусов и ролей в них не является жестким и заранее запланированным. Оно не задано извне, сверху, а определяется внутригрупповыми отношениями. Неформальные группы способны существенно модифицировать формальную структуру, а порой и до неузнаваемости исказить результаты ее деятельности.

Изучение неформальных групп особенно широко развернулось примерно в 60-х годах в связи  с распространением влияния теории человеческих отношений.

Неформальные группы делятся на заинтересованные (или группы интересов) и дружеские. Первые формируются для реализации определенного общего интереса, например, для предъявления руководству требований о своевременной выплате зарплаты или ее повышении. Обычно такие группы прекращают свое существование, как только удовлетворяются их интересы. Однако наиболее сплоченные из них нередко видоизменяют цель своего объединения, характер деятельности и даже оформляются структурно. Так, группа активистов—защитников интересов рабочих —может стать ядром созданной профсоюзной организации, группа рационализаторов и изобретателей — конституироваться в сектор научных разработок и т.п. Таким образом формальные и неформальные группы формируются из коллектива предприятия.

 

1.2. Функции неформальных групп и влияние на них

 

Неформальные группы выполняют ряд функций, важных для  их членов. К числу функций неформальных групп относятся следующие:

  1. реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.;
  2. защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышения норм выработки, сокращения работников и т.п.;
  3. получение и передача необходимой или интересной информации;
  4. облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
  5. сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
  6. удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании, уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;
  7. создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;
  8. адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций.

Как видно из приведенного перечня функций, неформальные группы могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. При определенных условиях они могут  вступать в конфликт с целями организации, отвлекать внимание и энергию работников, порождать острые конфликты и снижать эффективность работы в целом. Разнообразие функций неформальных групп необходимо учитывать в практической управленческой работе. Руководитель должен уметь в каждом конкретном случае ставить правильный диагноз, т.е. определять функциональное назначение неформальной группы, а также вырабатывать адекватные действия, направленные на устранение или изменение характера дисфункциональных объединений, на поощрение и укрепление функциональных групп. Следует создавать благоприятные условия для формирования и сплочения групп, способствующих достижению целей организации.

Процесс формирования и  функционирования неформальных групп  во многом управляем, поддается целенаправленному регулированию. При этом важно учитывать, что управление неформальными группами должно быть комплексным, т.е. охватывать и формальные группы, поскольку в реальной жизни формальные и неформальные структуры рабочей группы тесно взаимосвязаны, находятся в неразрывном единстве. Управлению динамикой неформальных групп способствуют:

  1. преодоление широко распространенного негативного, пренебрежительного отношения к неформальным группам, признание неформальной организации и работа с ней, не угрожающая ее существованию. При этом важно помнить, что ликвидация неформальной организации и, как следствие, разрушение неформальной группы могут сделать нежизнеспособной и формальную организацию, нанести ущерб рабочей группе в целом;
  2. внимательный учет мнения членов и особенно лидеров неформальных групп, поощрение тех из них, которые помогают достижению целей организации. Необходимо всячески избегать противостояния формального и неформального лидеров;
  3. постоянный учет влияния принимаемых решений на неформальные группы и недопущение негативных последствий такого влияния;
  4. обязательное включение в процесс принятия важных решений членов неформальной группы, и в первую очередь ее лидера. Это устраняет или ослабляет сопротивление таких групп принятым решениям;
  5. систематическое обеспечение участников неформальных групп достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения.

Развитая, работоспособная  рабочая группа не может быть лишь формальной или неформальной. Некоторые авторы, отражая динамику становления рабочих групп, различают плановую единицу и рабочую группу. Первая становится рабочей группой лишь в результате включения людей в процессы выполнения производственных заданий и развития коммуникаций, благодаря приобретению определенной степени сплоченности (спаянности).

Для эффективности деятельности рабочей группы в целом необходимо оптимальное сочетание в ней  формальной и неформальной структур и групп при ведущей роли первой из них, а также развитость, зрелость неформальной структуры, которая выражается, прежде всего, в групповой сплоченности. Именно сплоченность превращает группу из простой суммы ее отдельных членов в качественно новый коллективный субъект, обладающий более высокими возможностями в реализации целей каждого работника и всей организации.

1.3 Коллектив как единство формальной и неформальной структуры

 

Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием «коллектив». К сожалению, из-за идеологизации  этого понятия в коммунистической пропаганде, с одной стороны, и его широкого противопоставления личности, индивидуальности в последние годы в постсоциалистических странах, с другой стороны, оно почти совсем выпало из научного лексикона. Однако само по себе понятие “коллектив” идеологически нейтрально и широко распространено в мировой литературе. Обычно под коллективом понимается устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью. Рабочий, или трудовой, коллектив характеризует рабочую группу в единстве ее формальной и неформальной структур.

Некоторые американские авторы называют коллектив «самым мощным орудием, известным  человеку». Потенциально он является эффективнейшим мотиватором труда, фактором поддержки  индивидуальных усилий и воодушевления работников, мощной стимулирующей и творческой средой, в которой раскрываются индивидуальные способности и дарования. Люди могут получать удовольствие от принадлежности к коллективу, посвящать ему себя, считать коллективные цели приоритетными. Менеджеры и другие руководители создают рабочие коллективы в силу ряда причин:

  1. коллективный подход является признаком сильного и решительного стиля управления;
  2. коллективом лучше решаются крупные или междисциплинарные задачи, в том числе такие, которые не могут быть решены простой суммой усилий членов группы;

Информация о работе Формирование и функционирование формальных и неформальных групп