Формирование и функционирование формальных и неформальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условиях эффективности управления, также является умение работать в малых группах, такие как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными. Из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности рассмотрения данной темы, так как в большинстве предприятий сочетаются формальные и неформальные группы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Формальные, неформальные и дружеские группы 5
1.2. Функции неформальных групп и влияние на них 7
1.3. Коллектив как единство формальной и неформальной структуры 9
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ООО «Усадьба» 12
2.1 Краткая характеристика ООО «Усадьба» 12
2.2. Влияние неформальных групп на результаты деятельности ООО «Усадьба» 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Возможности коллектива, т.е. сплоченной группы, в обеспечении  эффективности трудовой деятельности достаточно велики. При решении большинства  задач, особенно сложных, многосоставных, решение которых требует разнообразных знаний, навыков и участия многих людей, результаты коллективной деятельности намного превосходят простую сумму индивидуальных достижений. Группа более продуктивна также в производстве наиболее плодотворных и обоснованных идей, всесторонней оценке тех или иных проектов, хотя при принятии решений она и бывает склонна к повышенному риску. Это проявляется в том, что группа принимает заметно более рискованные решения, чем решения ее отдельных членов, которые принимают их самостоятельно, на свой страх и риск. Ученые объясняют этот феномен по-разному:

  1. конформистским давлением, которое проявляется в том, что отдельные члены группы не осмеливаются высказывать свои взгляды, расходящиеся с уже изложенными мнениями, особенно позициями групповых лидеров и большинства, критиковать эти позиции;
  2. чувством переоценки, завышения своих возможностей, которое развивается при интенсивном групповом общении (завышенное чувство «Мы», ослабляющее восприятие риска);
  3. взаимным «заражением смелостью». Этот эффект возникает в групповых коммуникациях;
  4. притуплением чувствительности к опасностям и предостережениям в результате предшествующего группового опыта, существование коллективов более устойчиво, чем положение отдельных работников. К тому же групповые неудачи обычно менее заметны и не воспринимаются так остро, как индивидуальные;
  5. широким распространением (чаще ошибочного) мнения, будто при групповых решениях ответственность ложится на многих людей и доля личной ответственности сравнительно невелика;
  6. влиянием лидеров, особенно формальных руководителей, видящих свои главные функции в обязательном внушении оптимизма и уверенности в достижении цели.

Ряд исследователей, отмечая  превосходство высоко сплоченных групп  в кооперативности, демократичности, ангажированности поведения их членов, достижении индивидуальных и групповых  целей и общей удовлетворенности  трудом и пребыванием в коллективе, вместе с тем указывают на склонность таких коллективов к групповому мышлению.

 

2 Взаимодействие формальных и неформальных групп в ООО «Усадьба»

2.1 Краткая  характеристика ООО «Усадьба»

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Усадьба», именуемое в дальнейшем Общество, создано в соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ, зарегистрированного постановлением главы муниципального образования г. Находка №372 от 04. 05. 2000г.

Учредителем является: Приморский краевой союз потребительских обществ, зарегистрированное Управлением юстиции Администрации Приморского края, свидетельство о регистрации 25 №1602 от 3 апреля 1999 г., находящейся по адресу:  692600, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 3.

Целью деятельности Общества является получение прибыли. Предметом  деятельности Общества является предпринимательская  деятельность. Для достижения поставленной цели Общества осуществляет следующие  виды деятельности:

  1. хлебопечение;
  2. оптово-розничная торговля;
  3. организация торгового обслуживания, оказание услуг общественного питания, оказание различных услуг гражданам и предприятиям всех форм собственности;
  4. осуществление внешнеэкономической деятельности;
  5. осуществление посреднической деятельности;
  6. производить автоперевозки;
  7. сельскохозяйственная деятельность.

Деятельность не ограничивается вышеназванными видами деятельности. Общество имеет гражданские права  и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности общества. Все выше перечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Организационная структура ООО «Усадьба» является линейно-функциональной. Особенностью линейно-функциональной структуры является то, что планирование работ осуществляют функциональные подразделения, работы выполняют производственные подразделения. Все подразделения подчиняются руководителю.

2.2 Влияние неформальных групп на результаты деятельности ООО «Усадьба»

 

Одним из вариантов проведения исследования эффективности управления формальными и неформальными  группами является опрос руководства  организации. Данный метод был использован на предприятии  ООО «Усадьба». Вопросы, заданные руководству организации, представлены в приложении А.

При проведении данного  опроса ставились следующие задачи:

    1. получить данные о том, какой информацией о своих неформальных группах обладает руководство предприятия;
    2. получить объективную информацию об положительных и отрицательных сторонах управления неформальными группами на данном предприятии;
    3. предложить способы более эффективного управления неформальными группами.

В исследовании приняло  участие восемь человек. Характерной чертой опроса стало конструктивное, взвешенное отношение руководства к поставленным вопросам, наряду с их уверенностью в полезности и необходимости необычного мероприятия. Результаты опроса свидетельствуют о том, что руководство фирмы знает о наличии неформальных групп на предприятии, имеет правильное представление о причинах их возникновения, а также считает необходимым взаимодействовать с ними. На вопросы об особенностях характеристик неформальной группы и их влиянии на деятельность формальных групп получены правильные ответы. Проведенный на предприятии ООО «Усадьба» опрос показал, что управление неформальными группами в данной организации имеет следующие положительные стороны: 

    1. руководство предприятия считает, что неформальные группы могут помочь формальной организации в достижении ее целей; 
    2. перед тем, как принять какое-либо управленческое решение, подавляющее большинство опрошенных просчитывают возможность отрицательного воздействия на неформальные группы и принимают решения в соответствии с этим; 
    3. на предприятии существуют клубы руководящих работников, для них проводятся конференции и собрания по различным вопросам. К руководителям «среднего звена» отношение начальства несколько «мягче», чем к остальной части персонала предприятия.
    4. Руководство предприятия считает, что перевод сотрудников из одного места работы на другое является одним из методов эффективного управления неформальными группами. Данный метод на предприятии применяется.

Отрицательными сторонами  управления неформальными группами являются:

    1. на предприятии ООО «Усадьба» никаких общественных мероприятий не проводиться и не планируется. Руководство организации считает, что в этом нет никакой необходимости и будет только отвлекать людей от собственных дел:
    2. для принятия какого-либо решения одни из опрошенных ответили, что не привлекают членов организации к обсуждению данных вопросов, другие – привлекают, когда считают это необходимым для себя:
    3. руководство предприятия считает, что размещение кабинетов не повлияет на поведение членов неформальной группы и, соответственно, не применяет данный метод управления на предприятии:
    4. директор организации знает естественных лидеров неформальных групп на предприятии, но не применяет никаких методов управления ими. 
    5. на предприятии  ООО «Усадьба» руководство считает возможным за счет гибкого использования различных каналов передачи информации усилить свое влияние на неформальные группы, однако каналы неформальной передачи информации для влияния на неформальные группы не используются.

Для повышения эффективности  управления неформальными группами руководству предприятия ООО «Усадьба» необходимо применять следующие методы влияния:

    1. необходимо привлекать сотрудников для обсуждения различных вопросов касающихся деятельности предприятия, консультироваться с ними и принимать решения с учетом их пожеланий и рекомендаций;
    2. проводить спортивные соревнования и другие мероприятия для сотрудников во внерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности. Необходимо внушить, что все содействующее целям организации содействует и целям отдельного человека;
    3. руководству предприятия необходимо пытаться управлять лидерами неформальных групп, контролировать их деятельность и использовать ее для влияния на неформальные группы;
    4. необходимо развивать и использовать каналы формальной передачи информации, так как данный метод имеет много позитивных моментов для управления неформальными группами и его применение будет способствовать более эффективному влиянию на данные группы.

Несмотря на то, что  неформальные организации создаются  не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.

 

Заключение

 

 

Проблема существования  и взаимного влияния формального  и неформального в социальной организации имеет очень большое  значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимосвязаны с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству. В число проблем, связанных с неформальными организациями, входят: снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. К потенциальным выгодам относятся: большая преданность организации, высокий дух коллективизма и более высокая производительность труда наблюдаются в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные.

Чтобы увеличить эффективность  работы всей организации, справиться с  потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решения и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации. В практической части работы мы разработали анкету и провели исследование по вопросу эффективности управления неформальными группами на предприятии ООО «Усадьба». По результатам проведенного опроса нами были предложены способы более эффективного управления неформальными группами. Основными из них являются: обеспечение лояльности сотрудников организации, управление лидерами неформальных групп, использование в управлении каналов формальной передачи информации. 

 

Список использованных источников

 

 

1.Основы менеджмента / О.А. Зайцева,  А.А.Радугин, Н.И Рогачева. - М.: 2010. – 202 с.

2. Основы менеджмента  / В.Р.Веснин. - М.: 2007. - 384 с.

3.Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы / Ю.Д. Красовский. – М.: 2011. – 354 с.

4. Искусство менеджера / В. П. Шейнов - М : 1997. – 435 с.

5.Основы менеджмента / А.К. Семенов, В.И Набоков. - М.: 2007. – 125 с.

6.Управление персоналом / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев - М.: 2009. – 490 с.

 

Приложение А

 

 

1.Знаете ли Вы о  существовании в вашей организации  неформальных групп:

А). Да;

Б). Нет.

2.Причиной возникновения  неформальных групп является:

А). Результат неэффективного управления организацией;

Б). Естественное стремление человека к объединению с другими людьми.

3.Считаете ли Вы, что  для того чтобы справиться  с неформальной группой необходимо:

А). Уничтожить ее;

Б). Не обращать на нее  внимания;

В). Взаимодействовать  с ней.

4. Какие из нижеперечисленных  характеристик, по Вашему мнению, отражают особенности неформальной группы:

А). В основе ее лежит  принцип целесообразности, сознательного  движения к известной цели;

Б). Наличие своих лидеров;

В). Сопротивление переменам, которые могут произойти в  их организации;

Г). Осуществление социального  контроля за своими членами;

Д). Все вышеперечисленные.

5.Какое, по Вашему  мнению, неформальные группы несут  в себе влияние на деятельность  формальных групп:

А). Положительное;

Б). Отрицательное;

В). И то и другое;

Г). Никакого.

6.Считаете ли Вы, что  неформальные группы могут помочь  формальной организации в достижении  ее целей:

Информация о работе Формирование и функционирование формальных и неформальных групп