Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:53, реферат
Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.
Введение. стр. 2
1. Понятие социально-психологического климата. стр. 4
2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического климата. стр. 6
3. Диагностика социально-психологического климата. стр. 8
4. Первичный трудовой коллектив как малая группа. стр. 11
5. Социально-психологический климат первичного трудового
коллектива. стр. 16
6. Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата. стр. 23
Заключение. стр. 25
Список используемой литературы.
Содержание:
Введение.
1. Понятие социально-
2. Факторы, определяющие
состояние социально-
3. Диагностика
социально-психологического
4. Первичный трудовой коллектив как малая группа. стр. 11
5. Социально-психологический климат первичного трудового
коллектива.
6. Формирование
и поддержание благоприятного
социально-психологического
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
В
условиях современной научно-
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности,уровня психического потенциала личности и коллектива ,масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Актуальность
данной проблемы диктуется
1. Понятие социально-
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. В психологии часто употребляются схожие категории: "социально-психологический климат", "морально- психологический климат", "психологический климат", "психологическая атмосфера коллектива". Наиболее употребительно понятие "социально-психологический климат".
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям: состоянию коллективного сознания; отражению особенностей взаимодействия людей; эмоционально-психологическому настрою группы; настроению группы; состоянию группы; психологическому единству членов группы; взаимоотношениям в группах и коллективах и др. Целесообразно отметить, что среди основных факторов социально-психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считают также, что социально-психологический климат - это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга, а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач.
Социально-психологический климат - это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности. Социально-психологический климат выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в подразделении или службе. Такой настрой сотрудников причинно обусловлен внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и относительно нейтрален по отношению к внесистемным влияниям (контактам с клиентами, формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам ).
2. Факторы, определяющие состояние
социально-психологического
Наблюдения и исследования позволяют выделить шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально-психологического климата и, в конечном счете, самочувствие и работоспособность работников.
1. Служебно-функциональные
факторы (условия труда и оборудование
рабочих мест; обеспеченность труда
техникой, связью, защитными средствами
и т.п.; организация труда, режим
труда и отдыха, график работы
и т.п.; обоснованность и четкость
распределения функций между
работниками; функциональная определенность
структуры деятельности
2. Экономические факторы
(система оплаты труда; своевременность
получения денежного
3. Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; преемственность в оценке и выборе способов воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.).
4. Психологические факторы
(взаимоотношения работников
5. Факторы профессионально-
6. Правовые факторы (оптимальность
и непротиворечивость правовых
актов, регулирующих профессиональную
деятельность; соответствие правовых
актов требованиям современной
деятельности; наличие по каждой
должности должностной
3. Диагностика социально-
Изучение социально-психологического климата можно строить на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование, шкалирование, референтометрия и др.).
При наблюдении и беседе с работниками целесообразно использовать косвенные признаки (показатели) уровня развития социально-психологического климата.
Для благоприятного (зрелого, здорового) СПК свойственны:
преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;
чувство групповой сплоченности и товарищества;
высокий уровень профессиональной подготовленности работников;
хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;
равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;
своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;
справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;
нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;
использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;
критика и самокритика;
коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;
охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.
Для неблагоприятного (незрелого) СПК свойственны:
частые опоздания и длительное отсутствие на работе;
обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";
длительные перекуры во время работы;
неточное выполнение решений и распоряжений руководства;
распространение слухов друг о друге;
скрытая критика условий труда;
пустая трата рабочего времени;
отказ от работы в сверхурочное время;
частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;
частые нарушения дисциплины;
высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;
низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов;
отсутствие критики и самокритики.
К основным объективным показателям уровня развития СПК относят: эффективность профессиональной деятельности, состояние служебной дисциплины и характер движения кадров. Среди субъективных (психологических) показателей часто называют степень удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности, особенности восприятия и понимания других людей, удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями, доминирующие психические состояния работников, эффективную трудовую мотивацию и др.
Обычно при диагностике социально-психологического климата применяется комплекс методических процедур: специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др.
4. Первичный трудовой коллектив как малая группа.
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые различные определения малой группы. Так, Д. Картрайт, А. Зингер, Т.Ньюком указывают следующие критерии определения и выделения малой группы: частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число составляющих ее членов. Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы: взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует, определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды; обособление лидеров, влияющих на остальных; общность целей, деятельности и организации; наличие у членов группы чувства «мы», единства группы; сплоченность. Г. Дикарс понимает под группой «психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга».М. и К. Шериф считают, что группа- это социальный союз, наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов. К ним относятся: структура и организация, система норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам. Согласно Х. Томе и Х. Фегеру, основной признак группы - взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малой группы являются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе. Г. Хоманс также считает, что частота взаимодействия, его длительность и порядок - главные характеристики понятия «малая группа».
Другие толкования понятия «малая группа»: 1. собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение; 2. миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в целом; 3. жизненное пространство личности.
Многообразие
определения понятия «малая
В отечественной групповой психологии выделяют четыре исследовательских подхода:
1. Деятельностный подход
основывается на принципе
Информация о работе Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата